Мораль и политика - какая связь? Некоторые подходы к изучению вопроса.

29 октября 2016

Мораль – одна из первых форм общественного сознания. Проблему нравственности и добродетели в политике ставил еще Аристотель в античности. Уже тогда мораль выступала одним из регуляторов поведения людей практически во всех сферах общественной жизни. В учении Аристотеля добродетель играет ключевую роль, как в общественных отношениях, так и в политической сфере жизни общества. Аристотель связывал политику и мораль через категории нравственности и добродетели, которыми должен руководствоваться любой политик.

Мораль эволюционирует от общества к обществу с течением истории. Таким образом, например, в СССР мораль регламентировалась моральным кодексом строителя коммунизма.

Мораль опирается на силу убеждения общественной мысли, традиций, воспитания, и обосновывается в виде идеалов добра, зла, справедливости и так далее. Существенное отличие морали от права заключается в отсутствии институционального принуждения к выполнению и следованию нормам морали. Мораль регулируется лишь посредством духовного воздействия между людьми, а именно общественными оценками, осуждением, одобрением и т.п. Являясь одной из наиболее ранних форм общественного сознания, мораль постоянно наполняется новым содержанием, соответствующим конкретной стадии исторического развития общества. Ключевая особенность моральных норм и принципов состоит в том, что они формируются в процессе общественных отношений и являются отражением взглядов конкретного общества на идеалы добра и зла. В связи с этим, необходимо выделить некоторые ключевые особенности морали, имеющие ключевое значение в вопросе связи ее с политикой:

  • -Мораль есть внутреннее убеждение субъекта, формирующееся в результате саморефлексии; в идеале, субъект следует этому убеждению вне зависимости от неких меняющихся обстоятельств его жизни;
  • -Это убеждение субъект проецирует и на все общество, частью которого он является, соответственно, воспринимая данное убеждение, как правило, для всех;
  • -Таким образом, мораль есть единство общего и частного, универсальное правило для всех и регулятор поступков «моих» и «твоих»;
  • -Мораль как убеждение, осознание личного долга есть сфера исключительно личной ответственности, которую не могут снять никакие прочие обстоятельства и соображения;
  • -Мораль предстает как требование, предъявляемое субъектом как самому себе, так и обществу, миру.

Политика же, в современном обществе является миром многообразных отношений, деятельности, связей, поведения людей в отношении власти и управления обществом. На данном этапе, политику можно охарактеризовать как науку и как искусство. Наукой она стала с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, что помогает целенаправленно влиять на политическую жизнь. Одновременно политика является и искусством, так как имеет дело с субъективностью политических процессов и предполагает в определенной степени творческий подход к решению определенных задач.

Политика – в высоком смысле этого слова – не карьера, тщеславие или властолюбие, но служение интересам народа – всего народа в целом: «Политика – это наука царствовать, устраивать счастье и благоденствие не только государя, но и всего народа». [1]

Политика, служащая низким помыслам и корыстным целям, само собой, превращается в нечто «грязное» или безнравственное. Моральные нормы используются для, например, оценки политического курса в целом или оценки деятельности отдельных лиц. Моральные нормы удерживают людей от крайних форм поведения, а так же, так или иначе, ограничивают политику.

Тема морали исследовалась учеными еще со времен Аристотеля. Она нашла отражение в трудах таких авторов как Макиавелли, Гоббс, Кант. Тема морали затрагивается вскользь и в таких фундаментальных работах о политике как, например, «Политика как призвание и профессия» Вебера.

Отношение Томаса Гоббса к связи морали и политики можно охарактеризовать следующей его фразой: «Естественные законы безмолвствуют в естественном состоянии». [2] Естественные законы, о которых идет речь в данном высказывании – ни что иное как законы морали. Естественное состояние – внеполитическое существование людей. Известно, что в теории Томаса Гоббса естественное состояние означает войну всех против всех. Из акцента, поставленного на том, что законы именно естественные, можно утверждать, что по мнению Гоббса, законы морали известны людям всегда, что так же следует из приведенных выше определений данного понятия (особая форма общественного сознания, возникшая раньше других регуляторов человеческого поведения в обществе). По мнению Гоббса, мораль общеизвестна, но бесполезна в силу того, что ее законы и нормы не регулируют практическую жизнь людей.

В работах, например, Канта, говорится о претензиях теоретической этики на предписание политике ее содержания, или, как минимум, целей и допустимых средств их достижения. На простейшем же уровне – мораль связывается с политикой посредством оценок политических явлений через призму таких категорий как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Хочется подчеркнуть достаточно интересное, и, по своему забавное наблюдение Давида Юма о сути политики: «Политические писатели в качестве максимы установили то, что при продумывании любой системы правления и определении конституционных сдержек и форм контроля в каждом человеке нужно предполагать мошенника, не имеющего в своих действиях никакой цели помимо частного интереса» [3] (следует отметить, что в данном контексте отношения морали и политики скорее стоит рассматривать «снизу», чем «сверху», т.е. суть проблемы заключается в моральной ориентации общества, действий людей в целом, а не отдельных профессиональных политиков).

О нравственности политики говорил выдающийся русский философ Б.Н. Чичерин. Для него государство – есть союз, призванный исполнять известные общественные цели. Их совокупность сводится к понятию об общем благе, осуществление которого есть раскрытие государственной идеи. По мнению Чичерина, «политический деятель должен иметь ясное понятие о состоянии и потребностях общества…; ясно осознавать и самые цели, которые можно иметь ввиду при существующих условиях, определеить, что на практике исполнимо и что должно быть отложено».[4]

Человека отличает от животного такой важный аспект жизнедеятельности как целеполагание. Человеком ставятся определенные цели, подыскиваются средства для их осуществления. В политике господствующее начало есть отношение цели и средств. Высшей целью политики является общее благо, и политикой уже априори является только та деятельность, которая направлена на его достижение. Соответственно, можно с уверенностью сказать, что нравственность политики определяет степень ее направленности на достижение общего блага.

Современные отечественные исследователи отмечают, что политика может быть моральной и аморальной, но не может быть безморальной, так как всегда выражает конкретные интересы людей, имеет определенные оценочные результаты, использует соответствующие методы и средства, преследует определенные цели. В здоровом обществе мораль и политика должны стремиться к гармонии. Разбалансированность во взаимоотношениях морали и политики приводит к коррозиям в обществе, в лице таких феноменов как коррупция.

[1] Новиков Н. И. Избранные произведения. М.; Л., 1954

[2] Гоббс. Т. О гражданине (гл.5)//Гоббс Т. Избр. Произв.: В 2 т. М.: Мысль, 1964. Т.1. С. 343.

[3] Hume D. Of the Independency of Parliament//Hume D. Essays Moral, Political and Literary/Ed. E.F. Miller. Indianapolis: Liberty Fund, 1985. P.42

[4] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки Ч. З. Политика. - М., 1898. - С.2.

Комментариев пока нет