Введение
Танец – особенный вид искусства, в котором в качестве инструментов выражения чувств, эмоций и образов выступают движения тела человека, обычно под музыку. Танец берет свое начало в древнейших религиозных обрядах предков современного человека. Искусство танца развивалось и совершенствовалось на протяжении тысячелетий, поэтому считать его лишь развлечением и способом приятного времяпрепровождения было бы легкомысленно. За такую продолжительную историю танца было придумало большое количество видов, стилей и форм. Не исчезают и народные традиции, продолжают существовать полька, джига, краковяк и другие. Практически каждая культура в мире имеет свой народный танец:
- «Гальярда» и «Маскарата» - Италия
- «Болеро» и «Фламенко» - Испания
- «Сиртаки» - Греция
- «Моррис» - Англия
- «Кучипуди» - Индия
- «Канкан» - Франция
- «Полька» - Чехия
- «Летка-енка» - Финляндия
- «Гопак» - Украина
Это ещѐ не все! Лезгинка, Турецкие, Венгерские, Русские народные и так далее!
Сегодня существуют такие направления танца, как балет, вальс, танго, самба, тектоник, брейкинг и многие другие. Постоянно появляются новые стили, завоевывая поклонников по всему миру: хип-хоп, шаффл, джампстайл...
О танцах и их пользе
Танцы, какие бы они не были, детские или взрослые – это необычайное полезное занятие, как для растущего организма, так и для полностью состоявшегося взрослого тела. Занятия танцами, даже не на профессиональном уровне, помогают ребенку увеличить свою выносливость, укрепить сосуды и мышцы, исправить и настроить должным образом осанку, а также снять все мышечные зажимы, которые не под силу даже самому лучшему массажисту. Также танцы, это прекрасное средство от стресса, которое не только помогает избавиться от депрессии, но и замечательно ее предотвращает. Доказано, что танцы повышают стрессоустойчивость ребенка и учат его спокойно относиться к поражениям, ведь на танцевальных конкурсах выигрывает сильнейший. А благодаря специальному гормону, который выделяется в организме во время двигательной активности, у ребенка непременно поднимется настроение и все разочарования отойдут на второй план.
Говоря о физическом развитии, нужно отметить и другие сферы жизнедеятельности человека, которые тренируют танцы. Танцы улучшают моторику и учат ребенка координировать движения. Танцуя под любую музыку, у детей непременно будут развиваться вкус и слух, чувство ритма и восприятие прекрасного. Дети, занимающиеся танцами, более способны к изучению новых дисциплин. Они более коммуникабельны и легче находят подход к окружающим их людям.
Все танцоры имеют необыкновенную мимику: у них светятся глаза, а на губах постоянная улыбка. Они более счастливые и умеют не обращать внимания на мелкие неприятности. Кроме того, их подтянутая фигура, правильная осанка и легкая походка делают их еще более привлекательными. Регулярные занятия танцами помогают ребенку избавиться от комплексов и неуверенности в себе. Многие детские психологи рекомендуют родителям немедленно записывать детей на танцы, если они не уживаются в детских коллективах, не хотят ходить в садик или школу. То же самое происходит и в подростковом возрасте: танцы помогают молодежи легче переступить порог взрослой жизни.
Брейк-данс: история возникновения
Брейк-дансу уже почти 50 лет. Но только с недавних пор профессиональное изучение танца стало доступно всем: детям, подросткам и взрослым, причём любых пола и степени подготовленности.
Брейк-данс впервые появился в Америке в одном из районов Нью-Йорке Южном Бронксе в начале 70-х годов, когда несколько молодых людей прямо на улицах города стали необычно вращаться под музыку. Это изначально «уличный» танец, поэтому в нем нет правил и ограничений. Главное, что и сегодня в нем ценится, это умение двигаться в такт с музыкой.
Его можно танцевать одному, самостоятельно устанавливая ритм, с которым «справишься», или в паре с партнером. Здесь приходится вырабатывать комбинацию движений, рассчитанных на обоих участников. В мире в основном распространен командный брейк-данс, когда все танцоры выполняют в едином ритме одинаковые движения. Это сложно, но гораздо интереснее остальных видов брейка.
Направления в Брейке
Существуют два основных направления брейк-данса: нижний брейк и верхний брейк. Стиль брейк-данса стал отправной точкой для развития многих танцевальных направлений хип-хопа.
Исполнители брейк-данса востребованы в различных коммерческих проектах, а сам стиль стал одной из неотъемлемых частей шоу-бизнеса. Исполнение брейк-данса, состоящего из сложных танцевальных элементов, требует высокого уровня физической подготовки, включая владение акробатикой. Брейк-данс считается самым экстремальным из современных танцевальных направлений, элементы брейк-данса при исполнении требуют от танцора большой физической силы и выносливости.
Исполнение нижнего брейк-данса требует отличной физическо-акробатической подготовки и обладания определенными навыками. Составные элементы нижнего брейк-данса это: рowermove или вращения, представляющие собой самые эффектные движения брейк-данса (swipes, headspin, windmill, backspin и др.); freeze или фиксация положения тела танцора на определенное время перед переходом в другое положение (airbaby, chair, флажок и др.); footwork или движения ног при упоре руками в пол (sixstep); top\ up rock или перемещение ног пред заходом на нижний элемент; power moves\ spinning moves или различные крученые элементы нижнего брейк-данса.
Выполнение элементов верхнего брейк-данса требует, в отличие от выполнения нижнего, умения хорошо танцевать и пластичности тела. Физические нагрузки в верхнем брейк-дансе значительно ниже. Элементы верхнего брейк-данса включают: еlectric boogie или выполненные плавно волнообразные роботоподобные движения (лунная дорожка, волна).
Би-Бой/Би-Герл (с английского B-Boy/B-Girl) – человек, который танцует Брейк-данс (Бибой).
Я – Бибой. Мое увлечение – это нижний брейк. Основные его элементы:
Flare/Delasal — в русском: флай — вращение ног по кругу, расставив уголком, поочерёдно меняя руки.
Windmill — в русском: гелик (от Helicopter) — Вращение на полу с широко расставленными ногами. Вращение происходит за счёт маховых движений ног. Переход через спину должен происходить через район лопаток, чтобы снизить вероятность повреждения позвоночника. После перехода с лопаток голова упирается в пол, рука упирается в пресс для возможности произвести следующий заход. Существуют разновидности этого элемента, один из которых заключается в установке положения рук за спиной и, как следствие, после перехода со спины руки не задействованы.
Munchmill — в русском: бочка — похожа на гелик, но переворачивание происходит прыжком при помощи толчка ногами, которые скрещены и прижаты к груди.
TombStones — (бочка углом), тоже что и munchmill, только на данном элементе ноги прямые, отсутствуют толчки ногами, только махи руками, корпусом.
Headspin — вращение на голове — вращение происходит с помощью рук. Положение ног при этом может быть разным. Наиболее распространённое — с раздвинутыми ногами и согнутыми в тупой (или прямой) угол. Часто выполняется в сочетании с «геликом» и завершается каким-либо элементом (чаще всего в виде одной выпрямленной ноги и второй, проставленной поперёк колена, наподобие перевёрнутой «4»).
1999/ninety-nine — в русском: свеча — вращение на прямой руке, есть много вариантов расположения ног и второй руки.
2000\two-thousand — также называют свечой, но это вращение на двух руках. Также множество вариантов для ног.
Swipe — вращение тела на 180 градусов вокруг горизонтальной оси с отталкиванием от пола одной или двумя ногами и сменой опорной руки. Ключевые особенности этого элемента заключаются в сильном вымахе ноги или ног с одновременным скручиванием тела. Имеются разновидности этого элемента, один из которых заключается в постановке на пол локтей, а не кистей.
Turtle — в русскоязычном варианте: черепашка — Горизонтальное вращение тела на согнутых руках, которые упираются локтями в пресс. Вращение заключается в перетаскивании тела с одного локтя, который упирается в определённую часть пресса (правую или левую), на другой опорный локоть с одновременным направлением тела в сторону движения.
Air Flare — один из самых сложных элементов. Движением рук, он очень схож с элементом Swipe, но главная особенность заключается в том, что ноги не входят в контакт с полом, они постоянно совершают маховые движения по окружности в воздухе, тем самым давая поддерживать тело в положении, близком к горизонтальному. Имеются разновидности этого элемента, один из которых заключается в постановке на пол локтей, а не прямых рук.
Cricket — элемент, который очень схож с элементом Turtle. В этом элементе вместо переноса центра тяжести тела с одного локтя на другой используется только одна рука, вторая же является направляющей. Первая рука делает толчок, и за счёт этого тело подпрыгивает. В этот момент кисть первой руки разворачивается и ставится на пол после чего вторая рука, упёршись в пол, прокручивает тело. Имеются разновидности этого элемента, один из которых заключается в использовании только одной руки для толчка и для прокручивания тела.
Sixsteps (FootWork) — на русский переводится как Шесть Шагов. Называется он так, потому что состоит из шести движений ног. Руки в данном элементе являются опорой. Происходит перемещение ног в разном положении, к тому же, переставляя ноги, их два раза надо скрещивать. В итоге получатся круговые пробежки ногами по полу.
Backspin — кручение на спине на 360 и более градусов с широко расставленными или скрещёнными ногами. Схож с Windmill прокрутом на лопатках.
Flare — (по-русски «флай») элемент схож с гимнастическим элементом «даласалом», то есть вращением на коне, только в этом случае на полу и с расставленными ногами.
Baby freeze — фриз, схожий с Turtle, но без вращения. В отличие от Turtle, голова опущена и одно колено держится на локте, разновидности: open baby freeze, close baby freeze, baby gun
Air baby freeze — стояние на чуть согнутой в локте руке с поставленным на локоть коленом.
Air Chair — фриз, локоть упирается трицепсом в тазобедренную часть, ноги вместе и на себя, тело разворачивается как можно сильнее к полу, чтобы казалось, будто бибой стоит спиной к земле.
Drill — Один из видов хедспина, ноги выпрямляются вверх скрещены между собой, руки прижаты к плечам, или расставлены, но не касаются пола. B-boy быстро вращается, стоя на одной-только голове.
Halo — Элемент схожий с Baby freeze, но при этом движении бибой прокручивает голову в сторону потом встаёт на Baby freeze и снова «jackhammer» — элемент схожий с Cricket, но прыжки совершаются на одной руке.
Это не все элементы брейк-данса, танец безграничен и каждый танцор первую очередь индивидуален.
Анализ мнений детей о занятиях танцами
Мне очень хотелось научиться танцевать Брейк. И мои родители отвели меня в студию танца «Таис». Я занимаюсь танцами более трех лет и понял, что они имеют большое значение для меня. Поэтому я решил исследовать эту тему, чтобы проанализировать новые и интересные факты и рассказать о них другим.
Я разработал Опросные листы для своих одноклассников (приложение 1) и одногруппников из танцевальной студии (приложение 2).
Я провел опрос в своем классе, чтобы узнать мнение детей. В опросе участвовали 22 человека. Вот что при этом я выяснил:
Количество (человек) |
Любят танцевать |
Занимаются (занимались) танцами |
Не занимаются |
|||
Да |
Нет |
Хотели бы заниматься |
Не хотят заниматься |
|||
девочки |
12 |
11 |
4 |
8 |
5 |
3 |
мальчики |
10 |
3 |
2 |
8 |
5 |
3 |
Итого |
22 |
14 |
6 |
16 |
10 |
6 |
Из общего количества опрошенных 14 человек или 64% детей любят танцевать, при этом почти все девочки ответили «Да» (почти 100 %). Среди мальчиков только трое ответили утвердительно. При этом профессионально занимаются или занимались танцами только 6 человек (27 % опрошенных). Дети в опросе указали, что танцуют такие стили, как современные бальные танцы, народные танцы, брейк-данс. Остальная часть детей хотели бы заниматься брейк-дансом, хип-хопом, эстрадными танцами, современной хореографией, бальными танцами. Одна девочка написала, что готова заниматься любыми танцами. В основном, из желающих танцевать, 4 мальчика из 5 написали (почти все), что выбрали бы Брейк-данс для занятий.
Также я провел опрос среди моих одногруппников из танцевальной студии "Таис". На вопросы анкеты я получил следующие ответы:
Количество (человек) |
Любят танцевать |
Планируют в будущем заниматься брейком |
||
да |
нет |
да |
нет |
|
10 |
10 |
0 |
10 |
0 |
Результаты этого опроса показали мне, что всем детям из студии нравится танцевать брейк. Все планируют в будущем продолжить занятия. Также в анкете был поставлен вопрос: "Почему ты пришел в Брейк?" Кто-то из ребят ответил, что хотел научиться хорошо танцевать, свободно двигаться, а двое ребят написали, что в будущем планируют стать чемпионами! Еще на один вопрос анкеты: "Чем тебе помогает Брейк?", я получил такие ответы: быть сильным, выносливым, современным, уверенным, физически развитым. То есть я понял, что дети осознанно занимаются брейк-дансом, каждый перед собой поставил определенные цели, к достижению которых он стремиться. А еще брейк каждому ребенку приносит отличное настроение, крепкое здоровье, дети находятся в хорошей физической форме. У каждого из нас, благодаря брейк-дансу, появились новые друзья.
Таким образом, проанализировав ответы всех детей, я пришел к выводу, что занятия танцами очень полезны как для физического, так и духовного развития ребенка.
Но это были детские мнения. Я понимаю, что мы еще не все знаем о физическом развитии детей, не знаем, что может помочь, а что навредить детскому организму. Поэтому, исследуя дальше тему, я обратился ко взрослым.
Исследование мнений специалистов и спортсменов о влиянии танцев на развитие ребенка
Чтобы выяснить, насколько полезны или нет занятия брейком, я решил узнать мнения специалистов, обобщить их и сделать выводы.
Первый, к кому я обратился - это мой тренер Марат Ильдарович. Вот какой ответ я получил: "Брейк-данс сложный танец. Есть трюки, которые очень непросты. Например, вращение на одной руке, или на голове. Поэтому каждое занятие должно начинаться с разминки. Сначала нужно разогреться, параллельно отрабатывая несложные элементы, потом начинается основная часть тренировки. Сначала осваиваются простые движения, потом все сложнее и сложнее. Невозможно научиться профессионально танцевать брейк, если не продолжать заниматься дома. Брейк - это практика, практика и еще раз практика!!!
В брейке очень много элементов, где задействуется большое количество мышц. То есть, занимаясь брейком, ребенок автоматически развивает хорошую физическую форму, которая поддерживается при занятиях танцами. Так же брейк-данс развивает сразу целый спектр качеств у ребенка: выносливость, гибкость, силу, чувство ритма и баланса, ловкость, музыкальность, воображение.
Брейк-данс учит импровизировать и не бояться сцены, выражать себя через танец. В первую очередь, брейк-данс - это творчество (искусство). Здесь нет строгих рамок и четкого плана выступления. Если Break-Boy (B-Boy - тот, кто танцует брейк-данс) забыл трюк или «завалил» сложный элемент, он в силах сделать так, что этого многие даже не заметят. Импровизация, улыбка на лице, бешеная энергетика и эмоции танцора – и вот, прямо на сцене рождается новый трюк, не уступающий в сложности давно отработанному. Брейк-данс учит через движения по-своему выражать мысли, и в этом его прелесть. Как правило, после занятий брейк-дансом многие ребята буквально раскрываются. Некоторые приходят зажатыми и жутко боятся сцены, плачут, паникуют. Но уже после первого выступления мальчишки и девчонки расцветают. Они начинают получать кайф от процесса, понимают, что сцена не так страшна, как кажется, а зрители остаются в восторге от их умений. Детей нереально заряжает это, они готовы свернуть горы и добиваются ошеломляющих успехов на танцевальном поприще.
Поэтому, если хотите узнать мое мнение: брейк - это сила, здоровье, ловкость, музыкальность, развитое воображение, четкость мышления!"
Также в ходе исследования данной темы, я обратился за экспертным мнением о пользе или вреде брейка к врачам. Кто, как ни врач, лучше ответит на вопрос: "Полезно ли детскому организму занятие брейком? Или, наоборот, может навредить?"
На мои вопросы мне ответили детские врачи различных профилей. Один из них детский хирург ГБУЗ РБ Больницы скорой медицинской помощи города Уфы Галееев Ирек Кимович: "Проработав детским хирургом более 25 лет, могу сказать, что дети, регулярно занимающиеся спортом, здоровее и организованнее детей, которые ничем не занимаются. Польза всех видов спортивных танцев бесспорна: развиваются пластика, координация, мелкая моторика и музыкальный слух. Регулярные занятия заставляют быть более организованным, правильно распределять свое время. Это как раз то, чего не хватает в современной жизни. Если говорить о травмах, то травматизм в спортивных танцах не более, чем обыкновенный травматизм в быту".
Следующий врач, к которому я обратился - это врач-специалист-педиатр Республиканской гимназии-интерната имени Газиза Альмухаметова Рахимова Светлана Борисовна: "Спорт является частью физической культуры, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции. Хорошо известные и зарекомендовавшие себя виды спорта традиционно остаются в арсенале средств физической культуры. В последнее время большое распространение среди детей и молодежи начинает занимать такое спортивное направление в танцах как брейк-данс. В брейке, как и в любом подвижном виде деятельности, есть риск падений и получения различных травм. Также не рекомендуется заниматься брейком при некоторых заболеваниях, медицинских противопоказаниях: сахарный диабет, заболевания суставов, позвоночника, органов дыхания, сердца, приобретенные и врожденные травмы, которые ограничивают, подвижность суставов. Поэтому, если со здоровьем есть какие-либо проблемы, то лучше вначале проконсультироваться и получить одобрение на занятия у своего врача. Такой фактор, как жара, также необходимо учитывать при занятиях, так как он является неблагоприятным, ведь интенсивные физические нагрузки особенно сильно воздействуют на сердце при жаркой погоде, а обезвоживание за счет высокого потоотделения приводит к возникновению солевого дисбаланса в организме.
Если ребенок прошел медицинскую комиссию, получил одобрение специалиста, то ничего, кроме пользы занятия спортивными танцами человеку не принесут. Главное, следить за здоровьем: в брейке есть много таких элементов, которые не стоит делать без предварительной разминки, подготовки связок и мышц, поскольку в противном случае можно получить травмы (растяжения, разрывы связок, микроразрывы); правильно подобрать одежду, что является крайне важным фактором при занятиях любым видом спорта или танцами. Прежде всего следует подобрать себе хорошую и удобную обувь (в первую очередь, из соображений безопасности). И занимайтесь на здоровье!"
Таким образом, проведя исследования и изучив историю возникновения брейка, его направления, развитие и узнав мнения танцоров, спортсменов, врачей, я выяснил, в чем состоит польза занятий танцами в целом, в том числе и брейком. Во-первых, у детей развивается правильная осанка, качаются мышцы. Во-вторых, ребенок становится уверенным в себе, благодаря выступлениям на сцене и фестивалям, развивается чувство ритма, ребенок приобщается к культуре и узнает больше о стране, в которой танец произошѐл. В-третьих, развивается навык работы в команде. Во время выступления каждый человек в коллективе обязан следить за остальными, чтобы не ошибиться и сохранить общий рисунок построения. В-четвертых, развивается координация, гибкость, пластичность и моторика всего тела. Выдумывая новые движения, ребенок дает волю своему творчеству.
Выводы и заключения
Проводя данную научно-практическую работу, я познакомился с разными видами танцев в разных странах, узнал, чем отличаются современные направления от традиционных и разобрался, что такое Брейк-данс. А также понял, что танцы – это не пустая трата времени. Во-первых, в них заключается огромная польза для тела, общего самочувствия и состояния здоровья. Во-вторых, благодаря изученному материалу, я узнал, что танцы позволяют держать мышцы в тонусе, развивают координацию, моторику и фантазию! Ну, а в-третьих, это просто отличное настроение и времяпрепровождение, которое еще и приносит пользу. Занимаясь, можно даже не заметить, как быстро пролетел час или даже два часа.
Уфа - это огромная площадка для развивающихся людей, которые желают заниматься танцами. Здесь большое количество школ и студий, которые позволяют развивать свой потенциал и активно проводить досуг.
Существует большое количество соревнований по брейк-дансу: от городского уровня до мирового. Поэтому у самых талантливых и упорных есть реальный шанс добиться успехов на этом поприще и покорять все новые и новые вершины. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в 2018 году первое в истории юношеских олимпийских игр золото в соревнованиях по брейк-дансу завоевал российский B-boy Сергей Чернышев (B-boy Bumblebee)!
Я тоже начинаю участвовать в соревнованиях различного уровня по брейк-дансу. И мечтаю добиться больших успехов! А те шесть моих одноклассников, которые ответили в анкете, что не хотят заниматься танцами, думаю, скоро поймут: как здорово уметь двигаться под такт музыки, участвовать в батлах и соревнованиях, узнавать много нового и интересного и найдут для себя свой захватывающий стиль или направление в танцах.
Список источников информации
1. http://elibrary.sgu.ru/VKR/2016/%D1%83%D0%B4_44-03-01_348.PDF
2. https://ok.ru/anewera/topic/67211407769771
3.https://strana39.ru/news/mamochkam/72598/esli-rebenok-khochet-zanimatsya-breyk-dansom.html
4. https://www.kemdetki.ru/biblio/category135/category137/11659/
5. http://www.shkolatantsev.ru/obzory/polza_kotoruyu_prinosyat_tantsyi_detyam.html
Приложения
Приложение 1
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
1. Фамилия Имя _____________________________________________________________
2. Твой возраст (лет) _________________________________________________________
3. Любишь ли ты танцевать? __________________________________________________
4. Занимаешься ли ты танцами профессионально? _______________________________
5. Каким стилем /направлением в танцах занимаешься ты? ___________________________________________________________________________
6. Каким танцевальным стилем/направлением хотел бы ты заняться? ___________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Приложение 2
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
1. Фамилия Имя ______________________________________________________
2. Твой возраст (лет) __________________________________________________
3. Любишь ли ты танцевать? ___________________________________________
4. Почему ты пришел в Брейк? __________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Планируешь ли ты в будущем продолжить занятия Брейком?_______________
6. Чем тебе помогает Брейк?_____________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
СПАСИБО!
Автор: Белоцерковский Игнат Янович, учащийся 6 класса Гимназии № 3
Руководитель: Ямалетдинова Гульназ Маратовна, учитель ИЗО МБОУ Гимназия № 3
Добавить комментарий