Новости

Российская система образования находится в глубоком кризисе

29 октября 2016

Реформы должны были предоставить равные шансы на образование  всем ученикам России. К сожалению, введенный недавно Единый Государственный Экзамен не оправдал ожидания и не покончил с коррупцией в школьной системе.

Школьное образование в постсоветской России долгое время продолжало традицию второй половины прошлого столетия. Мог ли ребенок получить хорошее образование, во многом зависело от преподавателя и материального достатка семьи. Поэтому высшее образование было доступно жителям больших городов, где заработок существенно выше.

В середине 1990-ых были введены реформы, вследствие чего многие школы изменили курс. Возникли специализированные образовательные учреждения. Высшее образование, которое потеряло некоторую привлекательность из-за финансовых затруднений 1990-ых, возвратило свой блеск. Университетские вступительные экзамены стали еще труднее. Из-за многочисленных случаев коррупции правительство упразднило  в начале 2000-ых существующую систему вступительных экзаменов в вузы.

Единый Государственный Экзамен

На смену старой системе был введен «Единый Государственный Экзамен», обязательный для всех выпускников 11 класса с 2008 г. Абитуриент, сдавший ЕГЭ, передает результаты тестов в вуз, в котором  он хотел бы учиться. Некоторые университеты имеют право ввести дополнительный экзамен.

«Идея хорошая, но результат не оправдывает себя», - говорит Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования. Огромное количество выпускников средней школы заполонило крупные университеты столицы, инфраструктура которых не способна принять всех желающих. «В общежитиях не хватает мест для всех», - дополняет эксперт.

Кроме этого, возникли  гораздо более серьезные проблемы. Сергеев отмечает, что с коррупцией покончено  не было. Она просто сместилась от уровня университетов на уровень школ. «Теперь все учебные планы построены вокруг получения хороших оценок за экзамен, в то время как фактическое знание смещается на задний план. Пробелы среднего образования приходится восполнять университетам. В конечном счете, сокращается время, необходимое для продвинутого изучения. Это приводит к тому, что выпускается специалист, не отвечающий всем требованиям и стандартам», - подчеркивает Сергеев. Во основном, по этой причине многие уезжают учиться заграницу или продолжают там научную карьеру.

«Роль преподавателя  обесценилась за последние 20 лет. Все ориентируются на компьютер», -  сожалеет Сергеев.

Международное исследование показало, что в Финляндии преподаватель младших классов получает гораздо более высокую зарплату, чем преподаватель старших классов. Причина заключается в том, что в начальной школе учителя Финляндии стремятся не столько давать знания, сколько развивать способность мыслить, а это требует гораздо более высокой педагогической квалификации.  В России все наоборот. Учителя начальных классов зарабатывают недостаточно и, кроме того, не обладают необходимой  квалификацией, считает эксперт.

 

По материалам сайта "Deutsche Welle"

Комментариев пока нет