Есть мнение

Россия как фактор стабильности и возрождения мировой цивилизации

29 октября 2016

Современный мир вступил в период глобальной нестабильности

Фундаментальные принципы существования и воспроизводства социума за несколько последних десятилетий претерпели очень значительные изменения.

Тип общества, который сложился в результате отказа от модернистских установок в сфере культурно-ценностной (с наследованием их в области социально-политической – общество осталось секулярным и ориентированным на модель либерально-демократического государства), получил различные наименования. Социологи пытаются описать его применяя разнообразные концептуальные понятия. Одно из них принадлежит У. Беку, который в 1980-х гг. ввел термин «общество риска», позднее несколько усложнив его до понятия «глобальное общество риска», в котором отмечается масштаб распространения элементов этой социальной модели. Немецкий ученый в своем определении высветил и объяснил важную особенность современного социума, а именно крайнюю нестабильность его существования вследствие множества причин.

Во-первых, усложнение и повышение степени цивилизационно-технической мощи общества приводит к обратному эффекту непредсказуемости и непрогнозируемости последствий введения новых революционных технологий. От производства благ общество перешло к производству и распределению рисков.

Во-вторых, дальнейшее углубление принципа индивидуализации человека и, соответственно атомизации социума, приводит к тому, что традиционные социальные структуры распадаются и происходит диффузия классовых сообществ. Возникает новый тип сообществ, члены которых интегрируются в некие социальные группы и чувствуют сопричастность друг другу, возникающую на основе общих страхов, экзистенцниального одиночества, социальной маргинализации. Это так называемые «риск-сообщества».

Хотелось бы добавить, что, в-третьих, общество риска – это ценностно неустойчивое образование. Поскольку в нем нет ничего незыблемого в плане истинности, ценностный скептицизм робко держится за соломинку правовой традиции общества, в аксиологическом плане опирающуюся на все более расплывчатую конструкцию «прав человека». За последней уже может скрываться что угодно (любые социокультурные и духовные аберрации). Также она весьма удобна для идеологического прикрытия различного вида скрытого и открытого вторжения во внутренние дела суверенных стран.

Экономический кризис 2008-2009 гг. привел в трубулентное движение весь мир. Он породил несколько волн социального протеста, отчасти совершенно спонтанного, отчасти запрограммированного. «Арабская весна» сочетала в себе как то, так и другое. Движение «Оккупируй Уолл-стрит» внешне выглядело как спонтанный гражданский протест внутри капиталистического Запада из-за резкого ухудшения уровня жизни, который не достиг подлинно революционного градуса, и по всей видимости не мог его достигнуть из-за неясности изначальных целей (хотя не исключена и другая сторона этого движения - апробация технологий по манипуляции социальными массами, на что указывают некоторые факты). Стало ясно, что именно западная цивилизация служит источником флуктуаций глобальной нестабильности.

Ближайшее будущее предвещает нам не слишком спокойные времена. Экономические проблемы не ушли в прошлое. Экономическая мегамашина США подточена гигантским государственным долгом. И это противоестественное состояние не будет длится слишком долго. Европа поляризовалась на остающие экономически страны и доминирующие над остальной Европой. Вновь наметившийся раскол между Россией и Европой и попытка изолировать российскую экономику и политическую элиту, ведут к духу конфронтации между цивилизациями. Нарастание кризисных тенденций и рисков неизбежно.

Современный мир стал более лицемерен и менее гуманен

Рушатся незыблемые основы гласной и негласной этики взаимодействия между государствами и целыми цивилизациями.

Происходит отмена международного права как конвенциональной и потому изменяемой в принципе, но незыблемой до момента пересмотра форме системе общеобязательных норм и правил межгосударственного взаимодействия. Международное право давно перестало быть общеобязательным и равнозначным для всех субъектов. Конечно же, оно никогда и не было общеобязательным для всех, ведущие мировые державы всегда имели возможность выйти за его рамки. Но если ранее геополитическая конкуренция строилась вокруг определенных правил игры (заданных самим же «мировым сообществом»), теперь желание реализовать свои геополитические интересы игнорирует всяческие правила, поскольку играть «по честному» или даже немного жульничая не получается.

Война в XXI веке приобрела вполне отчетливые и своеобразные очертания. Военные конфликты случаются в мире регулярно и в основной своей массе инициируются геполитически и экономически заинтересованной стороной, в качестве которой выступает западная цивилизация.

Военные конфликты носят характер локальных, но преследуют цели глобальные – консервацию однополярного геополитического мира и оттягивание момента краха долларовой монетарной системы. Война носит в основном совершенно лицемерный и скрытый характер, она может приобретать вид организации и поддержки экстремистских движений (радикально-исламского, националистического, радикально-либерального и прозападного толков).

В ней просматриваются две отчетливые составляющие – организация реальных протестных акций и вооруженной оппозиции, и манипуляция общественным сознанием с помощью методов и средств информационной пропаганды и информационных спецопераций.

Локомотивом этого процесса выступает политическая элита США, которая все время подстегивает европейских партнеров по НАТО к более решительным действиям в угоду своим интересам. Геополитической и военно-политический союз европейских держав с США – это диктат дряхлеющего американского гегемонизма над Старым Светом. Стремление к независимости от этого диктата со временем будет только увеличиваться. В этой связи напомним, что не только дипломатические усилия России, но несговорчивость и даже в некотором смысле «бунт» Европы спасли Сирию от реализации ливийского сценария и неминуемой гибели одного из древнейших очагов цивилизации Ближнего Востока.

Россия – оплот будущего возрождения мировой цивилизации

В семье цивилизаций на территории современной ойкумены Россия – одна из немногих цивилизаций, если не единственная между преимущественно (пост)христианским Западом и преимущественно нехристианским Востоком, которая еще способна сохранить и возвысить универсальные духовные ценности, объединяющие человечество. Она сочетает в себе как европейские ценности демократии, свободы и светской модели устроения общества, задающей общие правила и рамки равноправного сосуществования и возможного расцвета любых подлинно духовных учений, так и здоровое влечение к сохранению и восстановлению традиционных духовно-нравственных ценностей христианских народов. Духовное отрезвление и оздоровление Европы и Запада в целом, если и возможно, то только с помощью, а не без и тем более вопреки России, которая еще в XIX – начале XX вв. продемонстрировала возможности высочайшей интеллектуальной культуры и культурного синтеза, в котором классическая европейская образованность, глубокое усвоение философской и научной культуры, слилось с критическим и творчески-конструктивным переосмыслением итогов развития европейской интеллектуальной и духовной культуры.

Ростки нравственного оздоровления на почве органического отторжения нигилистического ценностного вакуума, в который мировая культура постепенно погружалась на протяжении последних двух столетий, в XXI в. свойственны именно русскому народу и России.

Это одна из немногих, если не единственная из цивилизаций так называемой «постсовременности» (эпохи неопределенности, блуждания в сумерках культуры и смутных цивилизационных поисков после нигилистического краха конструкции европейского ценностного и исторического сознания), которая демонстрирует путь развития вне попыток встраивания в неоколониальную систему порабощения мира и стратегии геополитического подчинения других народов своим утилитарным интересам и геополитическим амбициям. Перспектива приобщения к закрытому клубу «мирового сообщества» в качестве младшего партнера далеко уже не так привлекательна как несколько десятилетий ранее. Многие страны Латинской Америки, Азии, так называемого «третьего мира» все чаще пытаются опереться на собственные национальные интересы в разработке стратегии государственного развития, проявляют сочувствие к тем идеологиям, которые способны укрепить чувство национального достоинства и независимости.

Здоровые или еще окончательно не одурманенные культурным нигилизмом и стремящиеся к сохранению национального суверенитета силы Европы обратятся к союзу с Россией, если она будет твердо держаться собственных оснований социокультурной жизни (значительная часть которых имеет европейское происхождение). Возрождение Церкви и традиционной духовности, русского национального духа, который имеет как особенные проявления, смутно понятные другим, так и универсальные черты (умение понять и полюбить другие народы). Большинство, которое еще сохранило в Европе, адекватную шкалу ценностей, будет сопротивляться завязываемому агрессивному диктату социальных меньшинств, разрушению семьи и деградации семейно-брачных отношений. Растущая популярность правых политических сил, национально- и консервативно ориенированных, националистические настроения, все более характерные для многих стран Старого света, демонстрируют не что иное как набирающий оборот социальный протест против превращения своей цивилизации в тотальный Содом.

Чем более мир погружается в пучину ценностно-культурной неопределенности, социальной и геополитической нестабильности, тем более будет усиливаться стремление к тем островкам стабильности, которые к тому времени сохраняться. В «текучем» по выражению З. Баумана обществе, где «твердые» социальные структуры подверагются расплавке и превращаются в «жидкие», человек не может стать полностью «текучим», иначе он утратит любые онтологические основания своего существования, а значит, жизни. Отсюда ведет свои истоки значительно заметная реакция по поиску стабильности в той или иной форме, скажем, возврату к этнокультурной или национальной традиции предков, квазиэтнизация и попытки реконструирования древней, стремящейся к гармонии с природой, системой мировоззрения, недоверие к техническому прогрессу и антимодернистские настроения, популярность националистических движений, манипулирующих национальной идентичностью и чувством патриотизма. Задача выживания в современном мире требует обретения пути возрождения национального духа, минуя искушения радикализма и культурно-патологических форм стремления к восстановлению национального достоинства и социокультурной идентичности.

В таких условиях жажда начал подлинности и справедливости в межгосударственных и межцивилизационных отношениях будет стремительно нарастать. И та цивилизация, которая сможет представить пример адекватного восприятия истории и геополитики и соответствующей жизнеспособной стратегии развития, станет центром притяжения здоровых социальных и политических сил, а значит, противовесом глобальной цивилизационной энтропии. Этим центром может стать Россия, твердая в своих ценностных позициях и геополитической стратегии, нацеленной на созидание, а не разрушение, гармонизацию мира, а не хаотизацию.

Комментарии 6

<p>
Здравствуйте!
</p>
<p>
Понравилась статья. Скажите, а как России <span>представить пример адекватного восприятия истории и геополитики, самое главное, какой это содержательно может быть пример?</span>
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Мне кажется, что в статье нет главного - чёткости, ясности, конструктивности.
</p>
<p>
<strong>Что-то я не понял, что Россия является оплотом возрождения мировой цивилизации.</strong>
</p>
<p>
Мировая революция и рынок
</p>
<p>
<a href="http://lawinrussia.ru/out?s=0be4f4a943d37e6446f190048ea7e1c5&amp;uri=http%3A%2F%2Fwww.proza.ru%2F2012%2F12%2F20%2F2115">http://www.proza.ru/2012/12/20/2115</a>
</p>
<p>
Добрый день! Спасибо за позитивный отзыв. Я считаю, что Россия за последние годы уже продемонстрировала ни раз пример конструктивной геополитики. Например, ситуация с Сирией. Во многом благодаря твердой позиции России и дипломатическим усилиям были сохранены и свои геополитические интересы в регионе и спасен один важных центров политическиой и культурной жизни Ближнего Востока. В будущем, безусловно, следует развиваить Евразийский союз как интегратор всех бывших советских республик и противовес западным политическим объединениям и военным блокам. Внешняя изоляция страны сейчас содействует более адекватному и критичному отношению к новейшим и "прогрессивным" культурно-правовым нововведениям в европейском обществе, которые смешивают норму с отклонением, разрушают естественные социальные отношения. Если Россия сумеет сохранить и развить модель культуры с основой в виде консервативных, в первую очередь, духовных христианских ценностей (что придает ей некий универсализм) с терпимостью и открытостью для других народов, у нее есть все шансы стать центром консолидации консервативных и оздоровляющих тенденций. 
</p>
<p>
Здравствуйте!
</p>
<p>
Понравилась статья. Скажите, а как России <span>представить пример адекватного восприятия истории и геополитики, самое главное, какой это содержательно может быть пример?</span>
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Мне кажется, что в статье нет главного - чёткости, ясности, конструктивности.
</p>
<p>
<strong>Что-то я не понял, что Россия является оплотом возрождения мировой цивилизации.</strong>
</p>
<p>
Мировая революция и рынок
</p>
<p>
<a href="http://lawinrussia.ru/out?s=0be4f4a943d37e6446f190048ea7e1c5&amp;uri=http%3A%2F%2Fwww.proza.ru%2F2012%2F12%2F20%2F2115">http://www.proza.ru/2012/12/20/2115</a>
</p>
<p>
Добрый день! Спасибо за позитивный отзыв. Я считаю, что Россия за последние годы уже продемонстрировала ни раз пример конструктивной геополитики. Например, ситуация с Сирией. Во многом благодаря твердой позиции России и дипломатическим усилиям были сохранены и свои геополитические интересы в регионе и спасен один важных центров политическиой и культурной жизни Ближнего Востока. В будущем, безусловно, следует развиваить Евразийский союз как интегратор всех бывших советских республик и противовес западным политическим объединениям и военным блокам. Внешняя изоляция страны сейчас содействует более адекватному и критичному отношению к новейшим и "прогрессивным" культурно-правовым нововведениям в европейском обществе, которые смешивают норму с отклонением, разрушают естественные социальные отношения. Если Россия сумеет сохранить и развить модель культуры с основой в виде консервативных, в первую очередь, духовных христианских ценностей (что придает ей некий универсализм) с терпимостью и открытостью для других народов, у нее есть все шансы стать центром консолидации консервативных и оздоровляющих тенденций. 
</p>