НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена проблемам глобального и национального, о роли национального самосознания в современных условиях. О влиянии национальных ценностей и национально ценностно-ориентированного сознания на общие процессы глобализации. Этническое начало, в условиях глобализации является одним из важнейших факторов, определяющих историческое будущее народа и особенно на переломных этапах социального прогресса. О значении формирования  национальной духовности в контексте гуманизации образования как процесса трансформации общечеловеческих ценностей в образовании. Затронуты проблемы укрепления правовых основ развития межнациональных отношений, о формировании общероссийской идентичности и потребности оформления и включения государства и общества на выполнение социального заказа.

 
Ключевые слова: национальное самосознание, глобальное-национальное, национальные ценности и национально ценностно-ориентированное сознание, этнополитика, этнический фактор, дестабилизирующий фактор, языковая политика, социальный заказ, социальная справедливость, межнациональное согласие.
 
 
NATIONAL CONSCIOUSNESS AND HER FUNCTIONING IN THE CONDITIONS OF MODERN RUSSIAN SOCIETY
 
Abstract.
 
The article is dedicated to issues of the global and national. It is about the role of the national self-consciousness in modern conditions. About the influence of national values and national value-oriented consciousness on general processes of globalization. In terms of globalization, the ethnic origin is one of the main factors determining the historical future of the people, most of all at the crucial points of the social progress. About the meaning of national spirituality’s formation in the context of humanization of education as a process of transformation of universal values in education. Issues of strengthening of legal bases of development of the international relations, about formation of the all-Russian identity are touched and requirements of registration and inclusion of the state and society on accomplishment of the social order.
 
Key words: national consciousness, the global-national, national values and national value-oriented consciousness, the ethnopolicy, the ethnic factor destabilizing a factor, language policy, the social order, social justice, interethnic concord.
____________________________________________________________________________
Феномен глобализации сегодня становится не просто одним из самых значимых явлений современного общества, но и определяющей категорией, отражающей особенности его развития. Глобализация открывает перед человечеством огромные возможности как появление более широкого поля взаимодействия. Это новые социально-экономические вызовы, которые могут быть негативными в силу своей природы путем изменения общественных институтов, сознания и стереотипов экономического поведения. Глобальные предложения информационных технологий, информационных телекоммуникаций, различных видов услуг развитых стран способны контролировать этот рынок и мировой порядок в том числе, навязывая иным странам свою систему ценностей и взглядов на происходящее. Сформирована так называемая база однополярного мира, где западные державы, с геополитическим доминированием США диктуют свои условия. В этой ситуации существенно возрастает проблема национального сознания и самосознания.
Страны постсоветского пространства испытывают культурный и мировоззренческий шок, где духовная составляющая входит в противоречие с проводимыми реформами. Так называемая культура глобализма предлагает россиянам отказаться от традиционной для них нормативности нравственного самосовершенствования, как от чего-то отжившего, устаревшего, мешающего человеку жить в удовольствии, она превращает человека из социокультурной личности в «человеческий фактор» развития технологии.
Изменились основные жизненные смыслы, включенные в разные формы социальной активности которые в значительной степени определяют отношение народов к окружающей их действительности и детерминируют основные модели поведения человека. Эти ценности с одной стороны определяются историей и культурой народа, а с другой – непрерывно редуцируются в процессе деятельности передаваясь из поколение в поколение.
Современное российское общество – трансформирующееся, переживающей свой новый виток модернизации, связанной со значительными изменениями в общественной и экономической жизни при которых происходит ломка старых систем ценностей, социальных идеалов, моделей поведения. Многое в таких переменах не всегда положительно рассматривается представителями той или иной нации, того или иного народа и этим в значительной степени обусловлены изменения в национальном самосознании.
Установки, культивировавшиеся в обществе рыночными отношениями, а также проводимые в стране либеральные реформы, направленные на создание западного «цивилизованного» пути развития вошли в противоречия с коллективистскими традициями российского менталитета, что порождает внутреннюю напряженность и нестабильность, является тормозом поступательного социально-экономического развития страны.
Суверенитет национальных государств подрывается неожиданно довольно окрепшими в последнее десятилетие самоорганизующимися этническими группами, будет ослаблен сверху надгосударственными организациями, а снизу подорван националистическим самоутверждением этнических групп. На кону суверенитет отдельных стран. Волна национализма несет не плодотворную самоидентификацию, а жесткое столкновение анахронических и эгоистически понимаемых интересов. Ослабление роли и потенциала государства приведет в новом веке к этническим конфликтам нового качества и размаха.
Вот уже в течении ряда лет идея единения народов России с целью ее возрождения как великой державы оказалась в центре внимания не только ученых, исследователей, но и в этнокультурных группах.
Этническая активность еще раз доказала, что в условиях трансформации общественных отношений, значимость ценностей повышается, возрастает духовная составляющая. Об этом свидетельствуют многочисленные качественные и количественные изменения, которые произошли в постсоветской России, а также с беспрецедентным ростом роли этнического фактора и национального самосознания в общественной жизни страны. Последнее выступает специфическим субъективным элементом реальности, отражает действительность происходящего в форме чувственных образов, предвосхищая практическое действие человека, придавая им целенаправленный характер.
В современных условиях появляется необходимость выяснения места национального самосознания в структуре общества и факторов, влияющих на качественные изменения в национальном самосознании. Оно является изменчивой, подвижной реальностью в психологическом облике каждого народа, в его культуре поведения и этических нормах. На него оказывают большое влияние различные факторы, так как содержание и социальные функции также подвержены изменениям.
В условиях обновления общества в различных регионах РФ активизировались этнические контакты между представителями разных национальностей, увеличилось количество вынужденных переселенцев, также возрос приток рабочей силы из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Национальное самосознание, являясь составной частью общественного сознания, впитывает в себя элементы господствующей идеологии, но при этом испытывает определенное влияние традиций, обычаев, запечатленные в национальном самосознании, обеспечивает преемственность в выборе образцов, моделей поведения представителями того или иного народа. Такая «защитная» функция не связана с возведением барьеров вокруг своего национального с целью ограждения от инонационального влияния, направлено на предупреждение возможного или действительного их игнорирования со стороны других в условиях взаимной зависимости наций и народностей нашей страны» [1, с 10].
Устойчивая этническая связь не теряет своего значения в условиях глобализации. Она переходит из сферы материальной в сферу духовной культуры и психологию, этнодифференцирующие признаки приобретают устойчивый характер. Они обусловлены этнической средой, в которой «рефлексируется этническим сознанием и самосознанием, с разным уровнем отражения этнической специфики» [2, с. 41].
Российская Федерация полиэтнична по своему составу, являет собой уникальную форму объединения наций, но нельзя отождествлять ее с нацией-государством; почти каждая нация имеет свою государственность и является самостоятельным субъектом общественных отношений.
В бывшем СССР и странах СНГ в основу национально-государственного строительства была положена этническая трактовка нации. Согласно этой концепции нация исторически и функционально предшествует государству и является основой для его формирования. Этническая концепция нации берет свое начало в классической немецкой философии (учение Гегеля). Эта концепция возобладала в полиэтничных странах Восточной и Центральной Европы (Италия, Германия, Россия, Османская империя). Наиболее четко она была сформулирована И. Сталиным и до конца 50-х годов ХХ в. воспринималась марксистскими исследователями как бесспорная истина. Ссылаясь на «Американскую энциклопедию» выпуска 1994 г., С.Ю. Иванова обращает также внимание на то, что этническая интерпретация термина стала нормативной и в западном обществоведении [3, с. 83].
В настоящее время в обществе все более осознается необходимость научно обоснованной, сориентированной на перспективу национальной политики Российского государства, учитывающей необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях, политики согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
Для решения многочисленных проблем в сфере национальной политики необходимо рассматривать структуру национальных интересов народов России. Интересы общества, интересы личности, интересы государства формируют потребность оформления и включения государства и общества на выполнение социального заказа. Социальный заказ формируется из реальных потребностей общества, способствует снижению социальной напряженности, усилению роли государственных органов власти.
Языковая политика в демократических государствах опирается на принципы равноправия языков, языкового самоопределения личности, создает широкие возможности для использования родных языков, хотя и ограничивается соответствующими ресурсами и конкретными условиями. Для обозначения языковой политики используется термин «языковое строительство», предполагающее выбор языка, определение его норм, использование в названиях улиц, селений и т.п. и представляет собой направление социальной, культурной, образовательной, издательской и, особенно, национальной политики, осуществляется как в форме отдельных мероприятий, так и в их комплексе, направляется законодательными актами.
Своего рода детерминантом развития национального самосознания в историческом плане были, помимо и на фоне действия этнопсихологических факторов, еще и реальные материальные, исторически обусловленные потребности развития общностей. Это было связано с формированием экономических общностей людей, относящихся к одним национальным группам, и определялось, прежде всего, общностью территории их проживания, на которой с течением времени формировалось единое экономическое пространство.
Этнический фактор все больше и больше проявляет себя в активизации требований национально-государственной суверенизации, при этом аналогичные процессы происходят и во многих других странах, среди других народов. Конечно, национальное самосознание каждого народа, каждой нации или народности нуждается в обстоятельном и глубоком анализе. В этой связи, чрезвычайно важно анализировать не столько политические, экономические и социальные процессы, сколько необходимость серьезной, глубокой и всесторонней оценки не просто этнического фактора вообще, а национального самосознания. Уместно напомнить утверждение Л.Н. Гумилева, что «в жизни человеческой нет ничего более нестабильного, чем социальное положение и социальные отношения» и в то же время «никакими усилиями и желаниями человек не может сменить свою этническую принадлежность». Вот почему, по его мнению, нет ничего влиятельнее того, что определяет сознание и поведение человека, - это «этническая стихия человечества», которая имеет тенденцию актуализироваться, перестраиваться и в конечном счете определять направления развития человечества [4, с. 9].
Социологические исследования показывают, что в повседневном общении, на работе и в быту люди разных национальностей демонстрируют высокий уровень доверия и толерантности друг к другу вопреки заявлениям лидеров политических партий и движений. Основы для совместного сосуществования люди видят в духовности, культуре, развитии своей самобытности, а не в открытом или скрытом противостоянии, что отвечает лишь требованиям политической элиты.
В последние годы ученые уделяют большое внимание определению национального характера, национальной психологии, национальному самосознанию. Они утверждают, что национальная индивидуальность не есть единичное, неповторимое, а представляют собой взаимосвязь и взаимообусловленность единичного и общего.
Причины социальных напряженностей, конфликтов и несправедливости, в сфере национальных отношений, в нашей стране, как и в других, заключаются в социальном кризисе, который охватывает все сферы жизнедеятельности общества. В то же время формирование межнациональных напряженностей имеют и свои специфические причины, больше всего обусловленных нарушением принципа социальной справедливости. Они имеют как глубокие исторические корни, так и факторы в современной жизни, способствующие их сохранению и углублению.
Одной из важнейших задач в современных условиях становится формирование национальной духовности и духовной личности с высоким интеллектуальным потенциалом. Особое значение в этом контексте приобретает задача гуманизации образования как процесса трансформации общечеловеческих ценностей в образовательный процесс, способствующий становлению личности как субъекта гуманитарной культуры, обладающего способностями выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром на основе личностно принятых нравственных ценностей и смыслов. Большим потенциалом реализации гуманитарного содержания образовательного процесса обладают национальные традиции, духовно-нравственный опыт предшествующих поколений с рассмотрением различных элементов национальной культуры в качестве условий и средств гуманизации и гуманитаризации образования, условием которого является изучение учебного материала на родном языке [5, с. 6].
Особого внимания заслуживают проблемы укрепления правовых основ развития межнациональных отношений, утверждения принципа правового равенства между различными национально-государственными образованиями в межгосударственных отношениях и в отношениях между отдельными этносами. Формулировка интеграции национальных культур в единое пространство общероссийской культуры представляет собой, по сути, формирование общероссийской идентичности, которая требуют уточнений некоторых понятий, таких как «национальная политика» и «родной язык».
Один тип конфликта может соединять в себе черты другого или переплетаться с другими. Дефиниция «этнополитика» предполагает этническую группу, имеющую определенные политические цели, этническое сознание которых сфокусировано на противоречиях между общественным и этническим развитием. Когда государство соблюдает относительную пропорциональность в удовлетворении потребностей всех его общностей, тогда наблюдается и бесконфликтное развитие общественного и этнического сознания, остается спокойным к процессам в обществе, иными словами, когда государство проводит политику мультикультурализма [6, с. 41].
Прогнозы относительно судеб двух основных функций национального самосознания — осознания национальной принадлежности (национальная идентификация) и обнаружения отличия себя от других (национальная дифференциация) — в рамках глобализации различны и порой прямо противоположны [7, с.16]
Стойкость инерционного мышления, сложившегося в годы советской власти и характерного для широких слоев населения, является во многом камнем преткновения на пути гармонизации и оптимизации национальных отношений. В этой связи необходимо новое осмысление и понимание национального вопроса, формирование у современного поколения всех народов целостного представления на систему этнического взаимодействия.
Основополагающие принципы Всеобщей декларации прав человека таковы, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений и на свободное выражение их, что образование должно способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами. К нарушению этих прав нельзя относиться толерантно. Интолерантность допустима только в одном отношении: не может и не должно быть толерантности к тем, кто не считает, что все люди, независимо от расы, пола, национальности имеют равное право на физическое существование и культурное развитие [8, с. 46].