Национализм и его ложные синонимы

29 октября 2016

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национализм причислен к перечню глобальных вызовов и кризисов современности, и стоит в одном ряду с сепаратизмом, политическим и религиозным экстремизмом, а также международным терроризмом[1]. На сегодняшний день одни исследователи считают национализм аналогом патриотизма, преданностью своей стране, другие - синонимом шовинизма и расизма, третьи смешивают национализм с нацизмом и фашизмом. Но действительно ли эти понятия синонимичны, и так ли страшен национализм, как его зачастую изображают?

Для того, чтобы избежать путаницы в данных коннотациях, необходимо рассмотреть вышеупомянутые термины. Для начала хотелось бы обратиться к отечественному исследователю П.И. Ковалевскому и провести границу между национализмом и патриотизмом. Он определяет национализм как беспредельную любовь и готовность к самопожертвованию за свою народность, а патриотизм как любовь и готовность к самопожертвованию за Родину[2]. В основе патриотизма лежит любовь к Отечеству, в основе национализма – любовь к своему народу, нации. Часто смешивают понятия «национализм» и «шовинизм». Политико-терминологический словарь определяет шовинизм как крайнюю форму национализма, разжигание национальной вражды и ненависти[3]. Некоторые словари определяют шовинизм как чрезмерный национализм, связанный с ненавистью или презрением к другим народам[4]. Людвиг фон Мизес разделяет эти понятия и определяет шовинизм как предрасположенность характера и ума, не ведущую к действию. Национализм, по его мнению, представляет собой доктрину, предлагающую определённый курс действий, и политику, воплощающую этот курс. Шовинизм не играет политической роли, а заключается в предположении об исключительности качеств и достижений своего народа[5].

Довольно распространённым является мнение, согласно которому расизм считается грубым национализмом, доведённым до шовинизма. Однако, не стоит смешивать понятия расизма и национализма. Расизм принимает во внимание внешние, передающиеся по наследству признаки родов или рас, преувеличивает их  по отношению к некоторым расам и уменьшает их значимость по отношению к другим[6]. Кроме того, расизм отрицает совпадение культурных и государственных границ, присущее национализму, а также деление общества по этническому, лингвистическому и конфессиональному признакам, разделяя общество по расовому, биологическому признаку и зачастую сводя идеи в сторону антисемитизма. Антисемитизм, в свою очередь, наиболее ярко выражается в идеях национал-социализма, политического движения, возникшего  в Германии и проповедовавшего крайние националистические, антисемитские, расистские и империалистические идеи[7]. Не стоит также смешивать понятия национал-социализма, фашизма и национализма. В основе этих идеологий лежат разные философии и экономические доктрины. Программа фашизма антилиберальна, данная идеология отвергает идеи демократии и утверждает неравенство людей. Кроме того, нацизм, расизм, шовинизм и фашизм объявлены международным сообществом вне закона. Национализм, в свою очередь, рассматривается многими исследователями как союзник демократии.

Французский политический деятель Алексис де Токвиль (1805-1859) и британский философ Джон Стюарт Милль (1806-1873) под национализмом понимали источник социального единства и политической стабильности в либеральном обществе. Он утверждал, что границы государства должны совпадать с границами национальностей, и боялся, что население государства будет воевать друг с другом на почве различий, позволяя государству сконцентрировать силу в своих руках недемократическим способом. Английский историк и политик Лорд Эктон (1834-1902) связывал национализм с демократией: нация, вдохновлённая демократической идеей, не может позволить своей части принадлежать другому государству. Итальянский либерал XIX века Джузеппе Мадзини (1805-1872), известный своим лозунгом «Каждой нации - государство»[8], считал демократию и национализм необходимыми предпосылками международного миропорядка. Современный политолог Гия Нодия рассматривает национализм в качестве компонента либеральной демократии. По его мнению, идеи национализма и демократии тесно связаны друг с другом, и существование одной идеи без другой не представляется возможным. Исследователь считает нацию фундаментом демократии, без которого не может быть достигнуто необходимое для демократии политическое единство. Несмотря на то, что Нодия не отрицает антилиберальную сущность национализма, он считает, что при умелом обращении национализм можно направить в нужное русло и тем самым избежать отрицательных последствий[9].

В заключение хотелось бы сказать, что не следует считать национализм сугубо негативным феноменом и ставить его в один ряд с такими понятиями как «шовинизм», «расизм», «нацизм» и «фашизм». Кроме того, не стоит считать национализм синонимом патриотизма, так как значения этих понятий имеют существенные различия. Национализм – многогранный феномен, и может рассматриваться с разных сторон, в том числе и в качестве союзника, или даже компонента, демократии

[1]Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.

[2]Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. М.: Книжный мир, 2006. С.63 – 66

[4] Политлексикон: понятия, факты, взаимосвязи: на основе нем. справ. Shubert/Klein Das Politiklexicon/ пер с нем. В.П.Любина.М.: Российская политическая энциклопедия,2013. С. 671

[5] Мизес Л. Фон. Всемогущее правительство: Тотальное государство и тотальная война. Челябинск: Социум, 2006. С. 115

[6] Политлексикон:понятия, факты, взаимосвязи: на основе нем. справ. Shubert/Klein Das Politiklexicon/ пер с нем. В.П.Любина.М.: Российская политическая энциклопедия,2013. С. 497

[7] Политлексикон:понятия, факты, взаимосвязи: на основе нем. справ. Shubert/Klein Das Politiklexicon/ пер с нем. В.П.Любина.М.: Российская политическая энциклопедия,2013. С. 348

[8] Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Алетейя, 1998. С. 162

[9]Нечаев В.Д., Филиппов А.В. Вся политика. Хрестоматия.  М.: Издательство «Европа», 2006. С. 403-407

Комментариев пока нет