Новая мировая реальность после Крыма: исторический шанс России

Крымские события, последовавшие после этого события в мире стали окончательным рубежом между старой и новой мировой реальностью. Может быть потому, что Крым для России – не просто территория, а некоторая чуть ли не мистическая и судьбоносная данность, исторически являющаяся сигналом необходимости крупнейших исторических преобразований в стране. Сущность этих событий – в третий раз в истории России – можно определить как качественно устаревший характер российской реальности, отстающий от требований современности, возникновение и реализацию мощных внешних угроз, требующих резких модернизационных перемен. Как следствие – постепенное отторжение старого, тяжелое, часто революционное, с переменными успехами, но неуклонное построение нового, несущего Возрождение России.

Мировое сообщество активно зашевелилось и агрессивно реагирует на российские шаги, удивляя консолидированной реакцией и встав на пути России монолитной бетонной стеной (если использовать метафору пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова).

Основной причиной, на наш взгляд, является наступление новой реальности, которая направлена на отмену главного – господского и командного положения Запада в мире.

Старая реальность. Эти до некоторого времени выигрывавшие в общественном мнении и в научных оценках тренды заключались в известных чертах нынешней цивилизации:

- «однополярный» мир;

- доминирование открытости и глобализации экономики (особенно торговли и финансов, основанных на долларовом монополизме);

- безраздельное и нарастающее господство американских и европейских олигархических структур;

- подчинение государств олигархическим структурам и частичная утрата государственного суверенитета, как развитыми, так в особенности развивающимися странами;

- использование ресурсов планеты (природных, финансовых, инновационных, человеческих) под диктовку интересов «делового сообщества»;

- политика «двойных стандартов» («что положено Юпитеру – не положено быку»);

- все большее разделение мира на богатый «Север» и бедный «Юг», нарастание социального расслоения (богатые богатеют, бедные беднеют; фактически, бедные спонсируют богатых, в том числе богатые страны; в том числе богатые создают системы удушающих кредитов в развивающихся странах);

- беспардонная циничность и ложь в идеологии – в особенности преподнесение элитарного мироустройства как «демократии, свободы, прав человека», искажение истины в идеологических целях, превращение «белого» в «черное», а «черного» в «белое» – не говоря о превознесении украинских и прибалтийских пособников гитлеровского нацизма, даже более 70% японцев теперь убеждены, что ядерную бомбу на Хиросиму и Нагасаки сбросил русские, СССР);

- применение силовых методов борьбы с «непокорными» как исключительная прерогатива наиболее мощных стран, управляемые терроризм и диверсии;

- активное использование «мягкой силы», информационного и идеологического оружия;

- переделы территорий государств по указке и в интересах одной или нескольких «избранных» стран с использованием как государственных, так и международных воинских контингентов, а также масштабного задействования негосударственных (частных) военных структур – наемников;

- искусственная и частично насильственная концентрация современной науки и высоких технологий исключительно в развитых странах;

- выведение криминального бизнеса за пределы «развитого мира» и формирование экономических зон коррупции, непрозрачной экономики, отмывания криминальных денег, оффшоров, наркобизнеса (в частности, формирование такой зоны в России), коррупции и т.д. – в результате чего негативные компоненты мировой экономики стали ее органической частью и в которой погрязли, в том числе, экономика России, Украины, всего постсоветского пространства.

В старой реальности Россия рассматривалась как проигравшая в «холодной» войне, колонизированная территория, источник ресурсов Запада, может быть даже противник и враг, но никак не равноправный партнер. Иллюзии могли оставаться лишь до тех пор, пока российская власть покорно следовала в фарватере североатлантической политики. Стоило ей начать проявлять самостоятельность в отстаивании своих геополитических интересов, как поведение и риторика наших «партнеров» резко менялись: политический диктат, угрозы политической и экономической изоляции России, применение разного рода санкций и т.д. вновь мгновенно возвращались в арсенал «партнерских взаимодействий». История еще раз доказала, что никакого «равенства» России в отношениях с Западом быть не может. Россия (как и весь мир) – это либо колония и покорный раб Запада, либо противник, который должен быть уничтожен. Поэтому главной целью политики Запада остается ослабление или уничтожение России как суверенного государства, а также экономическая изоляция Европы и Китая от российских и центральноазиатских природных ресурсов посредством формировании буферной зоны по границам ее территории.

Новая реальность:

- «многополярный» мир;

- большая концентрация экономических систем вокруг национальных интересов, нарастание «закрытости» национальных экономик в целях их оптимизации, введение ограничений свободы торговли и финансового обращения;

- стремление использования природных, финансовых, инновационных, человеческих ресурсов в национальных интересах, в интересах национальных деловых структур;

- постепенное укрепление и восстановление государственного суверенитета в ряде интенсивно развивающихся стран мира;

- повышение роли национальных валют;

- регионализация мировых элит, формирование национальных деловых и олигархических конструкций; появление и усиление новых мировых финансовых центров

- реализация истинной демократии – «власть большинства с учетом интересов меньшинства» (как четко сформулировал В.В.Путин на Мюнхенском совещании по безопасности в 2006 году);

- уход от политики «двойных стандартов» в направлении равенства всех стран и народов;

- преодоление динамики и инструментов разделения мира на богатый «Север» и бедный «Юг», нарастания социального расслоения и обогащения богатых людей и стран;

- разоблачение накопившихся пластов циничности и лжи в интересах «прояснения истины» и демократизации мирового сообщества;

- повышение эффективности существующих и формирование новых легитимных институтов и способом международного сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе;

- стремление к паритетности силовых средств в соотношении действий больших и малых стран;

- демократизация решения вопросов территориальных границ (включая шельфы) стран;

- демократизация сфер распространения современной науки и высоких технологий;

- тенденция к ликвидации искусственных региональных образований в виде зон коррупции, отмывания криминальных денег, оффшоров, наркобизнеса и т.д., в том числе в России и на постсоветском пространстве и в том числе посредством информационно-прозрачной экономики в развивающихся странах.

Новая реальность подспудно уже достаточно давно формируется в планетарном сообществе. Она имеет комплексную природу, которая включает в себя геоструктурные, управленческие, экономические, политические, правовые, морально-этические аспекты. Но если до недавнего времени формирование новой реальности наблюдалось лишь в виде нескольких внешне разрозненных трендов, которые воспринимались как проблематичные, спорные, «одни из возможных». Старые тренды до поры выглядели как более перспективные, мощные, устойчивые. Но после Крыма ситуация радикально меняется. Теперь новая реальность все активнее пробивает себе дорогу, становится все более влиятельной альтернативой в стране и в мире. При разных оценках подготовки и голосования в ООН по резолюции по Крыму, стало фактом, что более половины населения планеты не собираются дальше жить по законам, устанавливаемым США и Великобританией.

В новой реальности Россия сталкивается с новыми глобальными угрозами и вызовами. Но одновременно у нее открывается исторический шанс вернуться на путь суверенного развития и «окно возможностей» по развитию в направлении наиболее перспективных мировых трендов (так считает, в частности, помощник Президента РФ академик С.Ю.Глазьев).

Однако противостояние старого и нового – не свершившийся факт, а процесс конкуренции стратегий. Так, «старый мир» снова начал активизировать свою политику, причем, задолго до крымских событий. Начать отсчет этой активизации нужно с 2005-2006 годов, особенно после мюнхенского выступления В.В.Путина и его заявления о понимании истинной демократии, противоречащего западной модели элитарного либерализма. Есть все основания полагать, что именно тогда была сформирована новая программа активизации антироссийской борьбы, включающая развертывание сети НКО, активизацию в России внутренних оппозиционных сил, расширение воздействия «мягкой силы», еще большее подчинение российских СМИ западной идеологии, а также началось собирание антироссийского пула бизнесменов и активизация формирования вокруг России «буферной зоны» сначала в виде Украины, далее – в виде Кавказа и Средней Азии. Украинские события стали первым этапом активной фазы развертывания антироссийской технологии.

Однако события в Крыму оказались неожиданными и нервическими для Запада, несколько спутали их карты и планы, внесли некоторую дезорганизацию в стройные планы. Но это ненадолго. «Машина» вновь будет отремонтирована, скорректирована и запущена. И потому нужно понять главное – невозможно сколь-нибудь долго и успешно противостоять чужой стратегии методом ситуативного реагирования на чужие действия. Необходимо формирование своей собственной стратегии в новых условиях. Поэтому России нужна своя «машина», основывающаяся на современной системе аналитики и стратегического управления. Пока у нас в стране такой «машины» нет. Нет даже достаточных интеллектуальных, в том числе разведывательных ресурсов, способных прогнозировать недружественные действия Запада, их длительность, этапность, комплексность (сочетание мирных и военных средств) и т.д. Такие ресурсы нужно срочно создавать.

Для продвижения к новой реальности, к тому, чтобы занять в ней достойное место, для становления в России оснований новой реальности и опережающего развития в этом направлении страна должна максимально быстро избавиться от искажающих оснований российского экономического и политического устройства, ставших системообразующими элементами российской экономики, таких как коррупция, криминальная экономика, оффшоризация экономики, контролируемость извне финансовой и экономической политики страны, компрадорский характер части элит. Именно это должно быть в первую очередь постепенно устранено и заменено на здоровые компоненты управления, системообразующими элементами которого являются информационная открытость управления, идеология доминирования в экономике национально-государственных интересов, научное и экспертно-аналитическое обеспечение, опора управления на стратегическое проектирование, прогноз и планирование.

Важнейшим компонентом такой трансформации становится формирование объективно обусловленного убеждения общества и его элит в том, что дальше жить по-прежнему не получится. А если получится, то недолго и с мучительными последствиями, и чем дальше оттягивать назревшие трансформации, тем мучительнее будут последствия. Оставаясь в рамках существующей парадигмы управления, страна не в состоянии дать эффективный ответ на формирующиеся новые угрозы, использовать возникающий шанс для развития и в кратчайшие сроки ее ждет неминуемая катастрофа, вызванная комплексом внутренних и внешних причин, поскольку этот путь ведет к гибели страны и каждого отдельного ее представителя, сколь бы всесильным сегодня он ни казался людям и самому себе. Поворот необходим. И это может сделать только сама Россия, только современная российская элита. Пока она не смята элитами других стран и не сломана вместе со страной.

Однако в руководстве страны, сформировавшемся в старой реальности, мало или практически нет специалистов нового типа, способных обеспечить стратегическое проектное управление, нет разработок, нет механизмов их внедрения посредством управленческих решений. В свое время нашу страну очень умно «развели» с экономической наукой (как и наукой вообще), лишив ее современной экономической науки посредством подавляющего «кураторства» идеологов Высшей школы экономики и стоящих за ними англо-американских теоретиков, которая поглощает львиную долю финансирования, выделяемого на развитие экономической науки из государственного бюджета страны, внебюджетных и частных средств, а также зарубежных грантов и фактически купирует развитие современной самостоятельной экономической науки в России. Эта научно-организационная деятельность направлена на то, чтобы:

- транслировать в российскую экономику через ВШЭ давно отжившие свой век разработки;

- направленно купировать и подавлять все ростки живого в российской экономической науке;

- «ориентировать» экономическую науку исключительно на сравнение с западными моделями;

- экономическую науку и практику насильственно «приводить в соответствие» с западными стандартами, за которыми скрывается отнюдь не приведение России к стандартам западной экономики, а экономическая политика Запада в использовании российской экономики в собственных целях путем создания на территории России полностью подконтрольного Западу рыночного пространства.

Своеобразным апофеозом подобного развития экономической науки и организации практики управления в России выглядят слова из открытой лекции Министра финансов РФ А.Г.Силуанова в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации 4 апреля 2014 года: мы не знаем и не можем прогнозировать развитие событий в мировой экономике даже на перспективу 1-2 года, в том числе, дать оценку тому, насколько далеко и как долго будут продолжены санкции со стороны США и Евросоюза, насколько глубоко они будут проводиться, в том числе в отношении снижения цен на нефть, и потому мы лишь предполагаем, запасаемся и предлагаем обществу начать понемногу затягивать ремни. Это означает, что ни разведывательная, ни прогностическая работа с информацией не поставлены в правительстве страны на сколько-нибудь серьезную систематическую основу. Тогда как лишь научные расчеты и прогнозы вкупе с разведывательной деятельностью способны не только обеспечивать национальную экономическую безопасность страны, но и формировать собственные эффективные стратегии.

Реализация проекта эффективного освоения новой реальности в интересах страны возможна лишь через реализацию комплекса мероприятий, включающих углубление суверенитета государства и экономики, смену ряда деконструктивных системообразующих принципов и запуск механизмов самоочищения общества и государства, консолидацию нации и активизацию вектора национальных интересов страны, модернизацию управления государством и экономикой на основе принципов системного стратегического управления, открытости информации, анализа информации, построения эффективных моделей управления, разработки и отбора перспективных проектов.

В этой связи, для реализации проекта необходимо:

- осуществить переход к проектному управлению, распределяя не менее 50-60% бюджета страны по программному проектно-целевому принципу,

- начать возрождение научного сообщества с ориентиром на исследование состояния и трендов развития российской экономики в виде кафедр по проектированию, планированию, прогнозированию в вузах России и соответствующих подразделений в научных центрах России,

- начать формирование сетевого экспертного сообщества для решения задач по отбору текущих проектов в системе стратегического управления регионального, отраслевого и ведомственного развития,

- наделить научно-экспертное сообщество широкими полномочиями по участию в выработке управленческих решений, экспертизе проектов,

- ключевым принципом сделать «управление по результатам».

Таким образом, в результате произошедшего в последние полгода Россия получает серьезный шанс для выхода на новую траекторию развития, для укрепления собственных позиций в мире, на пространстве Евразии, а также для обретения нового уровня безопасности. Причем, у руководства страны действительно есть реальный исторический шанс совершить поворот к новому Возрождению России. Однако для этого необходимы постепенные, но кардинальные преобразования в системе стратегического управления.

Комментарии

Аватар пользователя Чекалов

 

 

 

[quote=Александр Селиванов]Причем, у руководства страны действительно есть реальный исторический шанс совершить поворот к новому Возрождению России. [/quote]

На указанной ниже диаграмме показан реальный поворот России.

http://samlib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/dwuhpoljarnyjmirtrifazy/illjustracija1.1.jpg

[quote=Александр Селиванов] Однако, для этого необходимы постепенные, но кардинальные преобразования в системе стратегического управления.[/quote]

А в этой статье описывается, что для этого необходимо сделать и как.

http://samlib.ru/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/nazlobudnjaglawa02dwuhpoljarnyjmirrossija.shtml

Аватар пользователя Чекалов

 

 

 

[quote=Александр Селиванов]Причем, у руководства страны действительно есть реальный исторический шанс совершить поворот к новому Возрождению России. [/quote]

На указанной ниже диаграмме показан реальный поворот России.

http://samlib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/dwuhpoljarnyjmirtrifazy/illjustracija1.1.jpg

[quote=Александр Селиванов] Однако, для этого необходимы постепенные, но кардинальные преобразования в системе стратегического управления.[/quote]

А в этой статье описывается, что для этого необходимо сделать и как.

http://samlib.ru/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/nazlobudnjaglawa02dwuhpoljarnyjmirrossija.shtml