Статьи

О преодолении внутриобщинных разногласий

29 октября 2016

Раскол внутри уммы произошел сразу же после ухода из жизни про­рока Мухаммада. Он привел к образованию двух основных направле­ний в исламе и разных мазхабов (богословско-юридических школ). Во­прос о необходимости сближения суннитов и шиитов, а также мазха-бов стал предметом научных исследований, а представители мазхабов стали искать пути к сближению.

Отдельные примеры из прошлого: в России в 20-е годы прошло­го столетия серьезно эту проблему разрабатывал известный ученый-богослов, просветитель и общественный деятель Муса Бигиев. Что касается поиска путей к сближению, то в 60-е годы в газете «Гумху-рия» было опубликовано обращение духовных лидеров Ирана к ректо­ру университета «аль-Азхар» шейху Шальтуту с предложением найти пути к сближению суннитов и шиитов.

Сегодня идея сближения более чем актуальна. Процессы глобали­зации стирают границы между странами, грани между отдельными культурами и в связи с этим перед мусульманами стоят задачи сохране­ния религии и национальной самобытности, а решить их можно только благодаря согласованным действиям. Одним из факторов консоли­дации верующих, представляющих разные течения и мазхабы, мусуль­манские ученые считают исторические факты, примеры из жизни пер­вых мусульман.

Известный саудовский ученый шейх Абдул – Мухсин аль-Аббад, автор работы «Объединение мусульман в эпоху глобального кризи­са» призывает людей сунны и согласия, т.е. представителей всех четы­рех мазхабов, забыть о разногласиях и объединить усилия для реше­ния экономических, культурных и других проблем. При этом он ссы­лается на события, имевшие место в первые годы существования исла­ма. «История хиджры – пишет он, – дает нам прекрасный пример до­стойных взаимоотношений между мусульманами, когда жители Меди­ны приняли своих собратьев, прибывших из Мекки, где те оставили как свое имущество и хозяйство, так и самых родных и близких людей. И они зажили одной семьей, в которой люди не воспринимали друг друга только с точки зрения богатства или знатного происхождения».

Ученый говорит, что их единение не было продиктовано какими-либо корыстными интересами – личным обогащением, стремлением к власти и т.д. Их объединило бескорыстие помыслов, в которых от­ражалась чистота их истинной веры. «И теперь 14 веков спустя – пи­шет шейх Абдул Мухсин аль- Аббад, – пусть их пример научит нас ве­сти себя по отношению друг к другу так, как подобает мусульманам, не сеять вражду между собой, различая людей по национальной принад­лежности, языку и обычаям, в зависимости от их общественного поло­жения. В исламе принято брать пример с того, кто наиболее богобояз­нен и стремится поступать подобно пророку».

Другим не менее важным объединяющим фактором, с точки зрения мусульманских ученых, является отказ от зачастую малозначимых спо­ров по богословским вопросам и активное участие во всех сферах со­временной жизни.

Британский ученый, которого называют мусульманским мыслите­лем будущего, пакистанец по происхождению, Зияуддин Сардар пи­шет: «Блистательная цивилизация, построенная прежними поколения­ми мусульман, является не только предметом гордости и образцом для их современных единоверцев, но и в огромной степени своеобразной интеллектуальной ловушкой и клеткой. Действительно, слишком мно­го современных мусульман, увязнув в прошлом величии, все свое вре­мя и силы посвящают его описанию и этим ограничиваются, предполагая, что механическая передача информации и постоянное повторе­ние слов о прежних достижениях обеспечит возрождение исламской цивилизации. Однако реальность состоит в том, что мусульмане наря­ду с опорой на прошлые достижения, должны просчитывать, прогно­зировать и строить свое будущее уже сегодня. Для этого надо вырвать­ся из ловушки созерцательного очарования прошлым и принимать кон­структивное участие во всех сферах жизни современного мира».

В своей книге «Исламское будущее» Зияуддин Сардар провозгла­шает пять принципов, которые должны быть взяты на вооружение все­ми современными исламскими обществами. Первый принцип гласит: «Ислам должен участвовать в современном мире не только как рели­гия, но и как способ формирования и понимания мира. Исламские цен­ности могут и должны стать матрицей и методологией решения про­блем, а также создания в будущем широкого набора возможностей для мусульманских обществ». Второй принцип гласит: «Мусульмане долж­ны воспринимать себя как цивилизацию, а не как набор разрозненных государств. Это единственный путь, чтобы избежать застоя и маргина­лизации». Третий принцип – «Плюрализм должен стать краеугольным камнем исламской цивилизации». Четвертый принцип гласит: «Фор­мирование жизнеспособного и желательного будущего мусульманской цивилизации должно включать активное участие всех общин и соци­альных групп, а также целенаправленные усилия по широким обще­ственным консультациям (шура) на всех уровнях общества с целью до­стижения широкого общественного консенсуса (иджма)». Пятый прин­цип: «Для формирования желательной альтернативы собственного бу­дущего мусульмане, как уже отмечалось, должны принимать конструк­тивное участие во всех сферах жизни современного мира».

И, наконец, важной основой объединения мусульман, с точки зре­ния ученых, являются морально-этические ценности ислама.

Как известно, без нравственной основы не действуют законы эко­номики и государства, не выполняются указы, невозможно бороться с коррупцией, взяточничеством, любым жульничеством. Без нравствен­ности невозможно развитие любой науки. Есть еще одна область мо­рали, которая сегодня приобрела чрезвычайную актуальность. Это мо­раль отношений между народами, как единоверцами, так и исповедую­щими другую религию.

Шейх Абдул–Мухсин аль-Аббад считает, что сегодня, в эпоху гло­бального кризиса людям сунны необходимо забыть о вражде и разногласиях, а стремиться к взаимопониманию, справедливости и взаимо­помощи, помня об одном из высказываний пророка Мухаммада: «Му­сульманин это тот, язык и руки которого не наносят вреда другим му­сульманам».

Известный ученый, внук Хасана аль-Банны Тарик Рамадан, профес­сор исламоведения в Оксфордском университете, автор многочислен­ных книг, среди которых «Мусульмане Франции: путь к сосуществова­нию», «Быть мусульманином», «Западные мусульмане и будущее исла­ма» и др., призывает мусульман всех общин напрячь свою творческую энергию и помочь изменить мир к лучшему.

В работе «Коренная реформа. Исламская этика и освобождение» он предлагает разработать прикладную исламскую этику, в процессе раз­работки которой недостаточно участия только лишь ученых, занима­ющихся религиозными текстами. Свой вклад должны внести мусуль­мане – специалисты всех профессий. По мнению ученого, единовер­цы должны помочь в поиске решений таких современных проблем, как эвтаназия, СПИД, финансовый кризис и охрана окружающей среды. Книга призывает мусульман принять участие в разработке правил при­кладной исламской этики, которые можно будет применять в различ­ных областях, например, в медицине. Необходимость советоваться с практикующими врачами возникла у «книжных» ученых из-за стреми­тельного развития медицинских знаний, современного оборудования и технологий.

В качестве позитивного примера Тарик Рамадан приводит Ислам­скую организацию медицинских наук, основанную в Кувейте в 1981г., которая регулярно проводит обсуждения по таким животрепещущим темам, как продление жизни, принятие решения о клинической смер­ти и т.д. Следующим шагом должна стать реализация встреч мусуль­ман – экспертов в разных областях с учеными теологами на специаль­но учрежденных форумах, которые Рамадан называет «платформами». Они должны существовать в различных сферах – экономике, культу­ре и др., причем правительствам следует поддерживать их, но не кон­тролировать. Эти платформы, по мнению ученого, нужны как в стра­нах, большую часть населения которых составляют мусульмане, так и на Западе.

Подводя итог вышесказанному, нельзя не согласиться с тем, что умме следует объединиться, чтобы стать важной созидательной силой. Успехи в любой сфере, в политике, экономике, культуре и образовании возможны только на основе активного сотрудничества. Ведь отстаивая неотъемлемое право другого верующего жить в гармонии с собой, со своими единоверцами, каждый мусульманин способен отстоять свою веру, покой и единство уммы. Разделяясь, верующие разделят и плоды своего разъединения – страх и взаимное непонимание, а объединив­шись приумножат свою силу и свободу.

Комментариев пока нет