Есть мнение

Влияние национализма и политики идентичности на европейские государства

29 октября 2016

В современном мире помимо процессов глобализации, евроинтеграции и иммиграции можно также наблюдать возрождение национализма в Европе и за её пределами. Эта тенденция находит своё отражение в национальной и региональной культурной политике.

Создание министерства иммиграции, интеграции, национальной идентичности и соразвития во Франции в 2007 году – интересный пример того, как правительство старается усилить социальную сплочённость, сочетая национальную политику идентичности с миграционной политикой. В задачи нового министерства вошло сдерживание миграционных потоков, способствование соразвитию, улучшение социальной интеграции мигрантов и поддержание национальной идентичности. Целью создания министерства была борьба с нелегальным въездом и проживанием в стране и формирование путей легальной иммиграции, а также достижение интеграции и усиление французской национальной идентичности. Заявление президента Николя Саркози о намерении создать подобное министерство вызвало оживлённые споры: журналисты в очередной раз обвинили его в расизме, и сам проект не получил широкой поддержки ни у политиков, ни у общественных деятелей. Единственной партией, открыто поддержавшей создание министерства, был «Национальный фронт», лидером которого на тот момент являлся Жан-Мари Ле Пен. Учреждение министерства вызвало протесты «слева»: историки и общественные деятели посчитали это своеобразным обвинением иностранцев в том, что они каким-то образом стали угрозой нации. Возник вопрос: совместима ли подобная поддержка национальной идентичности  с политикой мультикультурного разнообразия?

Позднее, в ноябре 2010 года, Николя Саркози признал, что создание министерства иммиграции, интеграции, национальной идентичности и соразвития было ошибкой. Он заявил, что больше не станет употреблять термин «национальная идентичность». Судя по всему, сильное национальное самосознание противоречит реалиям современного мультикультурного французского общества.

Германия за последние годы также пережила череду политических волнений, связанных с вопросами национальной идентичности, интеграции, мультикультурализма и важности так называемой Leitkultur (преобладающих мультикультурных течений, своеобразного «мейнстрима»). Одной из предпосылок данной ситуации стала публикация нескольких провокационных отрывков из книги Тило Саррацина «Германия самоликвидируется» («Deutschland schafft sich ab»), где автор, бывший член СДПГ, утверждает, что будущему Германии угрожает «неправильная» иммиграция, в особенности, из мусульманских стран. В своей работе Тило Саррацин изложил ряд инициатив, касающихся мусульманского населения Германии. В качестве аргументов против этнических меньшинств он использовал результаты биологических и генетических исследований. Подобными действиями автор, разумеется, хотел подлить масла в огонь и усилить враждебность по отношению к мусульманам и их культуре. Результаты данных исследований оказались ложными, но их опровержение не снизило рост ксенофобии среди населения.

Проявление этнического и культурного разнообразия поддерживается на национальном и местном уровне как в Германии, так и во Франции. Однако, ни той, ни другой стране не удаётся приобщить мигрантов к национальной культуре и сформировать национальную парадигму в мультикультурном  обществе.

В связи с этим, в Дании и Нидерландах, в 2004 и 2006 соответственно, было предложено создать «Культурный канон», включающий в себя произведения искусства, признанные неотъемлемой частью национальных культурных ценностей и имеющие большое значение для страны. Бывший министр культуры Дании Бриан Миккельсен назвал этот шаг  «перевооружением» и надёжной защитой от недемократических движений в обществе. В Нидерландах «Канон» был создан с целью определить исторические и культурные события, которые повлияли на развитие страны, и в дальнейшем следить за текущими событиями, представляющими общественный интерес. Также в Нидерландах был открыт новый музей национальной истории, что служит ещё одним примером попытки сохранить и поддержать национальную идентичность страны.

Датский и нидерландский «Каноны» иллюстрируют стремление правительства реализовать различные парадигмы через общественную культурную политику. Но если датчане тем самым попытались пробудить чувства национальной принадлежности и распространить эти настроения среди этнических датчан, то голландцы сделали акцент на творческом процессе, выявляя культурные проблемы, с которыми сталкивается голландское общество, будучи частью европейского общества.

Если раньше Совет Европы рассматривал европейскую культуру и национальную культуру как единое целое, то сегодня всё больше внимания уделяется вопросам национальной идентичности, защите коллективной идентичности, мультикультурализму и правам человека. Эти проблемы нашли своё отражение в европейском манифесте «О различной культурной принадлежности», согласно которому европейское культурное наследие разнообразно и общедоступно, а многообразие этнических групп и культурных проявлений является характерной чертой европейского общества, в котором признаются различные культурные ценности и ценится привязанность к общим ценностям.

В настоящее время процессы глобализации и детерриториализации стимулируют создание тесной связи между нацией и самоопределением. И в связи с растущей в Европе ксенофобией, государствам нужно полагаться не только на действия Совета Европы по мониторингу национализма, но и разрабатывать грамотную национальную политику внутри мультикультурных европейских государств.

Комментариев пока нет