Скандинавская модель социального государства в России – to be or not to be?

29 октября 2016

На сегодняшний̆ день конституционное положение о том, что Российская Федерация является социальным государством больше отражает стремление и цель быть таковым, нежели уже достигнутую реальность. Тем не менее, уже многое означает само закрепление в Конституции РФ подобного стремления.  Пожалуй, при обсуждении социального государства вообще в глазах многих людей именно скандинавские страны, в том числе и Швеция, представляются утопическим раем, где эта концепция целиком и полностью воплотилась в реальность. И это недалеко от правды – благодаря высоким налогам, доходящим по 70%, за счет которых и живет страна, происходит грамотное перераспределение денежных средств в сферу образования, здравохранения, социальной защиты и так далее. Но может ли такая система прижиться у нас?

Ответ на этот вопрос можно дать достаточно быстро – полное копирование подобной модели, какой бы хорошей она ни была, невозможно в любом государстве, кроме самих стран Скандинавии. Одной из основных причин является уникальность этого региона. Ведь шведский прорыв в экономике в 1970х годах не зря называют чудом – это еще раз доказывает, что проводимая шведским правительством политика не была повсеместной во всей Европе, и только благодаря набору специфических факторов Швеция смогла достичь то, что имеет сейчас. За сто лет из отсталой (одной из беднейших в Европе) страны, какой она была в середине XIX в., Швеция превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом отношении государств. В 1970-х годах по стоимости промышленной продукции на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе. Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития. К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что полного повторения шведской модели в России невозможно. Но некоторые элементы вполне могут быть заимствованы и адаптированы под российскую специфику.  Не вызывает никаких сомнений, что подобные изменения должны происходить с подачи государства, с его активным участием в общественной жизни страны, поскольку российские граждане в большинстве своем аполитичны, а историческая память подсказывает, что любые условия жизни можно назвать сносными, лишь бы не было войны.

У России, как у любой страны, есть свои исторические, социальные и общественно-политические особенности, которые еще больше усложняют путь к социальному государству. Социальным государством Россия в полной̆ мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством, с уважением к законам со стороны как обычных граждан, так и со стороны чиновников. Коренной проблемой России является и коррупция с отмыванием денег, когда бюджетные средства, выделенные на тот или иной социальный проект, расходуются в никуда. Важно также понять, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической̆ системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него действующая Конституция РФ должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической̆ страны равномерному содействию, благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Комментариев пока нет