Есть мнение Новости

Образование молодёжи – формирование будущего нации

29 октября 2016

На рубеже тысячелетий для многих представителей интеллектуальной, культурной, политической мировой элиты стало очевидно, что человеческая цивилизация на нынешнем этапе существования столкнулась с рядом серьёзных проблем. Она стоит перед необходимостью принципиального пересмотра подходов к взаимодействию человека с природой, взаимоотношению между странами, организации социального устройства на глобальном уровне. Видимо, закончился период квазистационарного, квазилинейного развития, когда человек мог себе позволить применять метод проб и ошибок, экспериментировать с природой, широко использовать регрессионные и детерминированные модели для прогнозирования последствий различных процессов. Мир стал в значительной степени нелинейным и высоко динамичным. В современных условиях исходные данные меняются порой быстрее, чем осуществляется цикл поиска и принятия решений. Последствия некоторых действий человека могут проявиться, в т.ч. в глобальном масштабе, прежде чем будут завершены сами эти действия. Объём информации растёт параболически. Овладеть им привычными методами последовательного восприятия и логического анализа становится невозможно.

Большим злом, ведущим в тупик развитие цивилизации, являются разрастание общества потребления и инновационная гонка, высасывающие как природные ресурсы, так и духовный потенциал человека[1].

Российские и зарубежные учёные всерьёз озабочены проблемой зарождения постчеловечества (см., например, работы В.А. Кутырева[2]).

Сегодня возрастает актуальность задачи поиска способов эффективного использования возможностей человека. Это важно, с одной стороны, для дальнейшего повышения качества жизни. С другой, - осознания места и роли человека в природе, в процессе её эволюции. Повышение качества жизни необходимо сопровождать изменением содержания самого этого понятия, структуры ценностей, определяющих благополучие. Акценты в развитии мирового сообщества необходимо сместить от материального изобилия, телесной комфортности и индивидуалистического самоутверждения к благоприятному, безопасному сосуществованию различных социальных групп и окружающей среды на основе постижения людьми гармонии мироздания, развития духовых аспектов души человека, отличающих его от животных.

В то же время состояние системы образования в России недостаточно отвечает, как глобальным вызовам и угрозам, так и проблемам на уровне обеспечения национальной безопасности в условиях международной конкуренции и откровенного давления со стороны иных цивилизаций, прежде всего, англо-сакской.

Сегодня понимание содержания и цели ОБРАЗОВАНИЯ, как формирования личности полезной для общества, делает только первые робкие шаги на пути возвращения к исходному смыслу этого процесса, не случайно названного так, а не иначе, нашими предками. Однако с 1991 года образование сводилось в основном к профессиональной подготовке экономических агентов, главным образом, для обслуживания деятельности транснациональных корпораций на территории России в ресурсо-добывающей и финансовой сферах (юристов, финансистов, различных менеджеров, большинство из которых в совершенстве владели только парой-тройкой популяризированных методик управления продажами и телефонной трубкой, и т.п.). Кредо такой системы образования определил в бытность свою Министром образования нынешний помощник Президента России Фурсенко А.А.: «Мы должны подготовить грамотного потребителя».

Жизнь и проблемы будущего существования ставят иную, более сложную задачу образования – подготовить нравственную личность, человека творца, усвоившего культуру системного мышления, коэволюции человека и природы. Пока эта задача не осознана в полной мере, и мы далеки от её решения.

На операциональном уровне специалисты выделяют следующие проблемы современного образования в России:

отсутствие единой системы дошкольного, школьного и высшего образования;

существенное ослабление воспитательной компоненты, необходимой для формирования личностей, без которых невозможно сохранить культурную идентичность общества и его способность к сохранению целостности, как субъекта международных отношений и истории человеческой цивилизации;

ослабление подготовки инженерных кадров, естествоиспытателей; существенное отставание преподаваемых знаний от реальных достижений науки, техники, производства и управления;

утрата престижа инженерных профессий и научной деятельности;

забюрокраченность механизмов образования, увлечение медиасредствами и другими технологиями доведения информации до обучаемых без научного исследования их эффективности; размывание значимости личности Учителя и его непосредственного контакта с аудиторией (классом) через слово, эмоциональный заряд вдохновения предлагаемым к постижению знанием и культурой;

неэффективность, формальность производственной практики, недостаточная вовлечённость студентов в исследовательскую, конструкторскую и другую творческую деятельность по выбранной профессии; важно отметить, что сегодня в этом направлении достигнуты заметные успехи, однако пока это не вошло естественным и необратимым образом в ткань образовательного процесса;

общее снижение профессионального уровня педагогов, а также системное понижение требований к уровню их квалификации по стадиям образовательного процесса: высшая школа, средняя школа, дошкольное образование; на дошкольной стадии, когда формируется отношение человека к миру и себе, им систематически (кроме семьи) занимаются, как правило, воспитатели без высшего педагогического образования или вообще случайные в системе образования люди, перебивающиеся на очень скромную зарплату или пользующиеся возможностью совмещать «приятное с полезным», т.е. присматривать за своим ребёнком на рабочем месте;

снижение интереса к знаниям у детей и молодёжи в пользу стремления к потреблению, к примитивным, в основном, физиологическим удовольствиям, к эмиграции в виртуальный мир, где можно без труда удовлетворить тщеславие и элементарные эмоции, избавиться от какой бы то ни было ответственности;

перекос в методических подходах от сути вещей в сторону изложения фактов;

увлечение формализованными методами (в том числе тестами) оценки знаний школьников и студентов;

развитие коммерческого сектора образования (зачастую параллельно с некоммерческим на одной организационно-правовой базе), что искажает систему мотивации к труду преподавателей, систему мотивации при оценке знаний и т.п.;

увлечение международными контактами в системе образования, что позволяет увеличить доходы работников сферы образования и удовлетворить их интерес к зарубежным поездкам, но, порой, приводит к потерям в составе наиболее перспективных кадров выпускников в результате их трудовой эмиграции с иностранными дипломами; в таких случаях фактически за счёт российского бюджета готовятся кадры для иных экономик.

Государство по-прежнему не в силах (стесняется) проявить волю и ввести единые учебники и программы в школах. Общество готовит своё будущее, определяемое будущими поколениями своих членов. Оно заинтересовано в их определённом качестве, в их приверженности определённым нравственным нормам, в их патриотизме, который служит основой для гражданской идентификации. Образовывая детей за счёт госбюджета в интересах будущего своей страны, государство, как представитель общества, имеет полное право предъявлять сознанию детей, вкладывать в юные сердца ценности, вызревшие в культуре и истории Отечества. Определённые решения по этому вопросу приняты, однако на практике даже в младших классах в разных школах наблюдается большое разнообразие. Сохраняется разномастица в издании школьных учебников. Не иссякают творческие порывы для их переделки. В советское время дети вплоть до развитого социализма учились по учебнику геометрии, написанному ещё при царе. Что за последние двести лет пересмотрено в эвклидовой геометрии школьного уровня постижения? Параллельные по-прежнему не пересекаются, а сумма углов треугольника равна 180 градусов. Меняется среда жизни – нужны актуальные образы в задачах и примерах, уточняются методики, уточняется знание фундаментальных основ мироздания, но не каждый же год, и не требует это от корки до корки переиначивать школьный учебник. Понятно, что писать и издавать учебники дело выгодное (и не только их авторам и печатникам), но надо подумать и о учителях, и о детях, пора умерить совестью и здравым смыслом пыл бизнеса в тоге новаторства для школы.

Тотальным тестирование сегодня охвачены даже младшие школьники. Они заполняют стандартизированные анкеты по различным предметам, получают сертификаты с указанием заработанных баллов и занятых местах в масштабе региона и страны. При этом дети признаются, что ставят галочку наугад, если ответа не знают. По статистике какое-то количество баллов таким образом они получат там, где их должно быть ноль. Кто кого и зачем здесь обманывает? Биржевые спекулянты тоже пытаются угадать куда какие фишки двинутся. Вряд ли профанация, в которую взрослые втягивают детей, благоприятно отразится на формировании подходов подрастающего поколения к решению жизненных проблем, на его мотивации к знаниям, труду.

Показательны вопросы в тесте «Россия. Обычаи и традиции, 2 класс», разработанные Центром дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ». Например, вопросы аж на 9 баллов.

«Сколько Великих праздников в церковном календаре?». Варианты ответов: 12, 10 или 5.

Или «На какой день происходило крещение младенца?» Варианты ответов: восьмой, первый или через месяц.

К слову, на первых этапах распространения христианства на Руси было принято крестить человека, когда он уже достаточно вырос, чтобы самостоятельно и сознательно принять решение.

Далее.

«Соедините и получите название праздников».

А. Крещение… Б. Рождество… В. Ивана…

1. Купалы. 2. Господне. 3. Христово.

Вопрос попроще - на 3 балла.

«Этот предмет принято ставить на стол в праздник Рождества, одевать на голову в праздник на Ивана Купалы».

Варианты ответа: торт, шляпу, венок.

Кстати, шляпу и венок на стол не ставят, а кладут. Вряд ли на стол кладут шляпу и уж точно торт не одевают на голову. Какие знания выявляет такой вопрос?

Выгодно отличается тест по информатики этого же разработчика как раз потому, что это не столько тест, сколько свод задач на логику, наблюдательность и т.п.

В современных вузах экзаменатор не имеет права задать студенту дополнительный вопрос и оценивает его знания только по письменным ответам на вопросы билета. Вероятно, это форма борьбы с коррупцией, за права студента, возможно, за что-то ещё очень важное. Но при этом Система перед лицом студента отказала преподавателю в праве на толику доверия, превратила его в процессуальную фигуру, а взаимоотношения экзаменатора и студента - в оценивание задокументированных студентом показаний на вопросы, выбранные случайным образом. Чудовищно!

Борьба за рейтинги, различные количественные показатели отвлекает огромные трудовые и финансовые ресурсы, искажает смысл образовательной деятельности, разрушает кафедральный и вузовский дух, романтику отношений сакраментальной пары из прежней культуры: профессора и студента.

В настоящее время высшим уровнем управления признано управление смыслами. Как же можно научить детей и молодёжь системному мышлению и управлению смыслами, если система образования внутри себя демонстрирует небрежение этим?

Как представляется, цель системы образования состоит в том, чтобы создать устойчивую систему формирования интеллектных и духовных ресурсов страны для обеспечения непрерывного позитивного развития российского общества в обозримой перспективе.

В этой связи на повестке дня стоят следующие основные задачи:

выстроить образование как единый процесс во времени и пространстве удовлетворения интеллектуальных и духовных потребностей общества;

способствовать формированию гармонично развитой личности, представляющей мир в его единстве, творчески активной, впитавшей культурную традицию России, способной конструктивно воплощать свой потенциал в интересах общества.

Основные направления деятельности, должны предусматривать:

постановку задачи развития и поддержания системы образования как приоритетной национальной задачи, имеющей принципиальное значение в интересах обеспечения национальной безопасности; бесплатное государственное образование – не услуга, а приоритетная забота общества и, соответственно, государства о самосохранении и развитии, обеспечении качественной определённости своего существования сейчас и в будущем;

проведение различия в методическом плане между обучением в узком смысле (тренинг, выработка конкретных навыков), обучением в широком смысле (передача системы знаний и формирование творческого и исследовательского подхода) и воспитанием (формирование общественно полезной личности), смещая акценты в зависимости от возраста человека и целевой направленности процесса его подготовки в жизнь;

создание системы преемственного образования по этапам развития личности: младенчество, дошкольное, школьное, высшее, послевузовское;

проведение коррекции структуры предметов изучения на основе системной и информационной методологии в соответствии с изменившейся геоситуацией в знаниевой, технической и биологической сферах.

Кроме того, целесообразно осуществить проработку учебных программ в методологическом плане так, чтобы изложение предмета акцентировало внимание на содержательном объяснении закономерностей, самоорганизующейся определённости развития объектов изучения, их взаимосвязи, а также на полезности изучения дисциплины для познания мироустройства и практической деятельности. Основной методический принцип обучения: Зачем это учить? - Где и зачем это понадобится? - Что это такое? - Как это включено в остальной мир? - Как это использовать?

Целесообразно провести систематизацию, верификацию, внедрение, а также создание и развитие специальных технологий раскрытия творческого потенциала людей.

В основе воспитания и осмысления знания должна быть положена культурная традиция России. Это не исключает дискуссию. Это исключает некритикуемое, необсуждаемое предъявление студенчеству взглядов чужой цивилизации, искажение смысла русской культуры, извращение фактов истории. Недопустимо деликатно не возражать, например, Ф.-В. Штайнмайеру, когда он в одном из крупных российских университетов при очередном посещении манипулировал сознанием студентов, настраивая их в духе целей европейской политики в отношении России, бросая тень на некоторые героические страницы нашего прошлого (http://www.lawinrussia.ru/node/316202).

Важными аспектами совершенствования системы высшего образования являются социальная защита как профессорско-преподавательского состава, так и студентов, разработка современной системы моральных и материальных стимулов полезной, творческой деятельности, а также совершенствования системы управления вузом, в том числе стратегическое, как образовательной и научно-исследовательской и корпорацией.

В последние годы оплата труда школьных учителей и, особенно, вузовских преподавателей заметно увеличилась – Учитель уже может позволить себе «носить носки без дырок». Однако существенную прибавку преподаватели получают, выполняя научно-исследовательские работы. К этому их побуждает и принуждает не только материальная стеснённость, но и руководство вузов. При этом не замечается то очевидное обстоятельство, что преподавание (обучение, воспитание) и научный поиск разные виды деятельности, требующие разных качеств, склонностей, навыков. Безусловно, преподаватель должен осваивать современное знание и владеть им в аудитории, но это не означает, что он обязан его создавать. Преподаватель едва имеет возможность уследить за научными достижениями и подготовить различные задачи и задания, кейсы непременно оригинальные, потому что прежние уже в интернете, а также тесты, программы, планы, отчеты и т.д. Когда же заниматься наукой, которая при серьёзном отношении полностью поглощает человека?

Другое дело, что к контактам со студентами целесообразно привлекать учёных, чтобы передавать опыт исследовательской работы, знакомить с последними достижениями и спорными проблемами в живом общении того из студентов, кто склонен к науке. При этом в учебном процессе совершенно необходимо отделять признанное, проверенное, подтверждённое знание от новых результатов и гипотез, которые могут быть поданы лишь как темы для дискуссий, проверки и творческих поисков.

В заключение важно ещё раз подчеркнуть, что образование, наряду с медициной и обороной – важнейшие задачи и функции государства, поскольку их выполнение непосредственно обеспечивает существование нации. Это не услуги населению, а забота о своём собственном национальном будущем. Честная власть, стратегически мыслящая элита заинтересована в хорошо образованном обществе, в воспроизводстве элиты не из внутрикорпоративной среды, а из народной толщи. Чтобы что-то стоящее выросло, почва должна быть плодородной и семена хорошие.

Примечание:

1. Трошин Д.В. Анти-Корнаи: размышления о кризисе капитализма // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 20 (305) – 2015.

2. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994, 199 с. Разум против человека (философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: ЧеРо, 1999. 230 с. Перспективы человека: жизнь или прельщение / Спектр антропологических учений. Вып. 4 [Текст] / РАН, Институт философии, 2012.

Комментарии 8

<p>
Дмитрий Владимирович еще раз - с болью в сердце - поднял острейшую проблему современности. Действительно, пока в России продолжается тотальное уничтожение образования. По разными предлогами - от перехода на никому не нужную болонскую систему, через утомившее уже даже для дискуссии ЕГЭ, до фурсеенковской идиотской идеи подготовки "эффективного потребителя" далее - до трансформации образовательных процессов в вузах (когда договорились до того, что в вузах знания передают!), до запредельного роста академической нагрузки преподавателей и фактического уничтожения вузовской науки (преподаватели при таких нагрузка физически не в состоянии заниматься еще и наукой), до рейтингов вузов, преподавателей и т.д. Одновременно приходят в науку и образование "эффективные менеджеры" лет по 25-30, не имеющие ни опыта педагогической деятельности, ни научных степеней и опыта научной деятельности. Да еще всякие грефы говорят на всяких гайдаровских форумах, что систему образования еще не доломали, нужно доломать окончательно. Причем, в этом - самая честная истина. Они хотят именно уничтожить, уронить в гряз российские науку и образованиеь, чтобы никогда больше в мире их не было. Не реформировать, а уничтожить - из этого нужно исходить.
</p>
<p>
Чтобы понять все это нужно заглянуть в природу либерализма. Это достаточно сделать размышлениями и словами Ф.М.Достоевского о лакейсте либерализма и его ненависти к России: "Ненависть тоже тут есть (в либерализме - А.С.)... они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся... И никаких невидимых миру слез из-под видимого смеха тут нету! Никогда еще не было сказано на Руси более фальшивого слова, как про эти незримые слезы..." И далее: "Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить". Тогда как когда либералы говорят, что мы "у немцев много позаимствовали", то на деле так: "двугривенный взяли, а сто рублей своих отдали" (Достоевский. Бесы. Собр. соч. в 15 т. Т.7. Л.: Наука, 1990. С. 133) Именно в этой ненависти <span>к России </span><span>"в организм въевшейся"</span><span> у российских либералов и западаных наших ненавистников нужно искать корни того разрушения российксой науки и образования, которые нам преподносятс как некую реформу. Остальное - это детали. Потому что если бы нужно было что-то полезное сделать - это сделать можно и, на деле, не так долго.  Гораздо дольше оказалось - уничтожить мощный и здоровый организм, да еще и так, чтобы он не взбрыкнул в процессе его уничтожения.</span>
</p>
<p>
Селиванов А.И. 
</p>
<p>
А есть совершенно иная точка зрения, посмотрите.... https://www.youtube.com/watch?v=9ma02zgHZac&amp;feature=youtu.be
</p>
<p>
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
</p>
<p>
Нет ничего грустнее, чем смотреть на философские, социально-гуманитарные и морально-этические потуги культурно слабообразованных и сомнительных морально людей. Слова же "буддизм", "конфуций", "лаоцзы" могут многие повторять, но от этого набор идей автора речи не углубляется, если в этой речи ничего нет.
</p>
<p>
Селиванов А.И. 
</p>
<p>
Дикарям потребительского общества, конкурирующим по законам естественного отбора, действительно опасно давать в руки спички или, хуже того, ружьё.
</p>
<p>
Речь идёт об интеграции обучения и воспитания.
</p>
<p>
В этой связи выпоминается нашумевшая в СМИ история двух-трёхлетней давности, как перспективные студенты сдавали ЕГЭ за школьников. Когда афёра всплыла, некоторые добряки призывали не исключать "талантливых ребят" из вуза, не лишать общество будущих хороших или даже ведущих физиков. Полагаю, что исключать и не допускать впредь. Учёный, тем более естественник и математик, имеет исключительный доступ к тайнам мироздания, владеет знанием недоступным как обществу, так и правителям. Жуликоватый студент превратится в злодея, когда став авторитетным физиком, начнёт выносить заведомо ложные, но выгодные, экспертизы, продвигать неработоспособные или вредные миллиардные проекты, работать на иностранные разведки и т.п.
</p>
<p>
Однако такие ограничения не имеют ничего общего (поскольку касаются разных смыслов) со стремлениями некоторых владельцев и топ-менеджеров (извиняюсь за выражение) корпорации, в которую превращена Россия, ограничить знание, а главное понимание жизнеустройства, для общества.
</p>
<p>
Дмитрий Владимирович еще раз - с болью в сердце - поднял острейшую проблему современности. Действительно, пока в России продолжается тотальное уничтожение образования. По разными предлогами - от перехода на никому не нужную болонскую систему, через утомившее уже даже для дискуссии ЕГЭ, до фурсеенковской идиотской идеи подготовки "эффективного потребителя" далее - до трансформации образовательных процессов в вузах (когда договорились до того, что в вузах знания передают!), до запредельного роста академической нагрузки преподавателей и фактического уничтожения вузовской науки (преподаватели при таких нагрузка физически не в состоянии заниматься еще и наукой), до рейтингов вузов, преподавателей и т.д. Одновременно приходят в науку и образование "эффективные менеджеры" лет по 25-30, не имеющие ни опыта педагогической деятельности, ни научных степеней и опыта научной деятельности. Да еще всякие грефы говорят на всяких гайдаровских форумах, что систему образования еще не доломали, нужно доломать окончательно. Причем, в этом - самая честная истина. Они хотят именно уничтожить, уронить в гряз российские науку и образованиеь, чтобы никогда больше в мире их не было. Не реформировать, а уничтожить - из этого нужно исходить.
</p>
<p>
Чтобы понять все это нужно заглянуть в природу либерализма. Это достаточно сделать размышлениями и словами Ф.М.Достоевского о лакейсте либерализма и его ненависти к России: "Ненависть тоже тут есть (в либерализме - А.С.)... они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся... И никаких невидимых миру слез из-под видимого смеха тут нету! Никогда еще не было сказано на Руси более фальшивого слова, как про эти незримые слезы..." И далее: "Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить". Тогда как когда либералы говорят, что мы "у немцев много позаимствовали", то на деле так: "двугривенный взяли, а сто рублей своих отдали" (Достоевский. Бесы. Собр. соч. в 15 т. Т.7. Л.: Наука, 1990. С. 133) Именно в этой ненависти <span>к России </span><span>"в организм въевшейся"</span><span> у российских либералов и западаных наших ненавистников нужно искать корни того разрушения российксой науки и образования, которые нам преподносятс как некую реформу. Остальное - это детали. Потому что если бы нужно было что-то полезное сделать - это сделать можно и, на деле, не так долго.  Гораздо дольше оказалось - уничтожить мощный и здоровый организм, да еще и так, чтобы он не взбрыкнул в процессе его уничтожения.</span>
</p>
<p>
Селиванов А.И. 
</p>
<p>
А есть совершенно иная точка зрения, посмотрите.... https://www.youtube.com/watch?v=9ma02zgHZac&amp;feature=youtu.be
</p>
<p>
Дикарям потребительского общества, конкурирующим по законам естественного отбора, действительно опасно давать в руки спички или, хуже того, ружьё.
</p>
<p>
Речь идёт об интеграции обучения и воспитания.
</p>
<p>
В этой связи выпоминается нашумевшая в СМИ история двух-трёхлетней давности, как перспективные студенты сдавали ЕГЭ за школьников. Когда афёра всплыла, некоторые добряки призывали не исключать "талантливых ребят" из вуза, не лишать общество будущих хороших или даже ведущих физиков. Полагаю, что исключать и не допускать впредь. Учёный, тем более естественник и математик, имеет исключительный доступ к тайнам мироздания, владеет знанием недоступным как обществу, так и правителям. Жуликоватый студент превратится в злодея, когда став авторитетным физиком, начнёт выносить заведомо ложные, но выгодные, экспертизы, продвигать неработоспособные или вредные миллиардные проекты, работать на иностранные разведки и т.п.
</p>
<p>
Однако такие ограничения не имеют ничего общего (поскольку касаются разных смыслов) со стремлениями некоторых владельцев и топ-менеджеров (извиняюсь за выражение) корпорации, в которую превращена Россия, ограничить знание, а главное понимание жизнеустройства, для общества.
</p>
<p>
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
</p>
<p>
Нет ничего грустнее, чем смотреть на философские, социально-гуманитарные и морально-этические потуги культурно слабообразованных и сомнительных морально людей. Слова же "буддизм", "конфуций", "лаоцзы" могут многие повторять, но от этого набор идей автора речи не углубляется, если в этой речи ничего нет.
</p>
<p>
Селиванов А.И. 
</p>