Нужны ли России шерифы?

29 октября 2016

Шериф – это такое должностное лицо, которое ответственное за поддержание правопорядка, исполнение судебных приказов и распоряжений органа местного самоуправления, также за патрулирование шоссейных дорог, административное управление тюрьмой округа, собирает местные налоги, исполняет функции судебного пристава, готовит для суда списки присяжных.

Шериф может быть избран населением, но в некоторых штатах назначается губернатором штата, шерифом может быть гражданин США, имеющий постоянное место жительства в данном округе и обладающий статусом избирателя. Шериф избирается на 2 года но в некоторых штатах может на 3 или 4. Шерифу помогают заместители, число которых зависит от состояния правопорядка в штате (графстве), размера его территории и ассигнований, выделяемых органом местного самоуправления.

На последнее выражение прошу обратить внимание: «ассигнований, выделяемых органом местного самоуправления». Как мы знаем, гарантируемая Конституцией РФ право органам местного самоуправления на создание подконтрольных жителям органов охраны общественного порядка пока не реализована. Необходимость создания муниципальной милиции никогда ни кем не ставилась под сомнение, однако по различным причинам подготовка и принятие соответствующего законодательства все время затягивалось. Эксперимент, который проводился в 1998-1999 годах в 10 субъектах РФ в соответствии Указа Президента РФ от 17.09.98 №1115 «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления», мягко сказать провалился, а если сказать словами заместителя министра МВД В. Козлова: «…эксперимент на данном этапе дал отрицательный результат». 

Абсолютное большинство органов местного самоуправления не смогли содержать подразделения муниципальной милиции на уровне нормативов МВД. За период  эксперимента объем финансирования муниципальной милиции не превысил 60-65% расчетной потребности. В некоторых регионах отмечены попытки руководителей органов местного самоуправления использовать муниципальную милицию не по прямому назначению.

Появилась тенденция отмежевания сотрудников органов внутренних дел от муниципальной милиции, ухудшения их взаимодействия. Наметился отток кадров из муниципальной милиции в другие службы.

Сложившееся положение отрицательно сказалось на состоянии общественного порядка. В общественных местах большинства экспериментальных территорий, где наиболее четко прослеживается  роль муниципальной милиции, наблюдается рост  преступности на 17%, что выше среднероссийских показателей.   При этом, более низкие показатели имеют подразделения,  испытывающие большее влияние органов местного самоуправления. Там, где местное самоуправление устранилось от оперативного управления муниципальной милицией и практически полностью  сохранилась ее связь с органами внутренних дел, показатели служебной деятельности на уровне средних по России…

В октябре 2014 года в Госдуму был внесен на рассмотрение Проект федерального закона «О муниципальной милиции в Российской Федерации». Внесенный законопроект предполагает сделать выборными должности ряда руководителей полиции на низовом уровне — милицейских руководителей в городах, деревнях и селах будет избирать местное население.

Согласно тексту законопроекта, управления муниципальной милиции должны будут появиться во всех муниципальных образованиях России с населением более 250 тысяч человек.

Избирать главу муниципальной милиции предлагается тайным голосованием, а участковых — открытым голосованием на собраниях местных жителей. Избирать их будут на пятилетний срок. По инициативе местного населения может быть проведено голосование о досрочной отставке участкового или главы муниципальной милиции. 

На муниципальную милицию предполагается возложить функции охраны правопорядка на вверенной территории, профилактики правонарушений и защиты граждан и их имущества. Расследованием преступлений и остальной правоохранительной деятельностью по-прежнему будет заниматься полиция, встроенная в вертикаль МВД.

Перспективы принятия этого законопроекта достаточно туманны. Против идеи муниципальной милиции выступает и глава МВД Владимир Колокольцев., который наверняка помнит результаты эксперимента 1998-1999 гг, когда были проблемы финансирования охраны общественного порядка в органах МСУ. Поэтому я думаю, что внесенный проект ФЗ «О муниципальной милиции», который в народе прозвали «Закон о шерифах», не заработает. Наступаем на одни и те же грабли… Шерифы нам не нужны.

Комментарии 44

Еще комментарии
<p>
Уважаемый Юрий Михайлович! Как вы думаете, может "шриф" нужен в небольших поселениях?
</p>
<p>
Уважаемый Юрий Михалыч! Вам некажется,что данная долженность  возлагает очень много полномочий на себя ?
</p>
<p>
Я думаю с регионов , где есть казачество , эти регионы на полпути к институту шерифства: Дон,Северный Кавказ , Южный Урал ,Забайкалье и т. д. .
</p>
<p>
Трудно предположить результат эксперимента , но пробовать надо обязательно!
</p>
<p>
Это утвеждение и есть главный лейтмотив моей статьи!
</p>
<p>
Я согласен , но в  наше  тяжелое время просто сотрясать воздух , и где - в Государствнной Думе Российской Федерации.
</p>
<p>
Я думаю , что обсуждение будет отложено в связи с кризисом , но фракция "Справедливой России" будет пытаться хотя вынести на обсуждение - им надо набирать очки перед выборами 2016 года.
</p>
<p>Если наша политическая элита вдруг повернет в сторону создания и поддержки такого института, как шерифство, с какого бы региона России стоило начать Эксперимент?</p>
<p>
Полномочия органов МВД необходимо пересмотреть , увеличить штат участковых, усилить контроль за отчетностью деятельности, поводить мероприятия по повышению морально- деловых качеств,создать условия престижности службы в органах.... .
</p>
<p>
Как Вы думаете результат будет положительным?
</p>
<p>
Как Вы считаете, проект ФЗ «О муниципальной милиции в Российской Федерации» будет принят?
</p>
<p>
По моему мнению надо исключить коррупцию на всех уровнях власти. Тогда можно будет принимать новые ФЗ. Пока есть понятие "ты мне, я- тебе" ничего не получится. Если народ будет выбирать шерифов, какова вероятность объективности таких выборов. Скорее всего маловероятен факт честности их результатов.
</p>
<p>
Все необходимо попробовать - эксперимент можно провести на определенных территориях, сделать глубокий анализ и только потом принимать решение.
</p>
<p>
Юрий Михайлович, здравствуйте! Вцелом с Вами согласен. Думаю, что процесс внедрения новой формы власти - шерифов - процесс затяжной и неподходящий для нашей страны. Конечно мы, так же как и Америка, - демократичное государство, но мы - русские... И для нас такие нововведения неприемлемы. Если шериф в США - хозяин штата, то в нашем случае и без шерифов хозяев хватает сполна. 
</p>
<p>
Поэтому нам не нужна структура , для которой необходимо создавать контролирующий орган.
</p>
<p>
Мне кажется что необходимо до конца довести реформу в МВД , а то прошлись по вверхам , поменяли вывески и якобы провели реформы.
</p>
<p>
Добрый день! Какой по Вашему мнению альтернативный вариант муниципальной полиции может быть применен на периферии?
</p>
<p>
Здравствуйте! Хочу сказать следующее: реализация любого законопроекта требует достаточных финансовых вложений. Не будет ли правильнее те же самые финансовые вложения применить уже к готовым структурам, в плане ее совершенствования именно для того, чтобы избежать сомнительного эксперимента с шерифами.
</p>
<p>
Я согласен с вами шерифы нам не нужны. Не полиция не шерифы в России не когда не будут работать должным образом. Почему эти престижные профессии не вызывают в России уважения у большинства жытелей и за глаза называют их ментами и.т.п. В США профессия полицейский считается престижной и попасть туда необходимо пройти серьёзный отбор и тестирование. <span>Достаточно посмотреть как оценивается работа полиции в России и в США. </span>
</p>
<p>
По моему мнению это ещё одна сфера деятельности где возможно будет проявлятся корупция.
</p>
<p>
Задание выполнено (20 комментов), оценка "отлично".
</p>