Есть мнение

Патриотизм: объединительная идея или условие существования?

29 октября 2016

«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - заявил Президент России В.В. Путин в начале февраля на встрече с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров.

Может быть сейчас и нет, хотя сомнительно. Но почему не может быть, почему не должно быть?

Патриотизм по определению – любовь к Родине, готовность работать на ее благо. Бесспорно, он может служить сплочению народа, направлению его усилий на благо Отечества. Однако благо и в народе, и в среде элиты может пониматься по-разному. Разве не согласные, не разделяющие, не поддерживающие не могут любить Родину, желать ей успехов? К тому же нечто новое, не совпадающее с общепринятым и официально продвигаемым, всегда вначале разделяется меньшинство и лишь постепенно, со временем может быть принято большинством и стать признаком сплочения и публичного патриотизма. Другое дело, когда некоторая часть и не согласных, и официально поддерживающихна деле преследует антипатриотические цели, готова предать национальные интересы России в угоду своему карману и амбициям, а также геополитическим соперникам (читай противникам) России, не забывая, порой, о некоторомколичествесребреников.

Патриотизм c точки зрения системного подхода к описанию общества, как системы, служит повышению связности системы-общество, удержанию ее населения в территориальном, экономическом, культурном пространстве, наконец, позволяет сплотить силы нации, перед лицом врага или катаклизма: быть или не быть? Если ослабевает патриотизм, страна начинает терять населениесначала в буквальном телесном измерении, потом во всех смыслах и измерениях и в итоге растворяется в мировой цивилизации, превращаясь из субъекта исторического процесса в объект, в пассивный ресурс. Патриотизм, таким образом, - необходимое условие существования страны, причем любой. В первом приближении даже не важно, на чем он основан – любит человек Родину, и хорошо. Специфической идеей России патриотизм в силу своей системной необходимостибыть не может. Он вообще не идея, а чувство. Здесь, скорее, речь может идти об идеи необходимости воспитания патриотизма у граждан, котораявозникла в сознании властной элиты, осознана ею и принята в качестве руководства к действию. Укрепление патриотизма, как выполнение необходимого условия существования, должно быть одной из задач политики государства, обеспечения национальной безопасности.

Необходимое условие – не обязательно достаточное. Для объединения населения страны, а также использования этого объединения для обеспечения процветания страны недостаточно патриотизма. Для этого нужен объединяющий смысл бытия, объединяющие ценности жизнедеятельности. Патриотизм, как представляется, основан на двух началах: материальном (социально-экономические и административные аспекты комфортности персонального (семейного) бытия в стране) и духовном (культурная традиция, ощущение принадлежности к нации). Главной является духовная основа, поскольку материальным аспектам бытия можно найти альтернативу в других странах, а национальной культурной традиции, ввиду ее уникальности по определению – нет. Культурная идентификация человека поддерживает его гражданскую идентификацию и в случае неудовлетворенности материальными аспектами бытия.

На упомянутой выше встрече Президент России призвал всех дружно усиливаться, чтобы каждый гражданин жил лучше, и тогда «И достаток будет больше, и комфортнее будет и т.д. Это и есть национальная идея». Что значит «комфортнее» и «жить лучше» Глава государства здесь не конкретизировал. Можно лишь надеяться, что это не сводится к полному брюху, просторной «хате», владению современным гаджетом, «крутой тачкой» и т.п. Для такой надежды накануне нового года Президент России дал солидное основание, утвердив новую «Стратегию национальной безопасности России», в которой в числе национальных интересов указано сохранение и развитие не только культуры вообще, но и «традиционных российских духовно-нравственных ценностей».О русской традиции в публикациях на страницах «Политического образования» уже написано немало, в частности, можно привести следующие аспекты:

поиск путей воплощения идей правды и справедливости;

установка на антибуржуазность и антиэлитарность социально-справедливого государственного устройства, причём здесь речь идёт о фактическом равенстве, а не только формально-правовом перед законом;

этническая и религиозная терпимость, как великая гуманистическая традиция русской культуры, включая быт;

важнейший компонент русской морали – мораль созидательного труда, служения; в системе социальной мотивации уважение общества всегда были предпочтительнее временно высоких доходов и связанных с ними рисков; «постоянный труд всегда воспринимался как смысл, благо, радость, способ созидания человеческого в человека – в противовес идеологии «один раз урвать и всю жизнь не работать»;[1]

моральность и духовность как в религиозном, так и в секулярном вариантах.

Шишкин В.А. отмечает «востребованность обществом социального идеала – правды, справедливости для всех, и под отнюдь не марксистским, а цивилизационным углом зрения – духовного идеала развития человека и нации, включая веру, хорошее образование и передовую науку как условие успешной конкуренции между нациями и как внутренний смысл бытия народа на перспективу».[2]

Здесь важно отметить, что русская культурная традиция, впитывая компоненты величия традиции других этнических культур, присутствующих в России, является одним из основных системообразующих факторов нашего существования, без которого развитие народа России в нацию, его объединение и сплочение всерьез и надолго невозможно. Русскому человеку недостаточно уютного мирка, ни чтобы себя уважать, ни чтобы Родину любить.А если, когда-нибудь будет достаточно, то это будет уже не русский человек, поскольку для русского душа превыше всего.

Когда удастся сплотить народ России на основе его культурной традиции, тогда будет стратегический успех, а патриотизм будет естественным сильным чувством, если не каждого, то подавляющего большинства наших граждан, которые будут солидарно строить не каждый свой мирок, а общий Русский дом, свет которого привлечет многих со всего мира.

Ссылки:

1. Селиванов А.И. Государство против корпораций: Часть 5. Русская традиция государственности: кто и почему «за» и «против». [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/311117. Дата обращения 27.01.2015.

2. Шишкин В.А. Социально-культурные парадигмы развития и проблема вызревающего цивилизационного разлома России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/323319. Дата обращения 27.01.2015.

Комментарии 26

Еще комментарии
<p>
Вы, Дмитрий, извиняюсь, подтверждаете мои опасения по неуважению к прошлому. Утверждать, что определения понятиям Любовь и Патриотизм не существует, а нужно идти своим путём, это " весь мир  ... мы разрушим до основанья, а <strong>затем</strong>". Так вот, по Вашим словам этого <strong>затем</strong> не видно.
</p>
<p>
Любовь не оцифрована, а записана в опыте предшествующих поколений, по которому можно определить, есть Любовь или нет.
</p>
<p>
ЛЮБОВЬ: позитивные составляющие -
</p>
<ul><li>
<em>Общность духовных интересов</em>
</li>
<li>
<em>Общность материальных интересов</em>
</li>
<li>
<em>Близость</em>
</li>
<li>
<em>Заинтересованность</em>
</li>
<li>
<em>Взаимная симпатия</em>
</li>
<li>
<em>Положительное отношение к объекту познания: природа, истина, жизнь</em>
</li>
<li>
<em>Родственность отношений</em>
</li>
<li>
<em>Потребность быть вместе</em>
</li>
<li>
<em>Дружба</em>
</li>
<li>
<em>Солидарность</em>
</li>
<li>
<em>Влечение друг к другу</em>
</li>
<li>
<em>Справедливость</em>
</li>
<li>
<em>Неприятие зла</em>
</li>
<li>
<em>Уважение </em>
</li>
<li>
<em>Требовательность друг к другу</em>
</li>
<li>
<em><em>Взаимопомощь</em></em>
</li>
</ul>

<p>
антиподы понятия Любовь -
</p>
<ul><li>
<em>Ненависть</em>
</li>
<li>
<em>Разобщённость</em>
</li>
<li>
<em>Противоположность частных интересов</em>
</li>
<li>
<em>Отчуждённость</em>
</li>
<li>
<em>Соперничество</em>
</li>
<li>
<em>Вражда</em>
</li>
<li>
<em>Месть</em>
</li>
<li>
<em>Насилие</em>
</li>
<li>
<em>Несправедливость</em>
</li>
<li>
<em>Угнетение</em>
</li>
<li>
<em>Смирение при угнетении</em>
</li>
<li>
<em>Лицемерие</em>
</li>
<li>
<em><em>Всепрощение</em></em>
</li>
</ul>

<p>
ПАТРИОТИЗМ: позитивные составляющие -
</p>
<ul><li>
<em>Забота об интересах страны (края, города, семьи)</em>
</li>
<li>
<em>Забота об исторической судьбе страны</em>
</li>
<li>
<em>Готовность к самопожертвованию</em>
</li>
<li>
<em>Верность Родине в борьбе с врагом</em>
</li>
<li>
<em>Сочувствие страданиям народа</em>
</li>
<li>
<em>Уважение к традициям народа</em>
</li>
<li>
<em>Уважение к историческому прошлому</em>
</li>
<li>
<em>Привязанность к месту жительства</em>
</li>
<li>
<em>Борьба с антиподами морали</em>
</li>
<li>
<em>Гордость социальными достижениями</em>
</li>
<li>
<em>Гордость культурными достижениями</em>
</li>
<li>
<em>Переживание за социальные пороки общества</em>
</li>
<li>
<em><em>Активность в труде и общественно-политической деятельности</em></em>
</li>
</ul>

<p>
<em><em>Для начала попробуйте соотнести позитивные составляющие нравственной категории патриотизм со словами и поступками главного героя и других персонажей фильма «Бриллиантовая рука» и со смыслом песни группы ЛЮБЭ «Дороги».</em></em>
</p>
<p>
<em><em>ВЫ всё равно за это переживаете, поэтому у Вас должно получиться узнавать в песнях, фильмах, происходящих событиях хотя бы Патриотизм. Есть ли он там? Загляните в словарь этики, там все нравственные (духовные, моральные - это одно и то же) категории давно есть.</em></em>
</p>
<p>
Авторы Левиафана не знают нравственных категорий и по наитию идут по антиподам понятий. Тлетворное влияние Запада даёт о себе знать. Мы зло принимаем и не думаем с ним бороться...
</p>
<p>
Власть точно подтверждает, что не знает, что такое Патриотизм. Нравственная инфраструктура умерла почти, ею нужно управлять, она основа всего и экономики в первую очередь. В школах нравственные ценности напрочь выхолостили из предметов, воспитательные цели которых являются ведущими (литература, история). Изучают только события, не давая им оценки с точки зрения нравственности.
</p>
<p>
Если допустить, что экономика является отдельной инфраструктурой, то её главным системообразующим фактором является человек. Бесполезно управлять экономикой, она неуправляема, сколько бы её не лечили. Нужно управлять воспитанием и обучением человека (всей нации сразу).
</p>
<p>
<strong>Подъём экономики напрямую зависит от качества обучения и воспитания человека, а в этом направлении только системное беспрецедентное ухудшение качества, я бы сказал, вредительство, убивающее цивилизацию.</strong>
</p>
<p>
Мы действуем старыми штампами, мы видим то, что перед носом, мы не видим предыдущую историю, мы не понимаем причин подъёма и устойчивости экономики в прошлые и древние времена, одним словом, мы не видим системы (социальной     инфраструктуры), управляя которой, можно напрямую управлять экономикой.
</p>
<p>
Свою историю мы изучаем событиями и датами, нам так кастрировали историческое мышление, что мы не понимаем, почему были времена устойчивой экономики, как говорил мой учитель литературы «Смотрим в книгу, а сути не видим». Мы ни нового смоделировать не можем и из исторического опыта ничего не видим.
</p>
<p>
Рычаги управления экономикой не внутри цифр, кредитов/процентов, поддержки бизнеса, а в грамотной, всесторонне развитой, гармонически развивающейся личности, которая продвинет науку и следом экономику.
</p>
<p>
Школы и ВУЗы дают, мягко скажем, ужасающий брак.
</p>
<p>
Кто виноват и что делать?
</p>
<p>
С дорогами, похоже, налаживается. Очевидно по региону, в котором проживаю, системная динамика, дай бог, чтобы улучшение продолжалось такими же темпами.
</p>
<p>
Настало время взяться за постановку первой части пьесы - «Дураки».
</p>
<p>
Было системной ошибкой начинать с дорог, но, такова данность, как говорится, лучше поздно, чем <strong>никогда</strong>. Но, судя по всему*,<strong> никогда</strong><strong> для первой части </strong>имеет значительное преимущество.
</p>
<p>
Можно сказать, развели мы тут антимонии, НО, чёт переживаю за будущее своих детей и внуков. Сильно переживаю.
</p>
<p>
Уважаемый Владимир!
</p>
<p>
Ни единым словом я не утверждал, что определений Любви и Патриотизма не существует. Я лишь отметил, глубину и неоднозначность понимания людьми этих категорий и смыслов соответствующих слов. Своими примерами Вы только подтвердили это.
</p>
<p>
Утверждая о необходимости уважать прошлый опыт, почему Вы отвергаете наш опыт, русскую традицию, которую я в статье предложил рассматривать как основу для сплочения нации. Ничего разрушать до основания я не предалагал.
</p>
<p>
Согласен. В  этом и проблема.
</p>
<p>
Добрый день, спасибо за позицию. Мне она близка. Д<span>умаю, что патриотизма как такового, самого по себе, без ярко выраженной в конкретных делах гражданственности, не существует. Нынешняя ситуация в России лично мне напоминает ту, что в Древней Греции описывал Аристотель, где среди граждан существовало четкое разделение на граждан и идиотов (сейчас суть этого слова сильно изменилась).</span>
</p>
<p>
<span>Итак, гражданами в полисах называли тех СВОБОДНЫХ людей, которые САМИ, без принуждения и бесплатно участвовали в ОБЩИХ делах (строительство и ремонт дорог и акведуков, уборка мусора, участие в выборах и т.д.). А идиотами называли тех СВОБОДНЫХ граждан, которые САМИ не ходили на выборы, без принуждения и бесплатно НИ В ЧЕМ не участвовали.</span>
</p>
<p>
<span>Интересно, кого из нас имел в виду наш Президент? Или он такого разделения сегодня не видит?</span>
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Я постоянно повторяю о том, что когда говорят о патриотизме не разделяют такие понятия
</p>
<ul><li>
как Родина
</li>
<li>
И существующая в данный момент власть
</li>
</ul>

<p>
<em><strong>У истинного патриота эти понятия должны быть неразделимы, чего в данный момент в стране не наблюдается!</strong></em>
</p>
<p>
Любовь к Родине - это просто перевод слова Патриотизм с греческого языка, но никак не выражение его сути.
</p>
<p>
Если согласиться, что любовь к Родине - суть Патриотизма, тогда вопрос: понятие<strong> Любовь </strong>в словосочетаниях "Любовь к Родине" и "Любовь к женщине" имеет одинаковое значение или разное?
</p>
<p>
Думать о Любви к Родине, по крайней мере, бестактно.
</p>
<p>
Без уважения относится к многовековому человеческому опыту это наша беда.
</p>
<p>
Опыт, накопленный человечеством за тысячелетия, мы как в Революцию 1917 года, можем легко вычеркнуть и начать заново. Как поётся "весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим.." Ничего у нас без учёта исторического опыта не получается, всё время у разбитого корыта. Нынешнее время тому подтверждение.
</p>
<p>
Если интересно, загляните в словарь этики, там весь опыт нравственный собран и систематизирован. Мы всё время стараемся изобрести велосипед, который никуда не едет...
</p>
<p>В обшем я согласен со своим призидентом! Конечно потриотизм и любовь к родине расцкнивается сегодня многими людьми по разному, в маём понимание потриотизм это любовь и предонность к своей родине, и готовность не только встать на зашиту своего отечества в военное положение, но и готовность посвятить себя на служение своему народу тем самым и Государству. Я родился и вырос в не большом ауле р. Дагестан и благодарен своим предкам за воспитание - благодоря которого я познал что, любов к родине не завершается в любви к молой родине аулу, и не заканчивается приделами региона и даже ! государство. Но так как в мире построины государство и установлены границы то конечно-же я гражданин-воин -потриот - зашитник родины своей . меня часто называют "Путинский человек" , я некогда с ним не встречался и мы с ним не о чем не переговаривались, я просто хорошо помню его первые слова , -Как настроение? -Боевое! с тех пор я слушаю его речи по телику и действую сам - как считаю нужным, и оказывается я дествую правильно (может не всегда без ошибочна) так что меня можно назвать Путинским ;)</p>
<p>
Согласен. В  этом и проблема.
</p>
<p>
Уважаемый Владимир!
</p>
<p>
Ни единым словом я не утверждал, что определений Любви и Патриотизма не существует. Я лишь отметил, глубину и неоднозначность понимания людьми этих категорий и смыслов соответствующих слов. Своими примерами Вы только подтвердили это.
</p>
<p>
Утверждая о необходимости уважать прошлый опыт, почему Вы отвергаете наш опыт, русскую традицию, которую я в статье предложил рассматривать как основу для сплочения нации. Ничего разрушать до основания я не предалагал.
</p>
<p>
Можно сказать, развели мы тут антимонии, НО, чёт переживаю за будущее своих детей и внуков. Сильно переживаю.
</p>
<p>
Если допустить, что экономика является отдельной инфраструктурой, то её главным системообразующим фактором является человек. Бесполезно управлять экономикой, она неуправляема, сколько бы её не лечили. Нужно управлять воспитанием и обучением человека (всей нации сразу).
</p>
<p>
<strong>Подъём экономики напрямую зависит от качества обучения и воспитания человека, а в этом направлении только системное беспрецедентное ухудшение качества, я бы сказал, вредительство, убивающее цивилизацию.</strong>
</p>
<p>
Мы действуем старыми штампами, мы видим то, что перед носом, мы не видим предыдущую историю, мы не понимаем причин подъёма и устойчивости экономики в прошлые и древние времена, одним словом, мы не видим системы (социальной     инфраструктуры), управляя которой, можно напрямую управлять экономикой.
</p>
<p>
Свою историю мы изучаем событиями и датами, нам так кастрировали историческое мышление, что мы не понимаем, почему были времена устойчивой экономики, как говорил мой учитель литературы «Смотрим в книгу, а сути не видим». Мы ни нового смоделировать не можем и из исторического опыта ничего не видим.
</p>
<p>
Рычаги управления экономикой не внутри цифр, кредитов/процентов, поддержки бизнеса, а в грамотной, всесторонне развитой, гармонически развивающейся личности, которая продвинет науку и следом экономику.
</p>
<p>
Школы и ВУЗы дают, мягко скажем, ужасающий брак.
</p>
<p>
Кто виноват и что делать?
</p>
<p>
С дорогами, похоже, налаживается. Очевидно по региону, в котором проживаю, системная динамика, дай бог, чтобы улучшение продолжалось такими же темпами.
</p>
<p>
Настало время взяться за постановку первой части пьесы - «Дураки».
</p>
<p>
Было системной ошибкой начинать с дорог, но, такова данность, как говорится, лучше поздно, чем <strong>никогда</strong>. Но, судя по всему*,<strong> никогда</strong><strong> для первой части </strong>имеет значительное преимущество.
</p>
<p>
Власть точно подтверждает, что не знает, что такое Патриотизм. Нравственная инфраструктура умерла почти, ею нужно управлять, она основа всего и экономики в первую очередь. В школах нравственные ценности напрочь выхолостили из предметов, воспитательные цели которых являются ведущими (литература, история). Изучают только события, не давая им оценки с точки зрения нравственности.
</p>
<p>
Авторы Левиафана не знают нравственных категорий и по наитию идут по антиподам понятий. Тлетворное влияние Запада даёт о себе знать. Мы зло принимаем и не думаем с ним бороться...
</p>
<p>
Вы, Дмитрий, извиняюсь, подтверждаете мои опасения по неуважению к прошлому. Утверждать, что определения понятиям Любовь и Патриотизм не существует, а нужно идти своим путём, это " весь мир  ... мы разрушим до основанья, а <strong>затем</strong>". Так вот, по Вашим словам этого <strong>затем</strong> не видно.
</p>
<p>
Любовь не оцифрована, а записана в опыте предшествующих поколений, по которому можно определить, есть Любовь или нет.
</p>
<p>
ЛЮБОВЬ: позитивные составляющие -
</p>
<ul><li>
<em>Общность духовных интересов</em>
</li>
<li>
<em>Общность материальных интересов</em>
</li>
<li>
<em>Близость</em>
</li>
<li>
<em>Заинтересованность</em>
</li>
<li>
<em>Взаимная симпатия</em>
</li>
<li>
<em>Положительное отношение к объекту познания: природа, истина, жизнь</em>
</li>
<li>
<em>Родственность отношений</em>
</li>
<li>
<em>Потребность быть вместе</em>
</li>
<li>
<em>Дружба</em>
</li>
<li>
<em>Солидарность</em>
</li>
<li>
<em>Влечение друг к другу</em>
</li>
<li>
<em>Справедливость</em>
</li>
<li>
<em>Неприятие зла</em>
</li>
<li>
<em>Уважение </em>
</li>
<li>
<em>Требовательность друг к другу</em>
</li>
<li>
<em><em>Взаимопомощь</em></em>
</li>
</ul>

<p>
антиподы понятия Любовь -
</p>
<ul><li>
<em>Ненависть</em>
</li>
<li>
<em>Разобщённость</em>
</li>
<li>
<em>Противоположность частных интересов</em>
</li>
<li>
<em>Отчуждённость</em>
</li>
<li>
<em>Соперничество</em>
</li>
<li>
<em>Вражда</em>
</li>
<li>
<em>Месть</em>
</li>
<li>
<em>Насилие</em>
</li>
<li>
<em>Несправедливость</em>
</li>
<li>
<em>Угнетение</em>
</li>
<li>
<em>Смирение при угнетении</em>
</li>
<li>
<em>Лицемерие</em>
</li>
<li>
<em><em>Всепрощение</em></em>
</li>
</ul>

<p>
ПАТРИОТИЗМ: позитивные составляющие -
</p>
<ul><li>
<em>Забота об интересах страны (края, города, семьи)</em>
</li>
<li>
<em>Забота об исторической судьбе страны</em>
</li>
<li>
<em>Готовность к самопожертвованию</em>
</li>
<li>
<em>Верность Родине в борьбе с врагом</em>
</li>
<li>
<em>Сочувствие страданиям народа</em>
</li>
<li>
<em>Уважение к традициям народа</em>
</li>
<li>
<em>Уважение к историческому прошлому</em>
</li>
<li>
<em>Привязанность к месту жительства</em>
</li>
<li>
<em>Борьба с антиподами морали</em>
</li>
<li>
<em>Гордость социальными достижениями</em>
</li>
<li>
<em>Гордость культурными достижениями</em>
</li>
<li>
<em>Переживание за социальные пороки общества</em>
</li>
<li>
<em><em>Активность в труде и общественно-политической деятельности</em></em>
</li>
</ul>

<p>
<em><em>Для начала попробуйте соотнести позитивные составляющие нравственной категории патриотизм со словами и поступками главного героя и других персонажей фильма «Бриллиантовая рука» и со смыслом песни группы ЛЮБЭ «Дороги».</em></em>
</p>
<p>
<em><em>ВЫ всё равно за это переживаете, поэтому у Вас должно получиться узнавать в песнях, фильмах, происходящих событиях хотя бы Патриотизм. Есть ли он там? Загляните в словарь этики, там все нравственные (духовные, моральные - это одно и то же) категории давно есть.</em></em>
</p>
<p>
Может быть в этом виновата и власть?
</p>
<p>
Однако дисциплина быть должна.
</p>
<p>
Выносить сор из избы гадко. Собрать в одном фильме всю и одну лишь чернуху жизни и продать ее за призы на международных фестивалях (речь о "Левиафане") патриотизмом назвать нельзя.
</p>
<p>
С уважением, Д.Трошин.
</p>
<p>
Любовь вообще - понятие многогранное и, вероятно, "оцифровать" его невозможно. Любовь и к Родине, и к женщине, в высшем смысле предполагает уважением и жертвенность к объекту любви, но бывает эта любовь и потребительская, поверхностная. Почему думать о любви к Родине бестакто? А о любви к Матери, к Отцу?
</p>
<p>
Насчет неуважения к опыту человечества это никакая наша не беда. Потому что дело как раз обстоит наоборот. Ещё князья приглашали зодчих и других мастеров. Русь переняла духовную, религиозную традицию Византии и по факту до сихо пор пытается её сохранять. Многое было перенято в Орды (почтовая связь, например, опыт управления большими территориями, заселенными разными культурами, большим разношерстным по культуре войском и др.). А реформы Петра I? Как раз таки с этого момента весьма перестарались и перенятием и уважением европейского опыта. Русская знать свободно владела французским, а русский за границей знали очень немногие, несмотря на нашу всемирнопризнанную литературу. Собственно и идея революции хоть и получила почу в России, но была привнесена извне и среди вождей революции прослойка представителей не русской традиции была весьма велика. Контрреволюция 1991-1992 г.г. вообще привела к тупому обезьянничанию. Какой еще опыт нам нужно перенять? ЗАменить бесстыдство на раскованность?
</p>
<p>
НА месте мы, конечно, не топчемся. Наш велосипед победил фашизм, открыл дорогу в космос, создал оружие сдерживания, явил миру великую литературу, музыку, живопись, преподал всему миру пример социальных программ и величия духа солидарного труда, организации экономики перед лицом смертельной угрозы. Мы, наконец, победили Олимпийских Игр. Даже в девяностых мы не топтались, а отступили и никак не выберимся на дорогу. Все пытаемся быть похожими на соседского дядю.
</p>
<p>
Нравственный опыт я предпочитаю черпать не из словарей (они не являются первоисточниками), а из народной жизни, народного творчества и классиков литературы и живописи.
</p>
<p>
С уважением, Д.Трошин.
</p>