Доклады

Выступление на международной конференции

29 октября 2016

Уважаемые коллеги! Я хочу выразить благодарность всем партнёрам, которые сегодня участвуют в международной конференции - это журнал «Политическое образование», это общественные организации фонд «Социальная экология» и, безусловно, Институт Европы РАН. Огромное спасибо. Мы всегда здесь работаем с вами с удовольствием.

Хочу выразить огромную благодарность лично профессору Шмелёву, профессору Каргаловой, профессору Аринину, профессору Канунникову, профессору Трейнхард и нашим друзьям из Европы, из структур Европейского Союза, а именно проффессору Марко Риччери и господину Филиппу Амро Дротц. Огромное спасибо, что вы нашли время, чтобы участвовать в этой конференции. Итак, тема нашей конференции: «Проблемы и перспективы социального развития социальной Европы».

Если мы смотрим на название, безусловно, мы смотрим на  социальную систему, которая существует и в Европе, и в России. Как вы знаете, есть очень разные такие системы или модели, это социал-демократические, социал-консервативные, либеральные. Их у нас в Европе довольно много. Это что значит? Это значит, что у нас нет такой европейской модели. Мы стремится к этому. Но сегодня у нас её нет.

И поскольку есть очень разные понятия, что должно делать государство? Какие варианты социального развития мы ожидаем? Это один из важных вопросов, потому что в Германии есть разные социал-демократические партии. Хотя мы, конечно, считаем, что есть только она – СДПГ, безусловно, – но есть ещё новая партия левая в Германии, которая смотрит на социальные системы совсем по-другому, чем социал-демократия. И обещают очень много.

В основном мы используем «понятие» социальное государство. Хотя есть другие варианты. Есть понятие как «государство всеобщего благоденствия», которое подразумевает ещё больше социального содержания. Если мы говорим о социальном государстве, то мы имеем в виду государство, которое помогает, если мы пенсионеры, если мы заболеем, если у нас нет работы и так далее.

Но, очевидно, этого недостаточно для характеристики государства всеобщего благоденствия. И мы в Германии, в Европе и, в принципе, в России это прекрасно понимаем. Потому что государство всеобщего благоденствия это что-то другое. Что следует понимать под государством всеобщего благоденствия?

Во-первых, имея высокоразвитую экономику, государство всеобщего благоденствия влияет на распределение средств, через налоги с целью устранения разделения общества на очень богатых и очень бедных. К сожалению, известный коэффициент Джинни (деление общества на 10% самых богатых и 10% самых бедных) и в Германии растёт. В Европе есть только два государства, в которых последнее время было увеличение этого коэффициента - это Греция и Германия, как ни странно.

Во-вторых, государство всеобщего благоденствия ведёт политику по ограничению рынка. В Европе, и господин Шмелёв конечно это всё правильно сказал, социальная рыночная экономика. Даже в Германии до сих пор, может быть, профессор Трейнхард имеет другое мнение по этому поводу, функционирует социальная рыночная экономика.

В-третьих, государство всеобщего благоденствия может влиять на образование, обеспечивая его бесплатность.

Один из самых важных аспектов развития социального государства, а это тема в России и в Европе крайне актуальна, в том числе в Германии, - это отношения между государством, гражданским обществом и бизнесом. У нас в Германии, в принципе, нет такого содержательного понимания по этому поводу. В Германии есть закон по налоговой политике, который регулирует взаимоотношения налогоплательщиков: кто будет платить и сколько налогов. Бизнес больше, а гражданское общество поменьше. Но этого недостаточно. Нам придётся глубже рассматривать взаимоотношения государства, гражданского общества и бизнеса. Пока получается, что бизнес только зарабатывает деньги и всё!

Я думаю, что темы нашей конференции: гражданское общество, правящие элиты, миграция - это очень важные проблемы. Рассматривая их, мы будем видеть, как государство сможет влиять на социальное развитие Европы и России. Говоря о бизнесе или гражданском обществе, мы всегда, может быть в России немножко больше, чем в Германии, ожидаем от государства какое-то чудо. Действительно, оно неожиданно произошло, когда во время финансового кризиса государство результативно сыграло свою регулирующую и финансовую роль. А, что дальше?

Как вы знаете, и в России, и в Америке, и в Германии предприниматели во время кризиса получали большие бонусы благодаря беспрецедентной государственной поддержке. А разве это социально? Между тем и в Германии, и в Европе вообще, в ЕС я имею в виду, есть большие проблемы, связанные с нехваткой денег. А социальные системы нуждаются, конечно, в больших деньгах.

Смотрите, насколько Германия и другие страны ЕС сократили субсидирование социальных программ, ведь это просто удивительно. Приведу один анализ Фонда Эберта, который был издан в этом месяце. В Германии сокращение социальных программ составило 30%, в Великобритании - 20%, Латвии – 15%, Испании – 5%. По России – у меня нет цифр. Итак, говоря о социальной модели, социальной рыночной экономике и так далее, спрашивается: откуда деньги?

Важной тематикой является проблема миграции, которая связана с  понятием «солидарность». Что я имею в виду? В Германии в основном люди, которые платят налоги, это средний класс. У большого бизнеса всегда есть возможности, которые позволяют ему найти другие пути. Простой гражданин платит налоги. Это солидарность, или как? Я думаю, сегодня мы будем поэтому поводу говорить, потому что тема миграция – это тема, которая связана с солидарностью. А с солидарностью в Европейском Союзе  сегодня большие проблемы.

По этим причинам у нас в ЕС под вопросом создание общей европейской социальной модели. Потому что у каждой страны есть другой подход. Это всегда было в ЕС и это нормально. Но поскольку сегодня денег мало, постольку в Европейском Союзе нет возможности построить общую модель социального государства. Это плохо, поскольку была попытка сделать из социального государства такой интеграционный процесс.

Европейские страны, ЕС как образование отличаются от других стран и по этому поводу. Это была идея создать не только Европейский Союз, а социальный Европейский Союз. К-сожалению, эта идея не была реализована, а сегодня её реализация в ЕС  ещё дальше, чем это было вчера.

И всё-таки не хочу заканчивать на такой пессимистической ноте. Мы, конечно, очень надеемся, что на конференции будут высказаны такие мысли, которые помогут политикам быть более эффективными. Без такого круга специалистов высокого уровня, предлагающих новые идеи и знания, политика не справится. Безусловно, связь между экспертом и политиком сильно зависит от настроения элиты принимать новые знания, от готовности народа – страны воспринимать новые идеи.

Но поскольку в этом году в России будут выборы в Государственную Думу, а в следующем году президента, я думаю, что все российские политики просто ожидают от вашей работы очень многого. Это, конечно, большая надежда. Я просто хочу на этой ноте оптимизма закончить своё выступление. Спасибо.

 

Комментариев пока нет