Актуальное интервью

Все должны чувствовать себя россиянами!

29 октября 2016

Стратегия национальной государственной политики до 2025 года была подписана указом президента в декабре 2012 года. Руководителем рабочей группы по разработке этого документа был Вячеслав Михайлов – советский и российский политик, специалист по проблематике национальных и федеративных отношений, доктор исторических наук, заведующий кафедрой национальных, федеративных и международных отношений Российской академии госслужбы при Президенте РФ. В своей беседе с редакцией «Москвы наций» он рассказал о стратегии национальной политики, системе идентичностей личности, о Пушкине и о великих патриотах.

В средствах массовой информации национальная стратегия широко обсуждалась. До этого, еще весной, была принята концепция национальной политики. Вопросам адаптации и интеграции мигрантов в стратегии уделен целый раздел. Все понимают, насколько серьезна эта проблема сама по себе. Тем более, что сейчас обстановка в стране напряженная, поэтому в стратегии как раз речь идет о создании таких условий, чтобы мы, жители одной страны, как граждане, так и не граждане, не ссорились друг с другом. Ведь, с одной стороны, Россия заинтересована в возращении соотечественников, в определенных регионах страны есть нехватка рабочей силы и страна заинтересована в притоке мигрантов, которые необходимы для нормального функционирования нашей экономики. С другой стороны, возникают проблемы. Если не будут налажены добрососедские, доброжелательные отношения, то неконтролируемый приток мигрантов может привести к межнациональным и межконфессиональным конфликтам. Стратегия национальной политики в этом вопросе четко ставит задачу по адаптации мигрантов, в том числе. Первая задача – это укрепление нашего многонационального народа как российской нации, вторая – достижение межнационального согласия, третья – поддержка и развитие всех этнических культур, а четвертая позиция – интеграция мигрантов. Цели и задачи прописаны в стратегии очень четко.

Все должны чувствовать себя россиянами, и вместе с этим русскими или армянами, или азербайджанцами в зависимости от этнической принадлежности. Мы же не можем иметь одну общую мать. У каждого свои родители. Помимо этого у нас есть и другое самоопределение. Когда мы говорим о национальной политике, мы говорим об идентификации каждого человека, о понятии идентичности.

Ребенок постепенно себя идентифицирует, первичная идентичность – родовая: вы определяете, кто у вас мама и папа. Другими словами, персональная идентичность, этническая. Но не у всех мама и папа одной национальности. Итак, сначала мы идентифицируем себя на персональном уровне, потом, так как живем мы в обществе, в коллективе, в стране определенной, мы, взрослея, приобретаем новые идентичности. Раньше национальность писали в свидетельстве о рождении. Сейчас этого нет, но написана национальность родителей.

Позже ребенок подрастает и понимает, что живет в Москве, здесь родился, и осознает себя как москвича. Это уже второй уровень идентичности, кругозор расширяется, и человек приобретает региональную идентичность. Но дальше идет речь о том, что мы живем в России и мы получаем страновую идентичность и гражданскую. Повзрослевший ребенок получает паспорт, в котором указывается гражданство.

У меня такой подход: идентичности не конкурируют, они должны дополнять друг друга. Воспитание толерантного чувства начинается с умения уважать и идентичность своего товарища, и свою собственную идентичность. Ни в коем случае нельзя делать эти идентичности конкурирующими и говорить о том, кем лучше быть, русским или, например, евреем. Хотя, помните, у Маяковского было: «я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»? А у Пушкина, наоборот: «Угораздил же меня Бог с умом и талантом родится в России…» Но Пушкин гений и даже в этой его фразе клокочет глубокая любовь к России. И нельзя вырывать эту фразу из контекста. А есть десятки других его слов о любви к Родине: «Два чувства дивно близки нам,//В них обретает сердце пищу://Любовь к родному пепелищу,//Любовь к отеческим гробам». Пушкин говорит о том, что без любви к родному очагу нет любви к стране. Здесь образ единения частного и общего (пепелища и отеческие гробы). А выражение у великих людей бывают разными и им это простительно за их непревзойденный талант и за то, что они великие. Чаадаев тоже много чего говорил, но он был великим патриотом.

Слово «нация» мы трактуем в двух ипостасях в нашей русской традиции. Нация как этнос и нация как согражданство, в рамках англо-саксонской традиции, которая пошла со времен Французской революции. Источником власти в феодальный период был Бог, монарх был наместником Бога на земле, и власть передавалась по наследству. А Французская революции провозгласила источником власти народ. Причем источником власти является весь народ, вне зависимости от этнической принадлежности, и народ сразу стал политическим сообществом, политическим согражданством. Вот это и есть нация.

В Конституции 1993 года уже записано, что единственным источником власти является многонациональный народ Российской Федерации. Правда, в Конституции не сформулировано понятия российской нации, но по содержанию это понятно, так как говорится именно о многонациональном народе, по сути это и есть определение нации, но четко это не прописано. И вот впервые издан документ, нормативный правовой акт – указ президента – где в одной из позиций стратегии зафиксировано: «укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)». Раньше был упор на национальное равенство, развитие культуры, языка. А теперь впервые юридически зафиксировано, что российская нация – это многонациональный народ. До этого об этом писали во многих научных трудах, но в документе такое прописано впервые.

«Москва наций» форум-диалог о межнациональной политике

Комментариев пока нет