Есть мнение

Наука, бизнес и политика: противоречия и возможности содействия

29 октября 2016

В настоящее время во многих странах мира налажена модель эффективного взаимодействия науки и производства. Зачастую эту модель создавали именно политическими решениями. Посмотрим на российский опыт.

В нашей стране долгое время господствовала советская модель организации науки. При этой модели научные исследования имели высокую степень практической значимости с точки зрения государства. Те научные изыскания, которые не находили достойного применения в советском обществе, как в гуманитарных, так и особенно в техническх науках, подвергались жесткой критике, лишались государственной поддержки, а в конечном счете и вообще права на существование. 

Такая модель существенно ограничивала свободу выбора, ограничивала также и развитие отечественной науки, поскольку задаваемая сверху ученым проблемная область проведения исследований в некоторой степени снижала уровень стимулирования и свободы творчества, которое является очень важным в любой ноаучной работе. Кроме того, существенно ограниченным было и общение с коллегами из за рубежа. 

Долгое время в стране действовала концепция организации науки, озвученная создателем Сибирского отделения Академии наук СССР А.Н. Лварентьевым "Наука. Кадры. Производство", которая объединяла в себе три взаимоодополняющие друг друга элемента, которые олновременно являлись и причиной и следствием преемственности друг друга. 

Развал советской модели организации науки позволил получить многим ученым столь долгожданную свободу творческого применения собственных сил, однако вместе с этим потерялась заложенная в советские годы практикоориентированная модель организации фундаментальных исследований в стране. В итоге многие научные работы оказались оторванными от конкретных нужд реального сектора экономики. Следствием многих реформ явилось также то, что многие таллантливые ученые России предпочли западные научные школы отечественным.

Задача современной политики состоит в стимулировании практикоориентированного подхода в научных исследованиях. На наш взгляд, ответственность за это должны нести не только научные коллективы и институты Академии наук, но и политические институты - Министерство образования и науки РФ, Комитет по образованию Государственной Думы Федерального собрания РФ, Министерство промышленности и торговли и соответствующий комитет Государственной Думы и Совета Фдерации. 

Конкретные шаги на этом пути должны предприниматься и общественными организациями. В частности, например, недавно был запущен стартовый вариант портала в рамках проекта "Прогрессия" http://forprogress.club/ , направленного на объединение научных работников и студентов, занимающихся наукой, с представителями малого, среднего, крупного предпринимательства и различных бизнес-структур. 

Комментарии 2

<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
[quote=Александр Жидченко] 1.<span><strong>Развал советской модели организации науки позволил получить многим ученым столь долгожданную свободу творческого применения собственных сил</strong>, 2. однако вместе с этим потерялась заложенная в советские годы практикоориентированная модель организации фундаментальных исследований в стране. В итоге многие научные работы оказались оторванными от конкретных нужд реального сектора экономики. Следствием многих реформ явилось также то, что многие таллантливые ученые России предпочли западные научные школы отечественным. </span><span>[/quote]</span>
</p>
<p>
<strong>Противоречивый тезис!</strong>
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
[quote=Александр Жидченко] 1.<span><strong>Развал советской модели организации науки позволил получить многим ученым столь долгожданную свободу творческого применения собственных сил</strong>, 2. однако вместе с этим потерялась заложенная в советские годы практикоориентированная модель организации фундаментальных исследований в стране. В итоге многие научные работы оказались оторванными от конкретных нужд реального сектора экономики. Следствием многих реформ явилось также то, что многие таллантливые ученые России предпочли западные научные школы отечественным. </span><span>[/quote]</span>
</p>
<p>
<strong>Противоречивый тезис!</strong>
</p>