научная статья

29 октября 2016

Социализация личности и этика в сакральном ландшафте

( на примере Республики Алтай).

Аннотация: личность определённым образом встроена в изменчивое окружение, вовлечена, в цепи само трансформации под влиянием тех ситуаций, в которых она оказывается. В связи с этим автор статьи рассматривает сакральный ландшафт, как пространство социализации личности на современной территории Республики Алтай. Отражены социальные и культурные составляющие её формирования.

Ключевые слова: социализация, этика, традиция, сакральный ландшафт, культурный ландшафт.

Процесс трансформации и воспитания личности в сакральном ландшафте в силу социальных, культурных, экономических и религиозных факторов является на сегодня одним из важных компонентов культуры в целом.

Именно поэтому первые десятилетия XX в. наиболее выдающиеся представители сразу нескольких дисциплин завороженно пытались разгадать загадки сакрального, как минимум, найдя для него рациональное объяснение, а как максимум — попытавшись использовать данные о нем как ключ к новому знанию об основах человеческой жизни. Среди прочих исследователей, Эмиль Дюркгейм повысил ставки наиболее радикальным образом, разработав теорию о фундаментальной связи феномена сакрального с самими основами социальной жизни [5, с. 42]. То, что почитается священным, имеет значение, делающее его достойным защиты любой ценой, - ценностью, которая зачастую ни с чем не сравнима. Если к таким убеждениям и отношениям относиться серьёзно, они могут действовать как мощнейшие силы, помогая сохранить целостность природной окружающей среды [8, с. 36].

Отметим, что на Алтае существует множество сакральных природных объектов, под которыми обычно понимают характерные, почитаемые в народе, элементы ландшафта, являющиеся местами поклонения, отправления обрядов и, одновременно, элементами культурного наследия, этносов, народов или отдельных социальных групп. Эти объекты имеют большое значение как особые места духовного единения человека с Природой [7, с. 101].

Момент священности в алтайской культуре имеет удельный вес. Поэтому особое отношение алтайцев к повсеместно распространенной системе сакральных мест, устойчивость шаманской традиции, философия анимизма, как учение о всеобщей одухотворенности мира выступает как духовное, или чувственное, что отличает её от прагматичности Запада и философичности Востока [11, с. 173].  На Алтае доминируют отношения между человеком и природным ландшафтом, где он проживает и есть подвластность энергетического поля. Приобщение личности к сакральному тесно связано с духовно-практической деятельностью народа - обряды, обычаи, проведение духовных праздников и не только.

Согласно взгляду Е. А. Белецкой большую роль на развитие личности и формирование мировоззрения играет природная среда - климат, ландшафт, водоемы, животный и растительный мир; влияние человека на природный мир; отношение к природе, отражение природы в народном и индивидуальном сознании [1, с. 101]. В концепции В. С. Мухиной природа является одной из основополагающих реалий развития личности: «Природная реальность для человека всегда была условием и источником его жизни и жизнедеятельности» [1, с. 101]. Автор данной работы полностью поддерживает мысль о том, что природа есть источник жизненной энергии, что люди разных культур испытывают чувство святости, которое связано с тем, что окружающая нас среда живая. Восприятие священности в природе дает научным исследованиям выдвигать актуальную политику для сохранения окружающего ландшафта и культуры.  Сакральные природные территории, важны для развития культур коренных жителей, в том числе для  осмысления ими природных законов.

Ландшафт как социальная конструкция содержит имидж и рассказ, вызывающие множество ассоциаций и историй, он вписывается в нашу идентичность, отношения и жизненный сценарий и предполагает активную позицию в последовательности жизненных событий [3].  Развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит, подразумевает собой социализацию. Это развитие и само изменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [9]. Так, к середине 90-х гг. российским научным сообществам было характерно использование термина «социоприродная система», что усиливает то значение, которое авторы придают взаимосвязанности и взаимообусловленности природных и социальных процессов. Устойчивое развитие они определяют как процесс, обеспечивающий экономический рост социоприродной системы любого уровня сложности, не нарушающий ее безопасности и ведущей к повышению качества жизни как настоящих, так и будущих поколений [4]. Необходимо отметить, что главным смыслом существования человека заключается в его жизни, где он функционирует как биологический вид, в том числе как разумное существо, которое имеет материальные и духовные ценности.

Утилитарно-бытовые потребности человека стали органично увязываться с окружающей средой, или, как её образно называют «космическим» началом в формировании его мировоззрения. Человек обрел возможность определить свой стереотип поведения в сообществе, и прежде чем строить свой дом, который станет со временем центром и смыслом его жизнедеятельности, задумался о взаимосвязи его с окружающим миром [10, с.13].  Каждый этнос, национальная культура, развиваясь в определенных природно - ландшафтных условиях сформировала свой неповторимый национальный культурный ландшафт. Традиционным культурным ландшафтом являются «живые» формы культуры, обеспечивающие духовную связь этноса с месторазвитием (сакральные места, топонимика, народная архитектура, комплекс преданий, легенд связанных с родным местом). Такие культурные ландшафты выделены в особую категорию  - традиционный культурный ландшафт и в настоящее время все чаще становятся объектами культурного наследия ЮНЕСКО  [2, с. 33]. 

Каждый этнос организует вокруг себя пространство, где у них вырабатываются определенные духовные и материальные ценности. Актуальный аспект рассматриваемой нами проблемы  социокультурной ориентации – формирование личности в сакральном ландшафте и изучение её мировоззренческой основы. Для решения данной проблемы обратимся к духовной культуре народов, проживающих на территории Республики Алтай. Нравственные традиции алтайцев включают в себя принципы гуманистического отношения к природе, они образно одухотворяют  животный и растительный мир.

Республика Алтай с её огромным количеством историко-культурных объектов имеет богатый потенциал для воспитания в человеке духовных ценностей. Это предметы материальной культуры, богатейший фольклор, традиции и обычаи, «байлу кырлар» - религиозный культ родовых гор, перевалов – «ажулар», «кара -суулар» - целебные источники и «аржан суулар» - священные воды, наскальные рисунки (знаковые символы), объекты народного поклонения – это часть природного ландшафта, которые в общественном сознании священны и охраняются запретами.  Поэтому в рамках нашего исследования большой интерес вызывают влияния сакральных свойств ландшафта на вырабатывание душевных ценностей человека. Человек очень тесно связан с местностью, где он проживает. Все соответствия между ним и ландшафтом можно увидеть в его поведении.

Особое значение в рассматриваемом регионе придается священным водам – «аржан суулар» и лечебным родникам «кара суулар». По словам старших поколений, вода является энергетическим ресурсом. К примеру, рассмотрим священный источник в Онгудайском районе республики – источник, расположенный недалеко от села Боочи – это «Текпенктин суузы» (священный, лечебный источник «Текпенек»). Этот источник находиться за горой Башадар, что в переводе означает «стрелять в голову». Так же, по словам староверов в вершине этой горы есть священные  «тагылы»  предков и что туда нельзя подниматься, иначе постигнет беда, того, кто осмелиться туда, подняться.  Необходимо отметить, что у местного населения по сей день сохраняются традиции охраны священных источников, родников и вод. Так к источникам не ходят пустыми руками, обязательно собой люди берут традиционную алтайскую белую пищу, которой алтайцы кормят духов этой местности. Само расположение родника «Текпенек» тоже вызывает значительный интерес. Если образно представить себе источник, то его окружают объекты священной значимости – это гора «Уч-Сумер» («Три Темени»), гора «Башадар», сама местность Текпенек, где расположены наскальные рисунки, с различными знаковыми символами, в том числе каменные изваяния.

У подножия горы находиться курганное поле на нем имеются как раскопанные и не нарушенные курганы. Вокруг курганного поля идет кольцо камней, имеющих усиленное магнитное поле. Также на поле находиться «Тюркская оградка», представляющая собой камни, выложенные по прямоугольному периметру, и «Кезер Таш», характерный для древних захоронений [6, с.100]. Местное население очень бережно относиться к этому священному ландшафту, воду не засоряют и  близлежащую территорию они поддерживают в чистоте. Нужно подчеркнуть, что именно через созерцание, восприятие и участие самого себя приходит осознание бережного отношения к окружающему миру. Старшее поколение людей, посещая эту местность, берут вместе с собой своих детей, которых обучают  умениям вести себя в священных местах. В данном случае идет процесс воспитания в человеке духовных ценностей и принципов табу. Важный аспект данного вопроса выражается в регуляции сакрализованной нормативности.  Жизнь в сакральном ландшафте таит в себе много интересного и опасного. Человек познает взаимодействие себя с природой, которое закреплено в системе традиций.

Также важно обратить внимание на то, что сакральные места привлекают внимание у огромного количества туристов: паломничество, священные места, священные горы, источники, ритуалы, связанные с ними. К сожалению не все туристы уважительно относятся к месту отдыха. Туристы, не уважающие религиозные и местные традиции, оказывают исключительно отрицательное воздействие на коренных жителей и окружающую среду. Приведем несколько примеров, которые за считанные дни набрали огромное количество просмотров в социальных ресурсах. Неизвестные новосибирские туристы изрисовали краской петроглифы археологического комплекса Адыр-Кан в Республике Алтай. Этот памятник представляет собой погребальное сооружение с двумя подвесными скоплениями петроглифов на отвесных скалах подножия горы. Зафиксировано около 100 изображений. Теперь одним легким движением руки (краска, кисть) уникального культурного наследия нет. Он уничтожен. Местное население уважительно относятся к приезжим, но этот случай вандализма вызвал буря негативных эмоций, как со стороны властей, так и коренных жителей. Такое отношение говорит о пустоте души, неимение жизненных ценностей, принципов, взглядов. Другой пример, который вызвал ещё больше отрицательных отзывов. В социальных сетях появились фотографии модели Чиры Ковальски на фоне священных лент «jалама» в стиле ню, что недопустимо по отношению к священным местам, это тоже самое, что прийти в храм, церковь, мечеть, раздеться там догола и устроить фотоссесию. Организатор этой фотосессии Ян Маклайн сначала отвергал свои действия, но позже признался в содеянном, отметив при этом, что эти ленты вяжут где не лень и, что они ничего не имеют общего со священными местами. Такие действия разрушают священное место. В этом случае, важно отметить, что если турист пересекает традиции и обычаи, затрудняя их выполнение или невозможным, то следует ограничить число туристов и определить, куда им можно, а куда нельзя.

 Особенность народов, проживающих на территории республики, заключается в том, что каждый из них имеет представление о глубинном понимании сакральной местности. Из уст пожилых людей автор этой статьи слышал, что каждый живой имеет своего бога «бойынын ичинде кудайы», который регулирует каждый его шаг и на интуитивном уровне подсказывает дальнейшие действия. С помощью знаков алтаец может познать свое предназначение.  Сакральная местность, обладающая сильной энергетикой и сам человек, могут общаться посредством проводимых ритуалов и традиционных обычаев на этой территории.

С точки зрения алтайской философии, ритуал совершают не для решения своих проблем, а чтобы благословить Алтай, отдавать излишек положительных, гармонизирующих энергий [7, с. 107]. Это своего рода знания, которые передаются из поколения в поколения, требующие бережного внимания и сохранения для будущего в целом.

Окружающая природная среда включает в себя духовные и культурные аспекты, делая её значимым источником жизни. Соблюдение традиций и обычаев, почитание природы, сакральных мест представляют важный компонент высшей системы ценностей. Поэтому исследователи, политики, экономисты и другие должны учитывать все аспекты поддерживаемости, чтобы не было подобного – осквернение сакральных мест, безразличное отношение к культурному наследию предков, ведь именно с малого начинается любовь к Родине и умение ценить окружающее.

Литература

1.         Белецкая Е.А., Яковлева Л.Е. Воздействие народной художественной культуры на самосознание личности  //    Вестник Череповецкого государственного университета. Т.1.  №3. 2012.

2.         Белокуров А.А.  Мировоззрение кочевника Евразии, как фактор традиционного культурного ландшафта Евразии  // Мир науки, культуры, образования №1(8) – 2008.

3.         Дульянинов А.Г. // Феномен сакрального в контексте туристического нарратива. [Электронный ресурс] / 2012. – Режим доступа : http://elibrary.ru|download/57699563.pdf (дата обращения 1.06.2013).

4.         Замалетдинова Л.Р. Качество жизни: понятие, структура, значение теории в решении экологической проблемы [Электронный ресурс] / 2008. – Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik_soc/99990201_West_soc_2008_2(10)/11.pdf (дата обращения 1.06.2013).

5.         Куракин Д. Ускользающее сакральное: проблема амбивалентности сакрального и ее значение для «сильной программы» культурсоциологии  // Социологическое обозрение Т. 10. № 3. 2011.

6.         Ларина Л. Архитектурно-градостроительные предложения по организации туризма на территории КПП «Уч-Энмек» // Единое культурное пространство Большого Алтая. Барнаул, 2008.

7.         Мамыев Д.И., Токова Н.И. Значение сакральных территорий в национальной культуре Алтая  // Единое культурное пространство Большого Алтая, Барнаул, 2008.

8.         Мессерли Б. Горы мира. Глобальный приоритет. М.,1999.

9.         Мудрик А.В. Сущность социализации и её особенности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/sushhnost-socializacii-i-ee-osobennosti-page-3.html (дата обращения 2.06.2013).

10.       Пюрвеев Д.Б. Архитектура мироздания – М., 2006.

11.       Суразов А. Философские размышления (1994-2006 гг.) Горно-Алтайск, 2006.

 

Комментариев пока нет