Россия на пути к гуманизму

29 октября 2016

Ни одно государство не может нормально существовать без национальной идеи, без осознания себя как суверенного государства, как нации, как народа.

Идейный оплот – это своего рода стержень любого государства.

Сгруппированные по концептуальному признаку идеи составляют основу определенной идеологии. Идеология зарождается лишь в том обществе, где появляется социальный запрос на новые или другие идеи. Само общество должно обладать достаточным уровнем образования, институциональными площадками и каналами распространения идей.

Идеология не является наукой, так как включает в себя оценочный компонент социально-политической жизни общества.

Функциональный диапазон идеологии очень широк:

1. Любая идеология стремится выработать определенное понимание действительности, прежде всего действительности социальной, взирая на нее сквозь призму интересов определенной социальной общности. Тем самым идеологии реализуют потребность людей в выработке такого отношения к реальности, которое помогает человеку, социальной группе лучше представлять свое положение, сделать свою деятельность эффективной с точки зрения осуществления своих личных и групповых интересов. Эта черта идеологии находит свое выражение в том, что идеологическая картина мира создается посредством особых форм общественного сознания - идеалов и ценностей.

2. Идеологии не только вырабатывают понимание действительности. Они обосновывают общественный порядок, устраивающий социальные группы, чьи интересы представляют идеологии, и, наоборот, критикуют экономические, политические, социальные порядки, которые не устраивают данные группы. Короче говоря, идеологии выполняют двуединую апологетико-критическую функцию. Упор, как правило, делается на позитивную сторону, на обоснование ценностей, идеалов, выдвижение привлекательных лозунгов и т. д., так как от этого, прежде всего, зависит степень общественной поддержки идеологии. В то же время в определенных ситуациях первостепенное значение может приобретать критическая направленность, критический пафос идеологии.

3. Каждая страна, каждое общество стремится к состоянию устойчивости, стабильности, обретаемой благодаря политической и социальной консолидации. Идеология играет в этом процессе первостепенную роль: она может способствовать консолидации, а может, наоборот, препятствовать ей, стимулировать разрушительные процессы.

4. Любая идеология стремится оказывать влияние на поведение людей через воздействие на их сознание. Иными словами, она видит свою задачу в программировании человеческого поведения путем манипулирования сознанием.

Таким образом, мы видим, что идеология координирует развитие общества и общественные процессы, определяет ценностные ориентиры людей [1].

Какова же идеологическая обстановка в России?

Духовно-идеологическая ситуация в нашей стране в настоящее время характеризуется рядом особенностей.

С одной стороны, широко издается ранее запрещенная, "не угодная властям", литература, появилась сеть новых радио и телевизионных станций, на государственном телевидении функционирует телеканал "Культура", в общественной жизни возросло влияние церкви, деятелями культуры устраиваются всевозможные выставки, показы, просмотры, о которых раньше и думать-то было нельзя. Все это, казалось бы, должно способствовать обогащению, развитию духовного мира личности.

С другой стороны, мы все больше и больше видим падение моральных устоев в обществе, рост преступности, насилия, жестокости, проявление бездуховности. Значительно возросла деятельность представителей различных тоталитарных сект по вербовке и идеологической "обработке" некоторых категорий населения и особенно молодежи. Деструктивную роль в этом отношении играет и ряд СМИ. Общественному сознанию навязываются различные стереотипы, мифы.

Впрочем, в том, что такие явления в духовной жизни общества мы наблюдаем сейчас, ничего удивительного нет. Сознание людей не смогло "адаптироваться" к новым реалиям. Утрачены ценностные ориентации и идеалы. В обществе нет объединяющей, интегрирующей идеи и основополагающих ценностей [2].

Российские правящие круги активно пытаются навязать населению последние 20 лет государственно-патриотический либерализм-капитализм в качестве превалирующей идеологии.

Это не худший, но и не лучший вариант для России, так как он идейно-политически находится на уровне середины ХХ века и способен только несколько улучшить положение российского народа. Из 200 стран мира наша родина по индексам человеческого развития и развития человеческого потенциала скатилась с 26-го места в 1990 году на 63-е в 2003-ем. Смертность в стране стала превышать рождаемость в полтора раза, и население уменьшилось на 4,5 миллиона человек (на 3%), а в Кировской области – на 187 тыс. человек (на 11%). И все это при национальном богатстве России в 300-350 триллионов долларов, 2 миллиона - на душу населения (1-е место в мире).

Мы считаем, что России нужны не либерально-капиталистические, а гуманистические реформы.

С чего же нужно начинать перемены?

Гл. 1, ст. 13, п. 2 Конституции РФ гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Поэтому логическим началом является изменение основ конституционного строя. Конституция, по-нашему, мнению должна закреплять ту единственную идеологию, которая способна развеять хаос, который царит а стране.

После изменения основ конституционного строя необходимо выбрать идеологию, которая станет государственной. И с нашей точки зрения, именно гуманистическая идеология может изменить обстановку в стране.

Как новаторская идеология и политика, гуманизм должен и может, в отличие от других идейно-политических направлений, вытекать из самоценности и неповторимости человеческой жизни, индивидуалистическо-коллективистской природы и сущности человека и общества.

Гуманистическая политика – это всестороннее удовлетворение потребностей и развитие способностей народа. Ее приоритеты: гражданская личность, образование и культура, демократия и самоуправление, интеллектуальная собственность, мир.

Гуманизм + патриотизм + федерализм – вот формула прогресса России и превращения ее в одну из передовых стран мира [3].

А каков же уровень гуманности россиян сегодня?

Вопросу клонирования уделяется большое внимание в современном мире, позиции по поводу этой проблемы разнятся по противоположности. Некоторые считают, что клонирование людей совершенно нормальный и объективный результат совершенствования медицины. Наука идет вперед и человек хочет и уже может себе обеспечить более продолжительную жизнь, вернуть себе умершего близкого родственника. Оппоненты же говорят о том, что это аморально, создавать человека себе подобного и в дальнейшем убивать его ради своей жизни, пуская его на органы. С точки зрения гуманизма ситуация также довольно противоречивая.

Важно понимать, что гуманизм не тождественен тому, что люди считают хорошим, правильным. С одной стороны, нет ничего плохого в том, чтобы продлить жизнь человека с помощью донорских органов, медицина совершенствуется и ищет всевозможные способы приблизить человека к долголетию. Однако с точки зрения гуманности стоит задать вопрос, какой ценой это достается?

После клонирования у нас два генетически одинаковых человека, гуманисты задаются вопросом, по какому принципу будет определен тот из них, кто получит для себя органы. Клон это полноценный человек, а убить одного человека ради более долгой жизни другого – крайняя форма антигуманного отношения. Многие ученые говорят о том, что следует не допустить превращения клона в личность, но тут же возникает еще более сложный вопрос, как добиться того, чтобы человек не проходил социализации в обществе, чтобы у него отсутствовали какие-либо чувства? Все равно мы приходим к выводу, что один человек – средство существования другого.

Саму идею о бесконечной жизни человека нельзя назвать гуманной. Человек перестанет быть человеком в таком ракурсе, нарушится естественный баланс в природе [4].

Однако, стоит отметить, что гуманисты ничего не имеют против клонирования с целью познания, научных исследований и открытий.

В Российской Федерации в данный момент действует Федеральный Закон «О временном запрете на клонирование человека» от 2010 года. Таким образом, Российское законодательство сейчас отстаивает точку зрения гуманного отношения к человеку. Однако, очевидно, что временный характер закона говорит о том, что правительство не приняло окончательного решения по поводу этого вопроса, важно, чтобы был сделан правильный выбор, ведь клонирование человека в России запрещено только до принятия особого закона. В законопроекте оговорено, что клонирование иных организмов и клеток — любых, в том числе и человеческих — в исследовательских целях не запрещается.

Ядерное оружие имеет огромное значение в современном мире. Многие страны уже им обладают или же стремятся к созданию его. Однако, в последнее время существуют идеи избавления от этого вида оружия, уничтожения его к 2030 году. Эта идея получила название Global Zero и имеет своих последователей во всех странах, владеющих ядерным оружием. Проанализируем проблему ядерного оружия с точки зрения гуманного отношения людей друг к другу.

Саму идею создания ядерного оружия назвать гуманной нельзя. Любое оружие создается с целью уничтожения противника, подавления и запугивания.

 Но в современном мире гуманисты иначе относятся к ядерному оружию. Его создания относится к Холодной войне (глобальному военному, геополитическому, экономическому и идеологическому противостоянию между СССР и США). Многие отмечают, что именно благодаря ядерному оружию удалось прожить относительно мирно конфронтацию Холодной войны. Если бы не факт его создания, то исходом этой войны могла бы стать Третья мировая война. А если бы каким-то чудом нам удалось ее тогда избежать, то нынешнее, беспрецедентное в истории человечества по остроте и глубине перераспределение сил, безусловно, закончилось бы войной. То есть, можно с уверенностью говорить о том, что мы находимся на пороге новой Третьей мировой войны сейчас, уже после холодной войны [5].

Дело в том, что с появлением ядерного оружия появилась идея «ядерного сдерживания», подразумевающее, что если какая-либо страна нанесет удар по другой стране, то тут же получит ответный удар ядерным оружием и в стране будет уничтожено пара кварталов и большое количество невинных людей. Правительство никакой страны не может допустить массового уничтожения своих граждан.

Из заявлений главы государств Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, можно сделать вывод он присоединяется к идеи Global Zero, выступая за полное ядерное разоружение. Барак Обама, американский политический лидер, является одним из основателей этой идеи и также ее поддерживает. Гуманность президентов налицо, никто не хочет выглядеть кровожадным в глазах своих граждан и всего мира. Получается, что главные центры геополитических действий против ядерного оружия, но ни для кого не секрет, что в обеих странах продолжается модернизация ядерного оружие и наращивание своего ядерного потенциала. Однако, по сравнению с теми запасами, которые были накоплены в годы Холодный войны, нынешние запасы ядерного оружия невелики.

Россия подписала договор о запрещении испытания ядерного оружия, таким образом, наша страна более гуманна по сравнению с некоторыми другими странами. Наличия ядерного оружия сейчас – сдерживающая сила от начала Третьей мировой войны и путь к стремлению добиться межгосударственного консенсуса по поводу многих вопросов. Важно, чтобы Россия не отменила этого соглашения, ведь мощная держава США так и не ратифицировала его. Кроме того, многие страны, в которых сейчас создается ядерное оружие, не подписывают этого соглашения, проводя испытания под землей.

Если проследить динамику взглядов таких знаменитых людей, как Генри Киссинджер, Джордж Шульц, Сэм Нанн и Уильям Перри, сыгравшие определенную роль в запуске идеи ядерного нуля, то можно обнаружить, что эта знаменитая четверка во второй статье уже говорила о сокращении и даже уничтожении ядерного оружия как неплохой цели [6].

Правительства понимают, что обеспечить безопасность своей страны без наличия ядерного оружия на сегодняшний день невозможно. Это гарантия благоприятного существования своих граждан. Но нельзя допустить реального использования ядерного оружия, необходимо оставить его только как сдерживающий фактор, к чему и стремиться Россия.

Голод – проблема, которая волнует многих жителей нашей планеты. Если таких развитых стран, как США, Россия, Германия и других, эта проблема коснулась не сильно, хотя и в этих странах есть люди, живущие за чертой бедности. То для многих развивающихся стран, в большинстве случаев стран Африки, эта проблема критична. С точки зрения гуманного отношения к человечеству, страны должны решать эту проблему. Здесь нужны научные прорывы или революционные открытия, нужна финансовая и материальная помощь как внутри стран, так и другим странам.

В России ведется внутренняя социальная политика, предоставляющая социальные льготы и выплаты по безработице, помощь малообеспеченным семьям и так далее.

В мире существует Всемирная продовольственная программа (ВПП ООН), это крупнейшая гуманитарная организация, главной целью которой является помощь неимущим в развивающихся странах, борьба с голодом и нищетой. Ежегодно она обеспечивает поставку примерно 5 млн тонн продуктов питания странам.

Что же касается международной помощи, то Россия участвует в программах помощи голодающим странам, в программах помощи странам после стихийных бедствий. Теперь она входит в чисто тех стран, которые предоставляют продовольствие ВПП ОНН. Следует отметить, что когда-то Российская Федерация сама получала продовольствие от этой организации.

Несмотря участие России во многих программах, оно является не таким масштабным, как, например, участие и помощь США развивающимся странам. Гуманность нашего правительства с этой точки зрения следует повышать и развивать, нужно больше помогать нуждающимся странам.

Другой стороной этой медали является способы помощи США, которые нельзя назвать гуманными. Америка поставляет продукцию и товары в Африку не безвозмездно, а по очень низким ценам. Но это эта цена намного ниже, чем стоимость продукции их национального производителя и это толкает покупать американскую продукции. Что разоряет отечественные производства, многие африканские фабрики и заводы развалины и не функционируют. В то время как, США не ежедневно предоставляет товары в Африку. Такая противоречивая ситуация с африканским производством и своевременность поставок им товаром наталкивает на вопрос о гуманности американского правительства и о целях такой политики.

России следует учесть опыт других стран в оказании гуманитарной помощи голодающим странам и повысить количество оказываемой помощи. Гражданам и правительству следует быть более понимающими и гуманными в своей политике.

 Если рассматривать гуманизм с точки зрения ценности человека как личности, его права на свободу, счастье и так далее, то в этой среде интересно обраться к однополым бракам. Мировое сообщество по-разному реагирует на официальное разрешение некоторым странам однополых браков. Одни считают, что это противоречит традиционным моральным нормам в обществе, подает плохой пример остальным. Другие же приводят аргументы в поддержку однополых браков, говоря о том, что каждый имеет право на свое личное счастье.

Гуманисты поддерживают тех, кто выступает за поддержку однополых браков. Считая, что такие страны как Франция, Ирландия, Гавайские острова более гуманны по отношению к своим гражданам, из-за легализации однополых браков.

Что же касается России, то Владимир Владимирович Путин выступает однозначно против однополых браков, он сравнивает их с верой в дьявола. Президент отмечает, что для Российской Федерации является естественным и правильным отстаивать традиционные и моральные ценности [7].

С этой точки зрения, Россия негуманно относится к своим жителям, но президент отмечает, что уважать и признавать права нужно не только меньшинств, но и большинства, которые таким образом ставятся под сомнение. Здесь возникает противоречивость в неготовности российского общества принять мнение меньшинства. В этом заключается одна из главных проблем российского гуманизма.

Многие звезды мировой сцены критикуют Россию за это, в том числе Мадонна и Леди Гага, сэр Элтон Джон.

Другой стороной проблемы однополых браков является усыновление в них детей. Здесь мнения также противоречивы, некоторые утверждают, что, не давая права усыновления, ограничивается право на счастье этих людей. С другой стороны, ребенок, попавший в такую семью, проходит социализацию совсем по-другому, изначально он воспитывается не в семье, где есть «мама» и «папа». Последствия такого воспитания не предсказуемы. Таким образом, может быть ущемлено право ребенка на счастливую жизнь.

В России подписан закон о запрете усыновления сирот однополыми парами. Как утверждает президент Российской Федерации, данный закон направлен на то, чтобы "гарантировать детям гармоничное и полноценное воспитание в приемных семьях", а также "обезопасить психику и сознание детей" от "искусственного навязывания нетрадиционного поведения и возникновения душевных страданий и стрессов".

Гуманисты не могут однозначно ответить на вопрос о возможности усыновления детей в такие семьи, однако, они однозначно утверждают о возможности официально разрешить регистрировать однополые браки [8].

Гуманизм – это своего рода глобализация и прогресс современного мира.

Что касаемо того, сможет ли гуманистическая идеология прижиться в России, то на этот вопрос однозначно ответить нельзя. Вопреки тому, что вопросы о гуманизме, идеологии и политике неоднократно обсуждались на заседаниях Российского гуманистического общества, на гуманистических конференциях и семинарах, и даже были выработаны определённые позиции по этому вопросу, предложения о создании гуманистической партии выдвигаются вновь и вновь.

Выбор правящей идеологии особенно актуален сегодня, когда объявленная деидеологизация российского общества привела страну к социальному и политическому хаосу, духовному и нравственному упадку. В российском обществе происходит деградация культуры, нравственного воспитания, а также наше общество не готово к переменам и изменению мировоззрения. Именно это не может способствовать появлению и формированию новой идеологии.  А чтобы претворить в жизнь гуманистическую идеологию в России, нужно повысить уровень самопознания общества. Но, к сожалению, российское общество на данном этапе развития не готово к этому.

По данному вопросу эксперты имеют различные мнения.

Так, А. Шутов в журнале «Здравый смысл» публикует тезисы для обсуждения «Общество и государство: гуманистическая альтернатива» и призывает гуманистов объединяться в Российскую партию гуманизма, рассматриваемую им в качестве катализатора гуманистического прогресса России и россиян. И это далеко не единичный пример [9].

Ю.Г. Волков, автор книги «Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России)» говорит о правомерности и необходимости гуманистической идеологии. Он утверждает: «Деградация и дегуманизация российского народа под воздействием “самых лучших” в мире либеральных ценностей, – пишет он, – будет продолжаться, пока не будет создана новая идеология, соответствующая менталитету российских граждан. Приемлемыми для россиян будут идеологические ценности, предполагающие, в отличие от предполагаемых либеральных ценностей, приоритет духовного богатства над материальным. Такими ценностями, противостоящими американской и западной в целом экспансии либеральных ценностей, могут быть ценности гуманистической идеологии Востока и Запада. Более того, россиянам нужна идеология, ведущая Россию к великому будущему, а не прозябающему либерально-западному прошлому. Только мощная идеология способна дать России великую перспективу, определив при этом её первенствующую роль в мире, способна вывести многострадальную Россию из её современного хаотического состояния. Такой оптимистической идеологией, зовущей россиян к достижению великого будущего России, превращению России в духовного лидера человечества, будет являться идеология социального гуманизма» [10].

Черкасов пишет, что «гуманизм – это мера в соотношении “человек – цель, человек – средство”, в рамках которой лишь только и возможны человеческая свобода и человеческое достоинство, в рамках которой свобода не превращается в беспредел, агональная (принцип агона (от греч. agon — состязание) — это социальная формула мирной состязательности субъектов, введенной в пределы гуманистических норм и предполагающей равнозначность ценностных статусов сторон) природа человека не превращается в зоологический антагонизм, победитель не добивает “контрольным выстрелом” поверженного противника, а борьба-соревнование, ограниченная законами-правилами, является стимулом-механизмом развития обоих. Стало быть, речь должна идти о гуманизации общественной деятельности во всех её сферах» [11].

Исследуя эти точки зрения экспертов, можно сказать, что борьба за «торжество» некоторой идеи и за ее реализацию должна быть не только борьба за будущее общества, но и борьба за будущее и настоящее каждого отдельного человека, при этом необходимо соотносить размер «человеческой цены», которая уплачивается за эти результаты и достижения. Ведь суть гуманизации заключается в том, что цена прогресса не должна набирать обороты, и жизнь человека не должна терять свойственную ей цену.

Сегодня Россия имеет некоторые основополагающие элементы гуманизма. А именно, мы законодательно запретили клонирование человека, потому что это лишает определенного человека индивидуальности и нарушает его человеческие права. Также Россия ярый противник ядерного и химического оружия, что говорит о гуманности нашей страны к мировому населению. Мы даже выступали за то, чтобы другие страны тоже отказались от данного вида оружия (например, ситуация в Сирии). Более того Россия активно включена в процесс помощи голодающим развивающимся странам. Именно с таких, казалось, бы несложных факторов начинается гуманизация страны, а значит и ее общества.

Так, можно сказать, что формирование гуманизма в России в полном его понимании возможно только при условии, что российское общество осознает, что это необходимо для дальнейшей глобализации и для формирования гражданского общества и правового государства. К тому же предпосылки для создания гуманного общества в России уже существуют.

В заключении хотелось бы сказать, что гуманистическая идеология необходима российскому обществу. Наше общество отстает в развитии в сравнении с другими развитыми странами. Мы исторически не воспринимаем навязывания каких-либо нам идей, и гуманистическая идеология может быть претворена в жизнь только при том условии, что российское общество само будет готово к этому. Однако российское сознание еще не воспринимает идеи запада и не готово к их внедрению в свой социум. Гуманизм, патриотизм и федерализм – основные составляющие формулы прогресса России и превращение ее в одну из передовых стран мира. В отличие от СССР Россия может и должна стать настоящим федеративным государством: с сильным центром и сильными равноправными субъектами, с развитым местным самоуправлением.

На данный момент только сам Человек - гражданин может создать гуманизм, будучи патриотом своей страны и гуманистом. Конечно, исторически по менталитету, стихийно, бессознательно большинство россиян близки к такой позиции. Но для них гуманизм - пока только нравственное понятие: человеколюбие. А этого недостаточно. Нужен новый гуманизм: научный и организованный.

Мы выяснили, что сначала развития Российской Федерации были проложены пути к гуманности: был объявлен мараторий на смертную казнь, затем мы отказались от ядерного оружия, стали регулярно помогать странам Третьего мира в борьбе с голодом. Таким образом, развиваясь, Россия в 21 веке имеет все предпосылки для называния себя гуманной страной.

 

 

Список литературы:

 

1.      Философия: Учебник _/ Под _ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина. — 2-е _изд., перераб. и _доп.— М.: Академический _Проект; Трикста, 2004.— 688 с.

2.      Духовно-идеологическая ситуация в современной России и проблема общечеловеческих ценностей [Электронный ресурс] // aeli.altai.ru. Интернет-статья. 2000. URL: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/1999/parachin.html (дата обращения: 30.11.2013)

3.      Общество и государство: гуманистическая альтернатива [Электронный ресурс] // humanism.ru. Интернет-статья. 2005. URL: http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000212 (дата обращения: 30.11.2013)

4.      Клонирование в свете концепции гуманизма [Электронный ресурс] // separat-lib.com. Интернет-статья. 2010. URL: http://separat-lib.com/sciency/1342 (дата обращения: 30.11.2013)

5.      Ядерное оружие – это нечто посланное нам Всевышним [Электронный ресурс] // www.globalaffairs.ru. Интернет-статья. 2013. URL: http://www.globalaffairs.ru/pubcol/Yadernoe-oruzhie--eto-nechto-poslannoe-nam-Vsevyshnim-15855 (дата обращения: 30.11.2013)

6.      В.Путин сравнил однополые браки с верой в дьявола [Электронный ресурс] // top.rbc.ru. РБК весь мир. Интернет-журнал. 2013. URL:  http://top.rbc.ru/society/19/09/2013/877988.shtml (дата обращения: 30.11.2013)

7.      В.Путин одобрил запрет на усыновление для однополых пар [Электронный ресурс] // top.rbc.ru. РБК весь мир. Интернет-журнал. 2013. URL:  http://top.rbc.ru/society/03/07/2013/864469.shtml (дата обращения: 30.11.2013)

8.      Шутов А. Общество и государство: гуманистическая альтернатива // Здравый смысл. 2005, № 4 (37), с. 21–24.

9.      Цитируется по кн.: Черкасов Г.К. Жизнь человеческая: смыслы и образы. – Сыктывкар, 2003, с. 169–170.

10.  Цитируется по кн.: Черкасов Г.К. Жизнь человеческая: смыслы и образы. – Сыктывкар, 2003, с. 172.

11.  Черкасов Г.К. Жизнь человеческая: смыслы и образы. – Сыктывкар, 2003, с. 173.

 

Комментариев пока нет