Есть мнение

Могут ли органы местного самоуправления обеспечить безопасность граждан?

29 октября 2016

 Вопрос сложный, а с учетом последних событий, произошедших в Раменском – актуальный.

Сегодня ночью в поселке Раменский сельского поселения Куликовское Дмитровского района Московской области произошло возгорание в одноэтажном здании психоневрологической больницы № 14.

В здании находился 41 человек, в том числе 3 человека медицинского персонала. К месту пожара были немедленно направлены пожарные расчеты. По прибытию к месту пожара происходило горение здания по всей площади.

Спасены 3 человека. Погибло 38 людей…

Заместитель главного врача сгоревшей в поселке Раменский Московской области психиатрической больницы в прошлом году привлекался к ответственности из-за выявленных нарушений требований пожарной безопасности, сообщил директор Департамента надзорной деятельности МЧС России Юрий Дешевых. Также Дешевых отметил, что проверки в клинике проводились в прошлом году. При этом он подчеркнул, что в августе прошлого года все недостатки были устранены. Кроме того, он заметил, что ближайшая пожарная часть расположена в 50 километрах от места трагедии, что не соответствует нормативам.

«Такая удаленность пожарной части не соответствуют нормам, предусмотренным техническим регламентом о пожарной безопасности, согласно которому норматив прибытия пожарных на место в сельской местности должен составлять не более 20 минут».

За создание пожарных частей в населенных пунктах отвечают местные власти, отмечает информационный портал «МЧС-Медиа».

 В начале своего становления, МЧС России (ГКЧС РФ)  отвечало за все ЧС в стране, кроме пожаров, пожарная охрана относилась к МВД России. Но вопрос не в этом.

С начала, если не ошибаюсь, 2000-х годов МЧС России начало заключать Соглашения с органами исполнительной власти субъектов по разграничению и передачи части полномочий в области ГОЧС. С 2003 года, когда в состав МЧС окончательно вошла пожарная охрана, местные власти стали отвечать, в том числе и за обеспечение пожарной безопасности.

К 2013 году, в соответствие с законодательством имеем следующее:

ФЗ №69 «О пожарной безопасности»:

 ст. 11.1. Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.  Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

ст. 19. К полномочиям ОМСУ по обеспечению пожарной безопасности относится:

….

…принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы…

ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

ст.14. Вопросы местного значения поселения:

п.8. участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

п.9. обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статья 14.1. Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений:

п.8.1. создание муниципальной пожарной охраны.

ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разъясняет понятие «первичные меры пожарной безопасности»:

ст. 63. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

 п.1. реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Конечно, не стоит забывать об одной из особенностей данного ФЗ, в части, касающейся полномочий муниципального района, коим и является Дмитровский район. В полномочиях муниципального района нет четкого пункта об обеспечении пожарной безопасности. Хотя, пункт 21 статьи 15. Вопросы местного значения муниципального района» содержит в себе следующее:

- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

С другой стороны, сельское поселение Куликовское по вышеупомянутому ФЗ №69 имеет право на создание собственных частей пожарной охраны. В конце концов, можно создать и подразделение ДПО. Все зависит от желания и средств. И желание, я уверен, первичнее. А Московская область, насколько я разумею в этом вопросе – один из самых богатых регионов РФ, естественно, недотационный. Деньги в Правительстве есть. Есть полномочия. Но нет результата. Да, горит нечасто. Но если уж горит, то 38 человек, и обязательно такие незащищенные слои – или старики, или вот теперь, люди с душевными расстройствами.

Я не противник системы муниципального управления, не обвиняю всех поголовно ответственных муниципальных служащих. Но люди гибнут, массово гибнут.
Теперь мы подошли к сути темы – а стоит ли оно того? Может ли муниципальная власть содержать аварийно-спасательные формирования, пожарную охрану в постоянной готовности? Есть ли у нее желание создавать эти подразделения? И не пора ли поставить вопрос на федеральном уровне о пересмотре некоторых статей, касающихся разграничения полномочий субъектов и федерального центра?

Быть может, я ошибаюсь, упускаю что-то из вида и неправ. Жду комментариев.

Между тем, глава МЧС В.А. Пучков предложил усилить меры безопасности социально-значимых объектов. В частности, надзорным органам было поручено проверить персонал подобных учреждений на предмет готовности к эвакомероприятиям.

И мы снова действуем "по следам".

Комментарии 20

<p>
Михаил, проблема поставлена, полагаю, верно. Но все же, скорее всего, дело даже не в полномочиях и, похоже, не в деньгах. Система государственного и муниципального управления сложилась такой в России потому, что наша страна продолжает оставаться, как пишет профессор С.Г. Кордонский, "поместной федерацией".
</p>
<p>
Это означает, что задачи, поставленные властью перед обществом еще в досоветский и советский периоды не решены (освоение пространства Евразии и превращение его в комфортное для жизни пространство, справедливое распределение ресурсов и т.д.). В результате Россия до сих пор состоит из разных "кусочков" - которых в стране огромное количество. Управлять этими разными кусочками из единого центра невозможно, но при этом доверия нет ни между различными ораганами власти, ни между властью и обществом. Я выхода из этой ситуации не вижу. А Вы?
</p>
<p>
Да зачем же все так <strong>усложнять</strong>, Сергей Анатольевич)?
</p>
<p>
Есть положения закона, которые во многих МунО успешно, в принципе, функционируют - значит работать в России можно, если этого хочешь, конечно. Некоторые главы Администраций, например, офицеры запаса, - они как никто понимают важность мероприятий по ГОЧС, и как результат - налаженая система, оснащенные службы.
</p>
<p>
А кто-то безответственно подходит к этому вопросу. В первую очередь даже не местные власти, а руководители организаций. Уж сколько я, к сожалению, лежал в разных больницах - и в химкинской, и в московских - картина одна - высотные здания, эваковыходы закрыты, извещателей нет (или там батареек нет)...И тут в какое бы время не приехал пожарный расчет - определенное кол-во людей точно обречены.
</p>
<p>
Резюмируя, скажу, что на мой взгляд, проблема то на поверхности - халатность. А кризис системы - отговорка для пенсионерок на лавочке.
</p>
<p>
Я понял, КАК Вы видите способ решения поставленной Вами проблемы. Однако не могу согласиться с тем, что борьба с халатностью приведет к решению проблемы. Наоборот, я уверен, что ничего это не решит. Доказательства? Пожалуйста, по аналогии с армией.
</p>
<p>
Во время работы в Аппарате Министра обороны группа моих товарищей (нас был трое) посчитали: сколько должно быть времени в сутках, чтобы командир полка реально мог выполнить всё то, что ему предписывается уставами. Получилось что то около 564 часов. При желании, можно любого командира/начальника сделать "козлом отпущения" за что угодно.
</p>
<p>
Ваше предложение из этой же серии (я на Вас лично не нападаю, а всего лишь разъясняю свою позицию). Дело (проблема) не в ответственности или в безответственности. Мы (Россия) настолько большая страна и настолько разнообразная, настолько экономически, социально и политически раздробленная, что все попытки повысить ее управляемость, в условиях тотального отсутствия доверия у всех ко всем, опять приведут к максимальной централизации. Но это вновь путь в тупик.
</p>
<p>
Впрочем, мы можем дрессировать и централизовать друг друга до бесконечности, можем ставить на ключевые должности ответственных (людей в погонах) и суперответственных людей. Всё это уже было, читайте произведения В. Ключевского, С. Пивоварова и т.д. Однако к эффективному управлению эти меры не имеют и не будут иметь отношения. Всё опять закончится выяснением отношений (свой-чужой, лояльный-не лояльный и т.п.). Увы.
</p>
<p>
Да я не захожу так далеко.
</p>
<p>
Я задаюсь лишь одним вопросом в этой статье - <strong>что мешает многим ОМСУ в Подмосковье исполнять полномочия по ГОЧС? </strong>Нехватка времени? Ну, спорно ведь. В моем местном территориальном управлении замначальника управления (кстати, выпускник АГЗ 2003 года) - отвечает за ЖКХ, стройку и полностью за ГОЧС. Успевает все (тьфу-тьфу).
</p>
<p>
Нехватка средств? Ну, может быть, не дает субъектовый бюджет деньги в бюджеты муниципальных образований. Тут, наверное, надо выбирать приоритеты - безопасность населения или еще что-то. В конце концов, можно попросить помощи у Москвы, ибо в этом плане мы с ней сотрудничаем очень хорошо (Москва сама заинтересована в безопасности области, так как загородной зоны у неё своей нет).
</p>
<p>
А может, надежда на "авось", или растрата средств? Ну что же еще надо сделать, чтобы люди не гибли в тех местах, где они по определению гибнуть не должны...
</p>
<p>
Что-то студентов наших не слышно, особенно ГМУ со специализацией "УВЧС". Может у них есть идеи, все-таки свежий взгляд.
</p>
<p>
Последний вопрос - хороший вопрос. Могу дать возможность выступить на занятиях по дисциплине "Система государственного и муниципального управления". Возможно, узнаете что то новое для себя. Хотя сомнительно. Скорее всего, услышите, что большинство из них работать в МЧС не планирует, либо они просто не поймут: какое отношение эта проблема имеет к их будущей профдеятельности. Увы.
</p>
<p>
Хотите выступить перед студентами?
</p>
<p>
Разве первый вопрос не хороший)?<br />
 
</p>
<p>
Хм. Ну, тогда меня до сих пор продолжает удивлять, зачем ребята идут в такие профильные ВУЗы, которые готовят специалистов со специфическими задачами, чтобы потом не работать там. Специальность ГМУ без специализации "УвЧС" имеется чуть ли не во всех высших учебных заведениях страны) МЧС их обучает, им преподаются спец. дисциплины...стоит ли тогда на них тратить время, если они заранее знают, что уйдут в другие сферы? На мой взгляд, проблемы муниципальной власти с обеспечением мероприятий ГОЧС - именно их профиль. Во всяком случае, лично меня готовили к этому.
</p>
<p>
Сергей Анатольевич, а Вы лично их для какой сферы готовите? Вы не берете во внимание их специализацию?
</p>
<p>
И это хороший вопрос. Отвечаю. Готовит специалистов ГМУ не только кафедра ГМУ, и не только Мельков, а Академия - ведомственный вуз. Однако, когда я стал работать в АГЗ, то вдруг с удивлением для себя обнаружил несколько "странных" моментов:
</p>
<p>
- ни один из обучающихся за счет бюджета студент по специальности ГМУ <strong>не</strong> РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ в МЧС России;
</p>
<p>
- во всех учебных планах и программах, которые в рамках госстандарта  2-го поколения стала вести наша кафедра, ни слова не было об МЧС;
</p>
<p>
- отдел кадров и иные структурные подразделения Академии не занимаются студентами, они "чужие" в Академии. И это при том, что сегодня более чем треть обучаемых - это обучаемые по специальности/направлению подготовки ГМУ.
</p>
<p>
Не правда ли, странно?!
</p>
<p>
А вот в учпланах и учпрограммах в рамках ФГОС нет даже специализации/профиля.
</p>
<p>
Чуть более года назад замминистра Попов проводил совещание с теми, кто готовит в МЧС специалистов ГМУ. Любопытное было мероприятие, но на его вопрос: кто в МЧС является заказчиком специалистов, ни один начальник ничего не сказал. 
</p>
<p>
Резюме: "валик" (также как и Колобок) сам движется только в сказках. А пока кроме меня его в АГЗ никто не катает. Надеюсь, выразился ясно?!
</p>
<p>
Мнение ясно. В общем, от темы статьи то мы отвлеклись=) Но не ответить не могу, ибо имею такие факты:
</p>
<p>
1) На протяжении всего существования академии студенты никогда не распределялись никуда, если я понял правильно Вас. Каждый трудоустраивался сам. Однако, с 2006 года, когда появился первый раз набрали студентов "ГМУ" все выпуски регулярно получают предложения от органов МЧС России. Первый выпуск - 2011 года - большинство трудоустроились в МЧС. В нашем выпуске - 6 человек уже трудоустроены в тех или иных органах Министерства(остальные работают в тех организациях, где работали до окончания АГЗ). К этому добавьте то, что наша Академия - единственный ВУЗ, где студентов ГМУ обучают вопросам моб. подготовки и мобилизации. Запроса может быть и нет, но спрос есть;
</p>
<p>
2) Тем не менее, в вопросах к КГЭ в рамках дисциплины "СГМУ" третий год подряд присутствуют вопросы, касающиеся взаимодействия ОИВ субъектов и ОМСУ с органами МЧС России. Получается, на занятиях эти вопросы не освещаются, но в КГЭ есть. И студенту все равно приходится поднимать эти вопросы, чтобы подготовиться к успешной сдаче итоговой аттестации;
</p>
<p>
3) Если Вы насчет практики, то мой выпуск не ощутил этой проблемы - все, кто хотел практиковаться в АГЗ эту возможность получили. Но сейчас, конечно, Вы лучше знете, как обстоит отношение к студентам в АГЗ, тут я пасую;
</p>
<p>
4) Тоже это заметил. Но это почему-то касается только студентов ГМУ - у всех остальных специальностей профиль  присутствует. При этом, дисциплин, в той или иной степени касающихся безопасности,  в новом учебном плане направления "ГМУ" стало больше по сравнению с нашим планом (например, добавилась дисциплина "Противодействие терроризму").
</p>
<p>
Лично я из всего этого могу сделать только один вывод - наши студенты ГээМУшники должны уметь организовать в любом органе власти мероприятия по защите всего, что надо защищать, от ЧС. Поэтому, на мой взгляд, вопрос, поднятый в статье, является одним из актуальнейших для них.
</p>
<p>
Теоретически да, практически - нет.
</p>
<p>
Ну, посмотрим по выпуску, пригодится на практике или нет. Даже если никто не пойдет в МЧС - какой сферой они будут заниматься в органах власти? Моб. работой, ГОЧС, или надзором. Ведь мы не готовим менеджеров по PR, работе с клиентами. Да для этого и высшее образование не нужно.
</p>
<p>
Михаил, проблема поставлена, полагаю, верно. Но все же, скорее всего, дело даже не в полномочиях и, похоже, не в деньгах. Система государственного и муниципального управления сложилась такой в России потому, что наша страна продолжает оставаться, как пишет профессор С.Г. Кордонский, "поместной федерацией".
</p>
<p>
Это означает, что задачи, поставленные властью перед обществом еще в досоветский и советский периоды не решены (освоение пространства Евразии и превращение его в комфортное для жизни пространство, справедливое распределение ресурсов и т.д.). В результате Россия до сих пор состоит из разных "кусочков" - которых в стране огромное количество. Управлять этими разными кусочками из единого центра невозможно, но при этом доверия нет ни между различными ораганами власти, ни между властью и обществом. Я выхода из этой ситуации не вижу. А Вы?
</p>
<p>
Да зачем же все так <strong>усложнять</strong>, Сергей Анатольевич)?
</p>
<p>
Есть положения закона, которые во многих МунО успешно, в принципе, функционируют - значит работать в России можно, если этого хочешь, конечно. Некоторые главы Администраций, например, офицеры запаса, - они как никто понимают важность мероприятий по ГОЧС, и как результат - налаженая система, оснащенные службы.
</p>
<p>
А кто-то безответственно подходит к этому вопросу. В первую очередь даже не местные власти, а руководители организаций. Уж сколько я, к сожалению, лежал в разных больницах - и в химкинской, и в московских - картина одна - высотные здания, эваковыходы закрыты, извещателей нет (или там батареек нет)...И тут в какое бы время не приехал пожарный расчет - определенное кол-во людей точно обречены.
</p>
<p>
Резюмируя, скажу, что на мой взгляд, проблема то на поверхности - халатность. А кризис системы - отговорка для пенсионерок на лавочке.
</p>
<p>
Последний вопрос - хороший вопрос. Могу дать возможность выступить на занятиях по дисциплине "Система государственного и муниципального управления". Возможно, узнаете что то новое для себя. Хотя сомнительно. Скорее всего, услышите, что большинство из них работать в МЧС не планирует, либо они просто не поймут: какое отношение эта проблема имеет к их будущей профдеятельности. Увы.
</p>
<p>
Хотите выступить перед студентами?
</p>
<p>
Да я не захожу так далеко.
</p>
<p>
Я задаюсь лишь одним вопросом в этой статье - <strong>что мешает многим ОМСУ в Подмосковье исполнять полномочия по ГОЧС? </strong>Нехватка времени? Ну, спорно ведь. В моем местном территориальном управлении замначальника управления (кстати, выпускник АГЗ 2003 года) - отвечает за ЖКХ, стройку и полностью за ГОЧС. Успевает все (тьфу-тьфу).
</p>
<p>
Нехватка средств? Ну, может быть, не дает субъектовый бюджет деньги в бюджеты муниципальных образований. Тут, наверное, надо выбирать приоритеты - безопасность населения или еще что-то. В конце концов, можно попросить помощи у Москвы, ибо в этом плане мы с ней сотрудничаем очень хорошо (Москва сама заинтересована в безопасности области, так как загородной зоны у неё своей нет).
</p>
<p>
А может, надежда на "авось", или растрата средств? Ну что же еще надо сделать, чтобы люди не гибли в тех местах, где они по определению гибнуть не должны...
</p>
<p>
Что-то студентов наших не слышно, особенно ГМУ со специализацией "УВЧС". Может у них есть идеи, все-таки свежий взгляд.
</p>
<p>
Я понял, КАК Вы видите способ решения поставленной Вами проблемы. Однако не могу согласиться с тем, что борьба с халатностью приведет к решению проблемы. Наоборот, я уверен, что ничего это не решит. Доказательства? Пожалуйста, по аналогии с армией.
</p>
<p>
Во время работы в Аппарате Министра обороны группа моих товарищей (нас был трое) посчитали: сколько должно быть времени в сутках, чтобы командир полка реально мог выполнить всё то, что ему предписывается уставами. Получилось что то около 564 часов. При желании, можно любого командира/начальника сделать "козлом отпущения" за что угодно.
</p>
<p>
Ваше предложение из этой же серии (я на Вас лично не нападаю, а всего лишь разъясняю свою позицию). Дело (проблема) не в ответственности или в безответственности. Мы (Россия) настолько большая страна и настолько разнообразная, настолько экономически, социально и политически раздробленная, что все попытки повысить ее управляемость, в условиях тотального отсутствия доверия у всех ко всем, опять приведут к максимальной централизации. Но это вновь путь в тупик.
</p>
<p>
Впрочем, мы можем дрессировать и централизовать друг друга до бесконечности, можем ставить на ключевые должности ответственных (людей в погонах) и суперответственных людей. Всё это уже было, читайте произведения В. Ключевского, С. Пивоварова и т.д. Однако к эффективному управлению эти меры не имеют и не будут иметь отношения. Всё опять закончится выяснением отношений (свой-чужой, лояльный-не лояльный и т.п.). Увы.
</p>
<p>
Разве первый вопрос не хороший)?<br />
 
</p>
<p>
Хм. Ну, тогда меня до сих пор продолжает удивлять, зачем ребята идут в такие профильные ВУЗы, которые готовят специалистов со специфическими задачами, чтобы потом не работать там. Специальность ГМУ без специализации "УвЧС" имеется чуть ли не во всех высших учебных заведениях страны) МЧС их обучает, им преподаются спец. дисциплины...стоит ли тогда на них тратить время, если они заранее знают, что уйдут в другие сферы? На мой взгляд, проблемы муниципальной власти с обеспечением мероприятий ГОЧС - именно их профиль. Во всяком случае, лично меня готовили к этому.
</p>
<p>
Сергей Анатольевич, а Вы лично их для какой сферы готовите? Вы не берете во внимание их специализацию?
</p>
<p>
Теоретически да, практически - нет.
</p>
<p>
Мнение ясно. В общем, от темы статьи то мы отвлеклись=) Но не ответить не могу, ибо имею такие факты:
</p>
<p>
1) На протяжении всего существования академии студенты никогда не распределялись никуда, если я понял правильно Вас. Каждый трудоустраивался сам. Однако, с 2006 года, когда появился первый раз набрали студентов "ГМУ" все выпуски регулярно получают предложения от органов МЧС России. Первый выпуск - 2011 года - большинство трудоустроились в МЧС. В нашем выпуске - 6 человек уже трудоустроены в тех или иных органах Министерства(остальные работают в тех организациях, где работали до окончания АГЗ). К этому добавьте то, что наша Академия - единственный ВУЗ, где студентов ГМУ обучают вопросам моб. подготовки и мобилизации. Запроса может быть и нет, но спрос есть;
</p>
<p>
2) Тем не менее, в вопросах к КГЭ в рамках дисциплины "СГМУ" третий год подряд присутствуют вопросы, касающиеся взаимодействия ОИВ субъектов и ОМСУ с органами МЧС России. Получается, на занятиях эти вопросы не освещаются, но в КГЭ есть. И студенту все равно приходится поднимать эти вопросы, чтобы подготовиться к успешной сдаче итоговой аттестации;
</p>
<p>
3) Если Вы насчет практики, то мой выпуск не ощутил этой проблемы - все, кто хотел практиковаться в АГЗ эту возможность получили. Но сейчас, конечно, Вы лучше знете, как обстоит отношение к студентам в АГЗ, тут я пасую;
</p>
<p>
4) Тоже это заметил. Но это почему-то касается только студентов ГМУ - у всех остальных специальностей профиль  присутствует. При этом, дисциплин, в той или иной степени касающихся безопасности,  в новом учебном плане направления "ГМУ" стало больше по сравнению с нашим планом (например, добавилась дисциплина "Противодействие терроризму").
</p>
<p>
Лично я из всего этого могу сделать только один вывод - наши студенты ГээМУшники должны уметь организовать в любом органе власти мероприятия по защите всего, что надо защищать, от ЧС. Поэтому, на мой взгляд, вопрос, поднятый в статье, является одним из актуальнейших для них.
</p>
<p>
И это хороший вопрос. Отвечаю. Готовит специалистов ГМУ не только кафедра ГМУ, и не только Мельков, а Академия - ведомственный вуз. Однако, когда я стал работать в АГЗ, то вдруг с удивлением для себя обнаружил несколько "странных" моментов:
</p>
<p>
- ни один из обучающихся за счет бюджета студент по специальности ГМУ <strong>не</strong> РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ в МЧС России;
</p>
<p>
- во всех учебных планах и программах, которые в рамках госстандарта  2-го поколения стала вести наша кафедра, ни слова не было об МЧС;
</p>
<p>
- отдел кадров и иные структурные подразделения Академии не занимаются студентами, они "чужие" в Академии. И это при том, что сегодня более чем треть обучаемых - это обучаемые по специальности/направлению подготовки ГМУ.
</p>
<p>
Не правда ли, странно?!
</p>
<p>
А вот в учпланах и учпрограммах в рамках ФГОС нет даже специализации/профиля.
</p>
<p>
Чуть более года назад замминистра Попов проводил совещание с теми, кто готовит в МЧС специалистов ГМУ. Любопытное было мероприятие, но на его вопрос: кто в МЧС является заказчиком специалистов, ни один начальник ничего не сказал. 
</p>
<p>
Резюме: "валик" (также как и Колобок) сам движется только в сказках. А пока кроме меня его в АГЗ никто не катает. Надеюсь, выразился ясно?!
</p>
<p>
Ну, посмотрим по выпуску, пригодится на практике или нет. Даже если никто не пойдет в МЧС - какой сферой они будут заниматься в органах власти? Моб. работой, ГОЧС, или надзором. Ведь мы не готовим менеджеров по PR, работе с клиентами. Да для этого и высшее образование не нужно.
</p>