Есть мнение Новости

Наукообразные медицинские сказки приносят доход

29 октября 2016

Сказки, обогащенные научными понятиями и фактами, пользуются особой популярностью в среде лжеучѐных. Не те доброжелательные и познавательные сказки, которые хотя и искажают научные представления о мире и человеке, но призваны помочь детям и взрослым овладеть этими представлениями. Речь идѐт о сказках, которыми сказители сознательно вводят читателя в заблуждение, рассчитывая на его слабые научные познания и преследуя свои корыстные цели.

Как средство безнаказанной рекламы жанр сказок в России получил особое распространение в области медицинских товаров и услуг. Под натиском псевдонаучных утверждений и обезоруживающих ссылок на авторитетных учѐных, одурманенные завесой легковесных патентов и никем не подтверждѐнных исследований, опубликованных во второстепенных журналах, люди доверяются подобной рекламе и торопятся приобрести те или иные товары и услуги с надеждой на скорое избавление от своих недугов. К сожалению, зачастую оказывается, что в качестве лечебного устройства приобретена новомодная игрушка или многообещающие медицинские услуги представляют собой бесполезные процедуры –и это в лучшем случае, а в худшем случае в результате недобросовестной «помощи» у человека появляются новые недуги или усугубляются старые. Большую часть бизнесменов от медицины подобный результат не волнует. Им важны прибыль и уверенность в том, что за сказки о товарах и услугах их никто не привлечѐт к судебной ответственности: все издержки самолечения лежат на покупателях, которые добровольно поверили в сказки и расстались со своими деньгами.

Пример такого рода беззастенчивой рекламы даѐт ОАО «Редокс», выпустившее сказку доктора REDOX «Электрические витамины» (доступна в интернете на сайте www.redox.ru). В ней на «детском» уровне, с привлекательной иронией и стилизацией под старину рассказывается о явлении «животного электричества» и о связанных с ним, полезных для здоровья привычках. Их в той или иной мере можно реализовать посредством продукции данной фирмы – акупунктурных игл, массажных и других приспособлений, вырабатывающих так называемые электрические витамины. Вот как поясняет последний термин главный герой сказки «физик» Реди (стр. 16):

«Я обнаружил в литературе явление генерации человеком электрической энергии во время ходьбы босиком по траве. По сути, это и есть то самое животное электричество, своего рода электрические витамины. Если вместо травы использовать более колючий и более электропроводный материал, то … токи будут больше. Сегодня, после 200 лет знакомства с электрическим током, понятно, что источником этой энергии является мембранный потенциал, рассчитываемый по уравнению Нернста.»

Дальнейшее изложение сопровождается символическими формулами, схемами и иллюстрациями, а также изречениями известных ученых прошлого, призванными заставить читателя запомнить пусть смутную, но «полезную» идею об электрических витаминах, а при случае –и попытаться реализовать еѐ для улучшения здоровья посредством продукции «Редокс».

Науки здесь нет никакой (если не говорить об элементах психологии внушения), а реклама оказывается беспроигрышной, тем более что кроме интернета она базируется на печатных изданиях, телевидении, радио и других СМИ. Приведем описание одного из запатентованных результатов с того же сайта:

«В научной лаборатории Редокс обнаружен природный механизм противостояния Ньютону и, как следствие, изобретѐн способ защиты позвоночника от остеохондроза…: чем больше человек вырабатывает эти токи, называемые учеными «электрическими витаминами», тем чаще он потягивается, вытягивая позвоночник, защищая его и весь организм от старения. Сам способ невероятно простой –это привычка чистить зубы, стоя на колючем лежаке Доктора Редокс (патент РФ на изобретение № 2146122). Колючие электроды лежака, посредством мембранного потенциала, преобразуют силу тяжести в электрические витамины.»

Аналогичные электрические витамины предлагаются от морщин, от боли, вместо сигарет, вместо пирожка и т.д., причем использование околонаучной терминологии отвлекает покупателя от выяснения реальных свойств предоставляемого товара.

В рекламе, передававшейся радиоканалом «Европа Плюс Нижний Новгород», утверждалось даже, что электрические витамины были одобрены академиком, нобелевским лауреатом Виталием Гинзбургом, а указанная сказка доктора Redox удостоена его премии. В нарушении п. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», подобное утверждение делалось без всяких оснований и без разрешения правообладателя –Н.И. Гинзбург, вдовы В.Л. Гинзбурга. Согласно сообщению Е.А. Андрюшина, председателя правления фонда «Успехи физики», основанного В.Л. Гинзбургом в 2004 году, этим фондом в 2006 году в рамках проведенного конкурса научно-популярных публикаций была отмечена научно-популярная статья Бугрова С.Л. «Сказка физиков» о гальванических явлениях в живом организме. При этом не было никакой речи о медицинских методиках типа «электрических витаминов», поскольку сам этот художественно-маркетинговый термин не имеет никакого отношения к физической, биологической или медицинской науке.

Рекламируемые сотрудниками «Редокс» методики «электрических витаминов» не обоснованы надлежащими клиническими исследованиями в соответствии с международным стандартом «Good Clinical Practice», результаты которых были бы опубликованы в рецензируемых научных медицинских журналах. На сайте www.redox.ru сообщается лишь о реферате выпускницы гимназии № 1 Бугровой Е.С. «Электрические витамины», занявшем 1-е место в конкурсе рефератов г. Нижнего Новгорода. Указанная работа была выполнена в загадочной «научной организации учащихся» под руководством учителя биологии, к.б.н. Лембик Ж.Л., генерального директора «Редокс» Бугрова С.Л. и зав. кафедрой физиологии НГМА, д.м.н. Мухиной И.В. Обсуждение электрических витаминов в связи с явлением животного электри-чества было инициировано сотрудниками «Редокс» и на уроках физики в некоторых школах г. Нижнего Новгорода, например, в школе № 40 (в 2011–012 учебном году). Однако все это делается скорее в рекламных, чем в научно-образовательных целях, а школьный реферат, даже выполненный под руководством остепененных лиц, не может служить научной гарантией предлагаемых медицинских методик.

К счастью, полезность простых массажных устройств в наше время очевидна без научных доказательств, подобные товары безопасны, и многие люди, не особенно заботящиеся о соотношение цена/качество, вполне довольны покупками с эмблемой REDOX. Владельцы «Редокс» рассчитывают именно на таких покупателей и вводят их в заблуждение, приписывая товарам качества, которыми те не обладают, или характеризуя товары малосодержательными фразами, создающими иллюзию научности и полезности. Как можно отказаться, скажем, от массажного кольца на палец, если в кармане есть лишние деньги, а в голове вдруг возникло «сказочное» убеждение в том, что «разминка пальцев биотренажером ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВИТАМИНЫ улучшает кровообращение и является приятной гимнастикой ТОКАМИ РЕДОКС, которые образуются за счѐт пьезоэлектрических свойств кожи и каталитической активности материала биотренажера». Однако имея в виду и других российских покупателей, хотелось бы, чтобы вместо сомнительных сказок описание товаров сопровождалось указанием их реальных физико-химических свойств и апробированных путей воздействия на различные системы человеческого организма.

Такое пожелание в своей статье «Большой обман за ваши деньги» в газете «Нижегородский рабочий» от 7 февраля 2012 года высказала журналист Ирина Славина (Мурахтаева), начав экспертизу сказок об «электрических витаминах» и объективно обрисовав чудодейственные рекламу и товары компании «Редокс». В ответ последняя предъявила журналисту судебный иск на два миллиона рублей. В начале июля Нижегородский районный суд удовлетворил ходатайство «Редокс» о лингвистической экспертизе указанной газетной статьи, назначив очередное заседание на сентябрь, а потом отложив на неопределенный срок. Хочется надеяться, что суд отклонит претензии к журналисту, честно выполнившему свой долг по доведению жизненно важной информации до населения. (Открытое письмо в поддержку Ирины Славиной, подписанное более 40 учеными и научными журналистами, см. в «Троицком варианте» онлайн http://trv-science.ru/2012/05/17/otkrytoe-pismo-3/.)

В рассмотренном примере научные изыскания фактически отсутствуют, ситуация в отношении лженауки вполне очевидна, а в поддержке общественностью деятельности журна-листа не приходится сомневаться. Однако медицины наукообразных сказок, позволяющей нажиться на нездоровье людей или находиться в плену праведных заблуждений, не чуждаются в России и многие научные работники, имеющие учѐные степени, лаборатории, финансирование и публикации, похожие на научные. Это явление обусловлено, в частности, катастрофическим падением уровня научно-технической экспертизы, широким распространением антинаучной информации в СМИ и фактической бездеятельностью государства в области научного просветительства и образования населения России. Данная проблема является предметом отдельной статьи, а анализ соответствующих научно-медицинских исследований нельзя ограничивать указанием на очевидные «сверхнаучные» перегибы, логические изъяны или экспериментальные недочеты, поскольку часть проведенных исследований может оказаться содержательной и важной для практической медицины.

©2012 Вл. В. Кочаровский (текст)

 

Комментарии 4

<p>
Что Вы скажете о рекламе болезней и препаратов "крупным шрифтом" - огромными плакатами с ужасающими названиями, я считаю - для запугивания людей - употребителей, никому не нужных, обеспечивающих прибыли формацефтическим компаниям. Как раз лечиться природными методами, как их не назови - гораздо человечней.
</p>
<p>
Суд с журналисткой уже доказал, что в основе статьи Кочаровского - сведения, порочащие честь и достоинство автора сказки Бугрова С.. http://www.redox.ru/elvit/reshenie-suda-po-delu-elektricheskih-vitaminov.html
</p>
<p>
Что Вы скажете о рекламе болезней и препаратов "крупным шрифтом" - огромными плакатами с ужасающими названиями, я считаю - для запугивания людей - употребителей, никому не нужных, обеспечивающих прибыли формацефтическим компаниям. Как раз лечиться природными методами, как их не назови - гораздо человечней.
</p>
<p>
Суд с журналисткой уже доказал, что в основе статьи Кочаровского - сведения, порочащие честь и достоинство автора сказки Бугрова С.. http://www.redox.ru/elvit/reshenie-suda-po-delu-elektricheskih-vitaminov.html
</p>