Особенности государственного управления, показанные в фильме "2 дня"

29 октября 2016

 

         Фильм «Два дня» - российская комедийная мелодрама режиссера Авдотьи Смирновой, вышла в прокат в сентябре 2011 года.

         Сюжет фильма таков, высокопоставленный федеральный чиновник (Дроздов Петр Сергеевич – заместитель министра экономического развития Российской Федерации) приезжает в провинциальный город по приглашению губернатора области (Беглецов), который хочет на землях, занятых музеем, построить новую резиденцию губернатора.

          Провинциальный музей полузабытого классика русской литературы Петра Щегловитова расположен в живописном месте с типичной природой, характерной для средней России. Вековые дубы, березки, пруд, лужайки, старинная русская усадьба с барским домом и пристройками – мечта современных нуворишей, мнивших себя предками российской знати. Музей находится на балансе местной администрации, что в свою очередь для нее является лакомым куском. Это как раз то место, где должна располагаться резиденция главы региона, по мнению новых управленцев.

          Коллектив музея – простые российские люди, интеллигентые, увлеченные своей работой и искренне любящие музей. Для них музей – это их жизнь, их правда, их судьба. Для них музей – это все.

           Вместе с тем, как это реально имеет место быть в современной России, денег на содержание музея и зарплату его сотрудников практически не выделяется (героиня фильма говорит, что ее зарплата 5 000 рублей), здание музея, его территория находятся в удручающем состоянии. Только благодаря энтузиазму сотрудников музея удается сохранить музейные экспонаты, поддерживать здание и окружающий его сад в удовлетворительном состоянии.

           Директор музея, Владимир Николаевич – уставший интеллигент, понимая важность происходящего (прибытие федерального чиновника, способного одним росчерком пера решить все навалившееся проблемы, передав музей с баланса местной администрации в федеральную собственность), стремиться всячески ублажить важного гостя, при этом видно, что делает он это через себя, но настроенный любой ценой достичь намеченной цели. Его заместитель по науке, Мария Ильинична, молодая незамужняя женщина, преданный своему делу профессионал, посвятивший всю свою жизнь изучению творчества Петра Щегловитова. Характер героини прямолинейный, она не полезет за словом в карман, чтобы выразить свою точку зрения.

          Дроздов приезжает в музейную усадьбу на автомобиле представительского класса в составе кортежа из нескольких машин в сопровождении автомашины ГИБДД. Дорогой костюм, надменный вид, манеры, наличие помощника – все это характеризует его как чиновника федерального масштаба. Как заместитель министра Минэкономразвития он приехал оценить экономическую эффективность показанных ему объектов, среди которых музей, на территории которого, по мнению губернатора, должен расположиться комплекс зданий Фонда экономического образования. На самом деле это фиктивное название, направленное на сокрытие реальных целей губернатора на строительство новой резиденции.

             Сотрудники музея накрывают стол в честь высокого гостя, от чьего мнения зависит их судьба. На стол накрываю все самое лучшее, что есть в закромах. Но гость непреклонен. За столом он является образцом снобизма, с полной решимостью заявляя, что надо запретить в школах преподавание классической российской литературы, так как это дезориентирует молодых людей, вбивает им в голову нереальные идеалы, которых в настоящей современной жизни нет. Никто не смеет ему перечить. Директор смотрит на него обреченно. И лишь Мария Ильинична смело, в глаза смогла произнести федеральному чиновнику все то, что накипело в ее душе, все, о чем думают, но не смеют произнести вслух перед высоким гостем ее коллеги. «Без русской литературы нация превратится в нацию уродов и жлобов» - вот ее слова. Своими словами она попадает точно в цель. Несмотря на свое поведение, Петр Сергеевич в душе совестливый человек. Он, наконец, понимает, что происходит перед его глазами, что в свою очередь выливается в защитную реакцию  с оскорблением присутствующих и потреблением алкоголя. В нем что то ломается. Петр Сергеевич уже не станет прежним. Он проникается мыслью спасения музея. Он видит всю подоплеку его приглашения. Окончательно убедиться в своих догадках он смог на совещании на металлургическом заводе, где прошедшие сутки держали взаперти местного губернатора. Выясняется, что губернатор намеренно банкротит предприятия, завышает их активы, а потом продает их новым хозяевам. Разницу в цене он присваивает себе. Петр Сергеевич полон решимости жестко пресечь эту противоправную деятельность. Он приостанавливает процедуру банкротства предприятия и решение по поводу ликвидации музея. Петр Сергеевич прилюдно, на совещании обещает обратиться в следственные органы по факту фиктивного банкротства предприятий региона. Он надеется, что его административного ресурса для этого достаточно.

               Но жизнь распоряжается по-иному. По прибытии в Москву, Дроздов направляется к своему шефу – министру экономического развития, Андрею Сергеевичу. К его удивлению в кабинете министра вальяжно восседает губернатор Беглецов, явно близко знакомый с министром. Из уст своего начальника он слышит совершенно непостижимые вещи. В жесткой форме ему дается поручение в самые кратчайшие сроки подготовить и подписать соответствующие документы по банкротству предприятия и о ликвидации музея. При этом министр говорит, что он знает о похождениях своего заместителя в регионе и намекает на то, что если он ослушается его указаний, то Дроздова не спасут его связи «в верхах» и он будет немедленно уволен, при этом формулировка увольнения не позволит ему в будущем претендовать на получение хорошей работы. На лицо классическая коррупционная связка – федеральный чиновник высшего уровня «крышует» регионального «царька», благодаря которому имеет вполне существенную  личную прибыль.

        Петр Сергеевич в шоке. На некоторое время эти события выбивают его из колеи, но он находит в себе силы решить сложившуюся проблему. Он не в силах смериться с действительностью. Своему помощнику он говорит, что идет подавать прошение об отставке к руководителю. Зрителю предстает огромная дверь, а за ней яркий свет. Это метафора. Дроздов заходит явно  не к министру, а к более высшему чиновнику. Можно представить себе, что он заходит в кабинет Президента Российской Федерации, где излагает суть своего прошения об увольнении. В итоге он назначен губернатором вместо Беглецова. Справедливость восторжествовала.

        Парадигмой данного фильма является показ коррумпированной исполнительной власти и наличие людей при власти, у которых остались понятия чести и достоинства. Власть скорумпированна – это факт. Но у зрителя остается надежда на то, что есть честные люди, которые готовы пожертвовать своей карьерой ради правды, что есть руководитель страны, способный понять и навести порядок!

Комментарии 2

<p>
Оценить не могу, т.к. описание сюжета фильма не заказывал. Четко выполните задание: выделите особенности госуправления, показанные в фильме "Два дня".
</p>
<p>
Оценить не могу, т.к. описание сюжета фильма не заказывал. Четко выполните задание: выделите особенности госуправления, показанные в фильме "Два дня".
</p>