Статьи

Тирания сегодня

29 октября 2016

Каждый день мы видим тысячи товаров на прилавках или в витринах магазинов.  Телевидение, радио, буклеты требуют сделать выбор, купить их товар. Интернет так же пестрит объявлениями. И большая часть этих товаров взывают к разуму человеку – «сделай правильный выбор» и к его самости – «будь самим собой, купи *****». Все это вызывает не только отвращение, раздражение, но и чувства подавленности. Именно об этом пойдет речь в книге известного словенского психоаналитика, представителя Люблянской школы психоанализа Ренаты Салецл - Тирания Выбора.

В последние годы, по мнению Салецл, теория выбора, которая описывается ТРВ стала тиранической идеей развитого мира. Согласно этой теории, человек рационально принимает решения о макисимизации выгоды при минимальных затратах.  Сегодня метафоры «выбора как ранке» перенесена на всю жизнь. В книге Салецл показывает, как идея  о свободе принятия решений появилась в рамках проекта Просвещения, прошла через кальвинизм (c его акцентом на борьбу человека с самим собой) и стала тем, что мы видим сегодня – радикальной постмодернистской идее выбора, когда все в жизни стало делом решений, которые нужно принимать взвешенно, чтобы приблизиться к идеалу счастья и удовлетворения, которые двигают общество. Человек начинает постоянный процесс самомониторинга для соответствия неким заданным извне стандартам эффективности, успешности. Этот процесс предстает как интернализованное средство контроля над поведением.  

В нашу эпоху нетерпеливого капитала людьми движет желание быстрой прибыли, сочетающееся с желанием действовать подобно корпорациям: составлять целевые планы на всю жизнь, делать долгосрочные влажения, быть гибкими, реструктурировать жизненные инициативы принимать риск ради увеличения прибыли (с.29) Данные жизненные практики суть результаты изолированности, невовлеченности в политическую и общественную жизнь, которые становятся стимулом к реализации практик «самообладания», жизни по формуле – «хочешь изменить мир, начни с себя». Это вечное желание изменить себя. Все человеческие эмоции, чувства в ходе попыток поставить самоконтроль рационализируются. Вся идея заключается в том, что жизненные достижения – результат нашего «свободного выбора», что мы сами решаем как нам жить, любить, и даже сексуальность можно выбирать также как и место для отпуска (с.32).   Однако сам этот выбор, как показывает психоаналитик Салецл, навязывается или лучше сказать задается обществом, рекламой. Таким образом человек получает кричащий, давящий на него мир идеального потребления, которому он должен соответствовать чтобы выглядеть хорошо для себя и для других.

Но вера в то, что получится достичь тех идеалов, что описываются в журналах, рекламе, порождает чувство неадактвиности, которое подпитывает желание и служит интересам производителей.  Короче говоря, введение идеи выборы в эмоциональную сферу приводит усиления вины и страха. Человек не может контролировать все свои чувства, а сам запрос на их контроль и невозможность соответствовать еу порождает еще большее желание контроля, страх, что ты плохой, что подводишь других. И Главное, это перемещает фокус внимания с социального на индивидуальное.  И человек попадает в ловушкку.

Получается, что человек вроде как свободен выбирать, но в этом многообразии он не может сделать выбор, который бы не фрустрировал  его, потому он резко ограничивает себя идя на тренинги, слушая коучей, затем он пытается все это выполнить и вновь не может это сделать так идеально и рационально как планировал. Отсюда гнев на самого себя, очередная волна фрустрации. Обслуживает это идеология самопомощи-позитивного мышления a-la фильмы «секрет», книги вроде «как быть успешным».  В них отрицается все, может разрушить оптимизм.

На самом же деле, выбор зависит от отношения человека с другими людьми, от того, как его воспринимают. Выбор зависит от ценностей общества, от установленной нормативности. Салецл показывает это на примере идентичности – понятия столь популярного в нашей околополитической литературе.  Человеку говорят, что он волен менять свою идентичность как ему вздумается. Однако, люди должны признать его в этой идентичности.

Далее Салецл через призму индивидуальной психологии показывает, как эта идеология влияет на брак- любовные отношения, желание иметь детей или отсутствие такового, на медицину, бедность.  Отсюда и практики суррогатных матерей, платной медицины, эвтаназии, быстрых, ни к чему не обязывающих отношений.

И к тому же у людей появилось чувство стыда за бедность и чувство вины за отказ карабкаться вверх по социальной лестнице. При том, что они бедны в силу организации общества экономика, а вина переносится в нашем обществе на них самих.

Да, выбор – нечто присущее человеку, но проблема в том, что господствующая идеология навязывает представления о полностью рациональном выборе. Неолиберальная экономическая теория управляют нами.  Неолиберальный капитализм прославляет выбор, но лишь с той оговоркой, что этот выбор потребителя.

Но все же, утверждает Салецл, Выбор может быть позитивным, открывающим свободу в обществе, но только в том условии, если он не будет восприниматься исключительно в терминах индивидуальной прерогативы.   Из—за слепого индивидуализма, люди забыли тот факт, что действительный выбор ограничен социальным расслоением, а некоторые вопросы вроде организации труда, здоровье, безопасности, экологии (чтобы там не говорили неолиберальные спикеры) не решить индивидуальным выбором.  А самое опасное, тревожащее, попросту страшное – люди в погоне за рациональным товарным выбором забыли о величайшей радости простого человеческого общения.  

Читайте Классику, господа-товарищи, - Платона, Аристотеля, Гоббса, Канта, Гегеля, Маркса, Фейербаха, Хайдеггера, Фрейда, Витгештейна, Валлерстайна, Гоффмана…. Тогда вы узнаете о подлинное свободе и настоящем выборе.

Рецензия на книгу Р. Салецл- Тирания выбора.  М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014, - 160 с.

Комментарии 2

<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Про Россию!
</p>
<p>
<strong>"При преобразовании общества упускается из виду следующий факт.</strong>
</p>
<p>
Написанный, но не проверенный на практике закон или принятое решение, это все равно, что написанная, но не отлаженная программа. Но каждый программист знает, что иной раз остается от такой программы, когда она будет отлажена. <strong>Но между программой и законом есть существенная разница, которая заключается в том, что за каждой ошибкой в законе стоят человеческие судьбы.</strong>
</p>
<p>
Все законы в своей совокупности должны быть взаимоувязаны. При таких больших изменениях, которые были внесены в нашу жизнь, неизбежно отсутствие одних законов, другие не работают, третьи не взаимоувязаны, четвертые содержат ошибки, где действуют старые законы, где новые.
</p>
<p>
<strong>Поэтому совокупность всех написанных и не проверенных законов представляют собой страшную разрушительную силу, страшнее атомной бомбы. </strong>
</p>
<p>
Этот факт дополнительно вносит усиление репрессивности со стороны государства, т.е. диктатура усиливается, а со стороны общества усиливается анархия, уважение к закону падает, и жизнь трудящихся ухудшается.
</p>
<p>
<strong>За изменениями в законах становится невозможно уследить даже юристам, что говорить о простом человеке. </strong>
</p>
<p>
Как-то странно звучит в настоящее время любимая поговорка законников, что незнание законов не освобождает гражданина от ответственности, и неверно звучит выражение, что народ достоин той власти, что выбирает.
</p>
<p>
<strong>От нас ничего не зависит, законы пишутся не для нас, а чтоб обеспечить работой огромную армию бюрократов. </strong>
</p>
<p>
У власти, в большинстве своём, находятся лица, которых мы не выбирали.
</p>
<p>
Вот они-то и отслеживают сроки исковой давности, лишнюю работу они делать не желают. До нас же эти сроки как-то не доводят, и уследить за ними всеми мы не можем. <strong>Поэтому-то все мы, с точки зрения власти, являемся преступниками, не зря даже депутаты законам дают странные названия, вроде закона о дачной амнистии.</strong>
</p>
<p>
Бывшему законопослушному гражданину жить в такой стране неуютно" О диктатуре закона.
</p>
<p>
[quote=Библиотека журнала] Читайте Классику, господа-товарищи, - Платона, Аристотеля, Гоббса, Канта, Гегеля, Маркса, Фейербаха, Хайдеггера, Фрейда, Витгештейна, Валлерстайна, Гоффмана…. <strong>Тогда вы узнаете о подлинное свободе и настоящем выборе.</strong> [/quote]
</p>
<p>
<strong>Чтобы это узнать, надо пожить в России в лихие 90-е и сейчас! Особенно пострадали пожилые люди, которые были лишены ДЕТСТВА и достойной СТАРОСТИ!</strong>
</p>
<p>
<strong>Вчера была встреча с ПРЕЗИДЕНТОМ - О НАС, ДЕТЯХ ВОЙНЫ,  НЕ СКАЗАНО БЫЛО НИ СЛОВА!</strong>
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Про Россию!
</p>
<p>
<strong>"При преобразовании общества упускается из виду следующий факт.</strong>
</p>
<p>
Написанный, но не проверенный на практике закон или принятое решение, это все равно, что написанная, но не отлаженная программа. Но каждый программист знает, что иной раз остается от такой программы, когда она будет отлажена. <strong>Но между программой и законом есть существенная разница, которая заключается в том, что за каждой ошибкой в законе стоят человеческие судьбы.</strong>
</p>
<p>
Все законы в своей совокупности должны быть взаимоувязаны. При таких больших изменениях, которые были внесены в нашу жизнь, неизбежно отсутствие одних законов, другие не работают, третьи не взаимоувязаны, четвертые содержат ошибки, где действуют старые законы, где новые.
</p>
<p>
<strong>Поэтому совокупность всех написанных и не проверенных законов представляют собой страшную разрушительную силу, страшнее атомной бомбы. </strong>
</p>
<p>
Этот факт дополнительно вносит усиление репрессивности со стороны государства, т.е. диктатура усиливается, а со стороны общества усиливается анархия, уважение к закону падает, и жизнь трудящихся ухудшается.
</p>
<p>
<strong>За изменениями в законах становится невозможно уследить даже юристам, что говорить о простом человеке. </strong>
</p>
<p>
Как-то странно звучит в настоящее время любимая поговорка законников, что незнание законов не освобождает гражданина от ответственности, и неверно звучит выражение, что народ достоин той власти, что выбирает.
</p>
<p>
<strong>От нас ничего не зависит, законы пишутся не для нас, а чтоб обеспечить работой огромную армию бюрократов. </strong>
</p>
<p>
У власти, в большинстве своём, находятся лица, которых мы не выбирали.
</p>
<p>
Вот они-то и отслеживают сроки исковой давности, лишнюю работу они делать не желают. До нас же эти сроки как-то не доводят, и уследить за ними всеми мы не можем. <strong>Поэтому-то все мы, с точки зрения власти, являемся преступниками, не зря даже депутаты законам дают странные названия, вроде закона о дачной амнистии.</strong>
</p>
<p>
Бывшему законопослушному гражданину жить в такой стране неуютно" О диктатуре закона.
</p>
<p>
[quote=Библиотека журнала] Читайте Классику, господа-товарищи, - Платона, Аристотеля, Гоббса, Канта, Гегеля, Маркса, Фейербаха, Хайдеггера, Фрейда, Витгештейна, Валлерстайна, Гоффмана…. <strong>Тогда вы узнаете о подлинное свободе и настоящем выборе.</strong> [/quote]
</p>
<p>
<strong>Чтобы это узнать, надо пожить в России в лихие 90-е и сейчас! Особенно пострадали пожилые люди, которые были лишены ДЕТСТВА и достойной СТАРОСТИ!</strong>
</p>
<p>
<strong>Вчера была встреча с ПРЕЗИДЕНТОМ - О НАС, ДЕТЯХ ВОЙНЫ,  НЕ СКАЗАНО БЫЛО НИ СЛОВА!</strong>
</p>