Внедрение современных хирургических методик в практику муниципальных лечебных учреждений как основа модернизации здравоохранения

Модернизация, внедрение инноваций во всех сферах нашей жизни сейчас объявлено главным направлением экономического и общественного развития страны. Здравоохранение не является исключением. Более того,  именно здравоохранение очевидно является одной из наиболее проблемных составляющих нашей социальной сферы. Проблемы эти сейчас всем очевидны.

Прежде всего - это многолетнее хроническое недофинансирование, и как следствие, критический износ, моральное устаревание материально-технической базы, стремительно нарастающее отставание от современной быстро развивающейся медицинской науки и  практики. Нельзя не упомянуть снижение престижа медицинской профессии, позорно низкие зарплаты медиков, и как следствие – нехватка и снижение качества медицинских кадров. Очевидно зачем-то раздуваемое СМИ противопоставление медиков и общества. Например, неизвестно зачем развернутая «охота на ведьм» отбросила отечественную трансплантологию на 10 лет назад и стоила жизни сотням пациентов, не дождавшихся донорских органов.

Иными словами, коренные изменения необходимы. В то же время, далеко не все из нас имеют сейчас четкое представление о конкретной сути и реальных направлениях этих изменений.

Понятно, что для качественного изменения ситуации необходимо внедрение в широкую клиническую практику инновационных методов лечения, а для этого нужно как минимум оснастить все лечебные учреждения современным диагностическим и лечебным оборудованием. Однако очевидно и то, что процесс этот весьма затратный и вряд ли будет скорым.

Еще сложнее ликвидировать отставание в сфере научных разработок и их практического внедрения. Не следует обольщаться публикуемыми в СМИ победными реляциями о впервые выполненных уникальных операциях, о разработанных революционных методах лечения, и т. д. Чаще всего это «впервые» означает, к сожалению, «впервые в России».  Финансирование фундаментальной медицинской науки у нас в стране практически не ведется, а наука клиническая живет чаще всего  на деньги крупных фармацевтических и медицинских производителей, а значит им и служит.

Основной тезис моего выступления можно сформулировать следующим образом: существующие сегодня возможности российской системы здравоохранения, как это ни парадоксально, достаточны для того, чтобы обеспечить реальное внедрение в повседневную практику базовых муниципальных лечебных учреждений многих современных методов лечения, которые широко применяются в мировой медицинской практике, а в нашей стране  до сего времени считаются прерогативой избранных, т.е. крупных учреждений областного и федерального уровня. И именно такое внедрение будет реальным и уже сегодняшним шагом на пути совершенствования и модернизации нашей медицины.

В качестве примера хочу обратиться к моей специальности – хирургии.

Сегодня уже и не медики знают, что наиболее распространенные операции на органах брюшной полости можно выполнять «без разреза», «через проколы» брюшной стенки. Методики эндоскопической хирургии стали в мире «золотым стандартом» вмешательств на желчном пузыре, червеобразном отростке, при гинекологической патологии, а также получили широкое распространение в других сферах абдоминальной и торакальной, т.е. грудной хирургии, урологии, онкологии. Применение таких методик значительно снижает травматичность операции, облегчает течение послеоперационного периода. При этом внедрение эндоскопической хирургии в практику муниципальной (читай – районной) больницы практически повсеместно возможно и с экономической, и с методической, и с организационной точек зрения. Оборудование может быть приобретено за 1-2 млн. рублей, расходные материалы также недороги и доступны. Овладение методиками эндоскопических вмешательств не требует от хирурга, владеющего общехирургическими навыками, глобального переучивания и возможно в рамках целевого  повышения квалификации. Процесс внедрения эндоскопической хирургии в целом в стране происходит, однако темпы такого внедрения недостаточны, и даже в Москве есть больницы, где эти методики еще не используются.

Другим важнейшим направлением, где внедрение  современных методик должно происходить в первую очередь, является сосудистая хирургия. Существующая система помощи больным с острыми и хроническими заболеваниями сосудов подразумевает их преимущественно консервативное лечение на уровне районного лечебного учреждения и весьма избирательное направление наиболее тяжелых пациентов в специализированные стационары. Между тем, распространенность сосудистой патологии, требующей хирургического лечения очень высока и многократно превосходит возможности таких специализированных центров. Так, в Московской области зарегистрировано около 20000 больных с облитерирующими заболеваниями периферических артерий, 54000  - с венозной патологией, среди них 40000 – с варикозной болезнью нижних конечностей. При этом число коек сосудистой хирургии в Московской области составляет лишь 215, профильную помощь на них получили лишь 4400 больных. В стационарах Московской области за 2009 год выполнено всего 7000 операций на сосудах, подавляющее большинство которых – удаление вен  у пациентов с варикозной болезнью.

В результате этого многие пациенты оказываются необоснованно недообследованы, изначально ведутся консервативно и лишены необходимого хирургического пособия в ранние обратимые стадии заболевания. Это в первую очередь относится к пациентам с хроническими облитерирущими заболеваниями артерий, хронической венозной недостаточностью. Удаленность и недостаточная доступность экстренной ангиохирургической помощи, оказываемой обычно выездной профильной областной службой, является причиной не самых лучших результатов лечения и недопустимо большого процента  ампутаций у больных с острой артериальной недостаточностью различного, в первую очередь — тромбоэмболического генеза.

Особое место занимает проблема профилактики, диагностики и лечения острого венозного тромбоза и тромбоэмболии легочной артерии. Известно, что тромбоэмболиия легочной артерии вышла на третье место по причине смертности, после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Отсутствие единого методического подхода к этой проблеме, неадекватность профилактики являются причиной большого числа осложнений и требуют принятия немедленных мер.

О каких же мерах должна идти речь?

Первое, чисто организационное — это наличие в штате хирургической службы муниципальной больницы  сосудистого хирурга и лицензирование учреждения по сосудистой хирургии. Важно, чтобы право первичного выбора лечебной тактики было изначально делегировано профильному специалисту.  Это позволит с самого начала  квалифицировано определить характер дальнейшего обследования и ведения пациента, избежать как тактических ошибок, так и  «лишних», часто трудно выполнимых и недешевых обследований.

Второе — это на теперешнем техническом уровне  муниципальных учреждений — более организация, нежели дооснащение диагностической службы.  В настоящее время «золотым стандартом» диагностики заболеваний периферических сосудов по праву является ультразвуковое дуплексное сканирование. В большинстве случаев этого исследования в совокупности с клиническими данными бывает достаточно для установки окончательного диагноза и выбора тактики лечения. При этом без особого преувеличения, я думаю, можно сказать, что подобное оборудование есть сейчас практически в каждой больнице. Другое дело, что диагностические возможности аппаратуры не всегда и не везде используются в полной мере. При этом проблема повышения квалификации врача функциональной диагностики с обучением соответствующим методикам исследования также в теперешних условиях может быть достаточно легко решена.

Третье — это обеспечение операционных необходимым набором специальных инструментов и расходных материалов. Их закупка не требует неподъемных финансовых затрат. Расход дорогостоящих сосудистых протезов в муниципальной больнице вряд ли будет велик.

Четвертое и не менее важное — это методическое обеспечение работы хирургической службы вообще и ангиохирургической службы — в частности. В муниципальных неклинических учреждениях часто работают врачи, подготовленные разными хирургическими школами - школами, которые во многом отличаются друг от друга диагностическими, тактическим и даже терминологическими подходами. Отсюда  неединообразный подход к ведению пациентов, тактические и  терминологические нестыковки и разногласия. В сосудистой хирургии, которой в муниципальной  больнице занимаются преимущественно общие хирурги, эта проблема проявляется особенно ярко. Как мне кажется, в решении этой проблемы теперь могут помочь недавно вышедшие «Национальные руководства» по основным медицинским специальностям, в том числе — трехтомное руководство «Клиническая хирургия». Являясь плодом коллективного труда ведущих специалистов, представляющих разные клинические школы со всей страны, эти руководства  можно охарактеризовать как национальный консенсус по основным разделам  медицины. Административное, приказное  введение соответствующих руководств в качестве руководства к действию для сотрудников муниципального лечебного  учреждения, несмотря на неизбежные упреки в доктринерстве, позволит стандартизировать диагностическую и лечебную тактику, упорядочить ведение историй болезни, более четко определить ответственность каждого из участников лечебного процесса. Такой приказ издан нами в Центральной городской клинической больницы г. Реутова и уже показал свою эффективность.

Также наш собственный опыт показывает возможность проведения полного комплекса обследования и реконструктивного хирургического лечения больных с заболеваниями артерий в стенах муниципального лечебного учреждения со стандартным оснащением при наличии одного сертифицированного сосудистого хирурга. За год в Хирургическом центре ЦГКБ г. Реутова выполнено более 30 таких вмешательств.

Очень важно, с другой стороны, сказать и о том, процесс внедрения любых новых методов лечения должен непременно контролироваться и управляться. Любое нововведение должно изначально получить квалифицированную независимую экспертную оценку и лишь затем может быть повсеместно разрешено. Качество подготовки соответствующих специалистов также должно контролироваться. При этом существующие методы административного контроля явно недостаточно эффективны. Не может чиновник контролировать качество лечения. Необходимо обратиться к мировому опыту и поручить контрольные функции с предоставлением соответствующих полномочий профессиональным ассоциациям специалистов.

Яркий пример -  это ситуация, сложившаяся  у нас в лечении варикозной болезни. Все СМИ полны рекламы частных медицинских центров, предлагающих «лечение варикоза без операции». Эти  упорные попытки переноса всего процесса лечения пациентов с варикозной болезнью в амбулаторное звено, в том числе - с широким применением  альтернатив хирургическому лечению  не должны так легко разрешаться. И дело тут не только в очевидной коммерческой составляющей, но и в недостаточной пока доказанности долгосрочной эффективности таких методик (а иногда и уже доказанной неэффективности). Кроме того, имеющихся в распоряжении муниципальных лечебных учреждений стационарных и операционных мощностей достаточно для внедрения малотравматичных инновационных методик в режиме, если можно так выразиться, «стационарной хирургии одного дня», когда само вмешательство и ближайший послеоперационный период проходит в условиях немедленной доступности любой, в том числе и реанимационной помощи, а вот время пребывания пациента в стационаре сокращено, повторюсь, до разумного минимума.

В заключение хотелось бы выразить уверенность, что в нашем здравоохранении и сегодня достаточно и высококвалифицированных специалистов, и возможностей, и доброй воли для эффективного совершенствования и модернизации.

 

Благодарю за внимание.

Комментарии

Аватар пользователя Гость

По инициативе министра Жукова С.Г. данный блог создан Государственным бюджетным учреждением здравоохранения “Медицинский информационно-аналитический центр” для быстрого и качественного взаимодействия жителей, министерства и учреждений здравоохранения Оренбургской области в сети Интернет. В Блоге по адресу www.blog.orenzdrav.ru, уже появились первые вопросы оренбуржцев и ответы министерства здравоохранения.

Рад тому, что у нас с Вами есть уникальная возможность общаться в любое время суток. Со своей стороны приложу все усилия к тому, чтобы на все Ваши обращения Вы получили квалифицированный ответ и благополучное разрешение Ваших вопросов, в максимально короткие сроки, - написал в первой записи блога, Министр здравоохранения Оренбургской области Жуков Сергей.

Аватар пользователя hikozin

Конституция  России  разделила  «общенародную»   собственность  на  государственную (федеральную , региональную) и муниципальную. Органы местного самоуправления получили непосильную ношу:  «владение, пользование и  распоряжение муниципальной  собственностью», формирование  и исполнение  местного бюджета (ст.130 и132). Бюджетный  кодекс РФ установил, что расходы на организацию, содержание и  развитие учреждений  муниципального  здравоохранения  должны  финансироваться   за счет местных  бюджетов  (ст.87).

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ подтвердил: «Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования». Поэтому  муниципальные  медицинские  учреждения долгие  годы   финансировались    за   счет   дефицитных  бюджетов  и  скудных страховых  взносов,  что привело   к   «вопиющим диспропорциям   в  кадровом  обеспечении  и  подушевом   госфинансировании  здравоохранения».                        

Президент Национальной медицинской палаты г-н Рошаль Л.М. считает:   «безобразное разделение здравоохранения на     федеральное, региональное и муниципальное – это убийство нашего муниципального здравоохранения». По мнению  доктора юридических наук   Авакьяна С.А.:  "Никаких  вопросов  местного значения  нет  и  быть  не  может. Есть единые  вопросы общегосударственной  политики и просто территориальные уровни их разрешения - федеральный,  региональный,  местный".  

Наживающиеся на  госзаказах  вышестоящие  чиновники, не торопятся  передавать  «кровные» деньги «на места». Так, организацию высокотехнологичной   медицинской  помощи  Госдума  отнесла   к  полномочиям органов государственной власти (законы от 29.12.2006 N 258-ФЗ и от 23.07.2008 N 160-ФЗ), а  для  муниципалитетов придумали   заградительную  процедуру:  первичное  звено  здравоохранения  не  может  рассчитывать  на   бюджетное  финансирование специализированной помощи до тех пор, пока  субъекты Федерации не примут  решения о передаче своих полномочий органам  местного самоуправления  (приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2010 г. N 243н).

Российское законодательство направлено на концентрацию денежных  потоков  в  федеральном центре, в  ущерб регионам.  По  оценкам  Председателя  Совета  Федерации  г-жи  Матвиенко В.И.:  «…мы уже имеем печальный опыт, например, в здравоохранении, когда полномочия, переданные на муниципальный уровень, привели, по сути, к  параличу  деятельности  медучреждений.   

Поэтому   создание  современных муниципальных   медицинских  учреждений, подобных  реутовскому, требует  колоссальных   усилий. Сегодня муниципальное  здравоохранение  держится  исключительно  на   врачах - бессребрениках, энтузиастах и патриотах – таких, как Дмитрий Валентинович. Спасибо  им,   конечно,   за   это,   но   «глубинка»  -  на    пути   к   катастрофе!

 

Аватар пользователя hikozin

Конституция  России  разделила  «общенародную»   собственность  на  государственную (федеральную , региональную) и муниципальную. Органы местного самоуправления получили непосильную ношу:  «владение, пользование и  распоряжение муниципальной  собственностью», формирование  и исполнение  местного бюджета (ст.130 и132). Бюджетный  кодекс РФ установил, что расходы на организацию, содержание и  развитие учреждений  муниципального  здравоохранения  должны  финансироваться   за счет местных  бюджетов  (ст.87).

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ подтвердил: «Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования». Поэтому  муниципальные  медицинские  учреждения долгие  годы   финансировались    за   счет   дефицитных  бюджетов  и  скудных страховых  взносов,  что привело   к   «вопиющим диспропорциям   в  кадровом  обеспечении  и  подушевом   госфинансировании  здравоохранения».                        

Президент Национальной медицинской палаты г-н Рошаль Л.М. считает:   «безобразное разделение здравоохранения на     федеральное, региональное и муниципальное – это убийство нашего муниципального здравоохранения». По мнению  доктора юридических наук   Авакьяна С.А.:  "Никаких  вопросов  местного значения  нет  и  быть  не  может. Есть единые  вопросы общегосударственной  политики и просто территориальные уровни их разрешения - федеральный,  региональный,  местный".  

Наживающиеся на  госзаказах  вышестоящие  чиновники, не торопятся  передавать  «кровные» деньги «на места». Так, организацию высокотехнологичной   медицинской  помощи  Госдума  отнесла   к  полномочиям органов государственной власти (законы от 29.12.2006 N 258-ФЗ и от 23.07.2008 N 160-ФЗ), а  для  муниципалитетов придумали   заградительную  процедуру:  первичное  звено  здравоохранения  не  может  рассчитывать  на   бюджетное  финансирование специализированной помощи до тех пор, пока  субъекты Федерации не примут  решения о передаче своих полномочий органам  местного самоуправления  (приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2010 г. N 243н).

Российское законодательство направлено на концентрацию денежных  потоков  в  федеральном центре, в  ущерб регионам.  По  оценкам  Председателя  Совета  Федерации  г-жи  Матвиенко В.И.:  «…мы уже имеем печальный опыт, например, в здравоохранении, когда полномочия, переданные на муниципальный уровень, привели, по сути, к  параличу  деятельности  медучреждений.   

Поэтому   создание  современных муниципальных   медицинских  учреждений, подобных  реутовскому, требует  колоссальных   усилий. Сегодня муниципальное  здравоохранение  держится  исключительно  на   врачах - бессребрениках, энтузиастах и патриотах – таких, как Дмитрий Валентинович. Спасибо  им,   конечно,   за   это,   но   «глубинка»  -  на    пути   к   катастрофе!

 

Аватар пользователя hikozin

Поскольку на сайте новичок, я продулировал комментарий. Видимо, от избытка чувств.  Прошу прощеня.

Аватар пользователя Гость

По инициативе министра Жукова С.Г. данный блог создан Государственным бюджетным учреждением здравоохранения “Медицинский информационно-аналитический центр” для быстрого и качественного взаимодействия жителей, министерства и учреждений здравоохранения Оренбургской области в сети Интернет. В Блоге по адресу www.blog.orenzdrav.ru, уже появились первые вопросы оренбуржцев и ответы министерства здравоохранения.

Рад тому, что у нас с Вами есть уникальная возможность общаться в любое время суток. Со своей стороны приложу все усилия к тому, чтобы на все Ваши обращения Вы получили квалифицированный ответ и благополучное разрешение Ваших вопросов, в максимально короткие сроки, - написал в первой записи блога, Министр здравоохранения Оренбургской области Жуков Сергей.

Аватар пользователя hikozin

Конституция  России  разделила  «общенародную»   собственность  на  государственную (федеральную , региональную) и муниципальную. Органы местного самоуправления получили непосильную ношу:  «владение, пользование и  распоряжение муниципальной  собственностью», формирование  и исполнение  местного бюджета (ст.130 и132). Бюджетный  кодекс РФ установил, что расходы на организацию, содержание и  развитие учреждений  муниципального  здравоохранения  должны  финансироваться   за счет местных  бюджетов  (ст.87).

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ подтвердил: «Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования». Поэтому  муниципальные  медицинские  учреждения долгие  годы   финансировались    за   счет   дефицитных  бюджетов  и  скудных страховых  взносов,  что привело   к   «вопиющим диспропорциям   в  кадровом  обеспечении  и  подушевом   госфинансировании  здравоохранения».                        

Президент Национальной медицинской палаты г-н Рошаль Л.М. считает:   «безобразное разделение здравоохранения на     федеральное, региональное и муниципальное – это убийство нашего муниципального здравоохранения». По мнению  доктора юридических наук   Авакьяна С.А.:  "Никаких  вопросов  местного значения  нет  и  быть  не  может. Есть единые  вопросы общегосударственной  политики и просто территориальные уровни их разрешения - федеральный,  региональный,  местный".  

Наживающиеся на  госзаказах  вышестоящие  чиновники, не торопятся  передавать  «кровные» деньги «на места». Так, организацию высокотехнологичной   медицинской  помощи  Госдума  отнесла   к  полномочиям органов государственной власти (законы от 29.12.2006 N 258-ФЗ и от 23.07.2008 N 160-ФЗ), а  для  муниципалитетов придумали   заградительную  процедуру:  первичное  звено  здравоохранения  не  может  рассчитывать  на   бюджетное  финансирование специализированной помощи до тех пор, пока  субъекты Федерации не примут  решения о передаче своих полномочий органам  местного самоуправления  (приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2010 г. N 243н).

Российское законодательство направлено на концентрацию денежных  потоков  в  федеральном центре, в  ущерб регионам.  По  оценкам  Председателя  Совета  Федерации  г-жи  Матвиенко В.И.:  «…мы уже имеем печальный опыт, например, в здравоохранении, когда полномочия, переданные на муниципальный уровень, привели, по сути, к  параличу  деятельности  медучреждений.   

Поэтому   создание  современных муниципальных   медицинских  учреждений, подобных  реутовскому, требует  колоссальных   усилий. Сегодня муниципальное  здравоохранение  держится  исключительно  на   врачах - бессребрениках, энтузиастах и патриотах – таких, как Дмитрий Валентинович. Спасибо  им,   конечно,   за   это,   но   «глубинка»  -  на    пути   к   катастрофе!

 

Аватар пользователя hikozin

Конституция  России  разделила  «общенародную»   собственность  на  государственную (федеральную , региональную) и муниципальную. Органы местного самоуправления получили непосильную ношу:  «владение, пользование и  распоряжение муниципальной  собственностью», формирование  и исполнение  местного бюджета (ст.130 и132). Бюджетный  кодекс РФ установил, что расходы на организацию, содержание и  развитие учреждений  муниципального  здравоохранения  должны  финансироваться   за счет местных  бюджетов  (ст.87).

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ подтвердил: «Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования». Поэтому  муниципальные  медицинские  учреждения долгие  годы   финансировались    за   счет   дефицитных  бюджетов  и  скудных страховых  взносов,  что привело   к   «вопиющим диспропорциям   в  кадровом  обеспечении  и  подушевом   госфинансировании  здравоохранения».                        

Президент Национальной медицинской палаты г-н Рошаль Л.М. считает:   «безобразное разделение здравоохранения на     федеральное, региональное и муниципальное – это убийство нашего муниципального здравоохранения». По мнению  доктора юридических наук   Авакьяна С.А.:  "Никаких  вопросов  местного значения  нет  и  быть  не  может. Есть единые  вопросы общегосударственной  политики и просто территориальные уровни их разрешения - федеральный,  региональный,  местный".  

Наживающиеся на  госзаказах  вышестоящие  чиновники, не торопятся  передавать  «кровные» деньги «на места». Так, организацию высокотехнологичной   медицинской  помощи  Госдума  отнесла   к  полномочиям органов государственной власти (законы от 29.12.2006 N 258-ФЗ и от 23.07.2008 N 160-ФЗ), а  для  муниципалитетов придумали   заградительную  процедуру:  первичное  звено  здравоохранения  не  может  рассчитывать  на   бюджетное  финансирование специализированной помощи до тех пор, пока  субъекты Федерации не примут  решения о передаче своих полномочий органам  местного самоуправления  (приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2010 г. N 243н).

Российское законодательство направлено на концентрацию денежных  потоков  в  федеральном центре, в  ущерб регионам.  По  оценкам  Председателя  Совета  Федерации  г-жи  Матвиенко В.И.:  «…мы уже имеем печальный опыт, например, в здравоохранении, когда полномочия, переданные на муниципальный уровень, привели, по сути, к  параличу  деятельности  медучреждений.   

Поэтому   создание  современных муниципальных   медицинских  учреждений, подобных  реутовскому, требует  колоссальных   усилий. Сегодня муниципальное  здравоохранение  держится  исключительно  на   врачах - бессребрениках, энтузиастах и патриотах – таких, как Дмитрий Валентинович. Спасибо  им,   конечно,   за   это,   но   «глубинка»  -  на    пути   к   катастрофе!

 

Аватар пользователя hikozin

Поскольку на сайте новичок, я продулировал комментарий. Видимо, от избытка чувств.  Прошу прощеня.