Латентные конфликты и риски в полиэтнической среде Республики Алтай (на примере Чойского и Чемальского районов Республики Алтай)

29 октября 2016

Латентные конфликты и риски в полиэтнической среде Республики Алтай

(на примере Чойского и Чемальского районов Республики Алтай)

 

                                                                                           Литягин Е.В., Буханько И.С.

 

Аннотация. В статье представлены некоторые результаты НИР Министерства образования и науки РФ: «Комплексный мониторинг латентных конфликтов и рисков в полиэтнической среде Республики Алтай» (2014-2016гг.) Целью проекта является выявление латентных конфликтов; анализ уровня и факторов социальной напряженности; разработка программы по профилактике конфликтности в межнациональных, социально-экономических, политических и религиозно-духовных отношениях.

Ключевые слова:  безопасность, идеология, латентный конфликт, нация, политический процесс, национальное самосознание, сепаратизм, социальная напряженность, риски, религия, этнос, экстремизм.

 

Теоретической базой выполняемого нами исследования являются результаты социологических исследований, проведенных в предыдущие годы в Республике Алтай, в ходе которых было выявлено, что одной из основных причин конфликтогенности российского общества, провоцирующей рост социальной напряженности в межнациональных, социально-экономических, политических отношениях выступает идейно-ценностный кризис. Россия, лишенная на протяжении длительного времени собственной внятной идеологической конструкции, вынуждена была копировать западную модель, обрекая себя на слом традиционных, коренных общественных ценностей и перманентное отставание от «образца».

Отсутствие единого центростремительного духовно-ценностного фундамента российского общества и основанной на нем четкой и эффективной национальной политики усиливает сепаратизм национально-этнических групп, подогревает религиозный экстремизм и желание обосновать избранность одних и неполноценность других, что приводит к различного рода конфликтам — от латентных противостояний до вооруженных столкновений.

В данной статье представлены лишь некоторые результаты комплексного исследования включающего в себя все районы Республики Алтай и г. Горно-Алтайск, а также использование различных социологических методов сбора социальной информации. Данная работа рассчитана на 3 года и предполагает публикацию 3 коллективных монографий.

В результате проведенного в июне 2014 г. исследования были опрошены жители Чойского и Чемальского районов Республики Алтай. Выборочная совокупность составила 302 респондента и была сформирована на основе статистических данных по полу, возрасту, сфере занятости и национальности, а погрешность при сборе социальной информации не превысила допустимые 3%, что является показателем репрезентативности и достоверности данного исследования.

Вводный вопрос анкеты: Вам нравится жить в Вашем населенном пункте? был нацелен на выявление уровня удовлетворенности респондентов их средой проживания. Результаты опроса показали, что большинство населения чувствует себя абсолютно комфортно - 63,2%, еще 26,2% опрошенных выбрали вариант ответа «скорее да, терпимо», хотя и высказали определенные недостатки в условиях жизни, 7,6% респондентов многое не устраивает, но менять место проживания не собираются и лишь 2,6% настолько неудовлетворенны условиями проживания, что «уехали бы при первой возможности».

Анализ представленных вариантов ответов по сфере занятости, национальной принадлежности и полу респондентов не выявил каких-либо заметных различий, лишь распределение в зависимости от возраста респондентов обнаружило, что желающие сменить место жительства это люди двух возрастных групп: 27 - 40 лет и 61 год и старше. Примечательно, что среди молодых (до 27 лет) ни кто не выразил желание сменить место жительства «при первой возможности». 

При изучении причин жизненных трудностей, респондентам был задан полуоткрытый вопрос, содержащий готовые варианты ответа и возможность сформулировать свой, при этом можно было выбрать несколько вариантов. В результате среди основных причин были отмечены: администрация села - 16,2%; коррупция и преступность – 12,8%; «виноват сам» - 12,2%; Правительство Республики Алтай и «обстоятельства» – по 11,2% соответственно; государство РФ – 10,1%. Кроме этого, были озвучены такие причины, как: эмигранты; инфраструктурные недостатки (плохие дороги, трудности пассажирского транспортного сообщения, ЖКХ, отсутствие школ и детских садов);  низкая оплата труда и размер пенсии; алкоголизм; безработица;  разрушение института семьи и другие. Лишь 5,6% опрошенных утверждают, что не имеют жизненных трудностей и у них все хорошо.

Самыми значимыми идейными и морально-нравственными ценностями для жителей остаются: справедливость (17,9%), добро (13,9%), порядочность и честность (13,8%), взаимовыручка и взаимопонимание (12,0%), коллективизм (6,8%), свобода (6,8%), равенство (6,7%); государственность (5,7%); скромность (5,6%). Ценности присущие либеральной идеологии оказались среди самых непопулярных в обществе: карьера; богатство; конкуренция; удовольствие; эгоизм и т.п. набрали менее 2% от количества опрошенных.

Нужно заметить, что справедливость как морально-нравственная ценность одинаково важна для всех жителей, не зависимо от национальности. А вот доброта как ценность не столь однозначна для всех национальностей, проживающих на территории 2-х районов республики: русские, казахи и представители других национальностей высоко оценивают значимость данной морально-нравственной ценности (от 63,6% и выше), а представители алтайского народа оценивают значимость доброты ниже прочих (49,1%).

Для изучения степени сохранения и распространенности традиций среди представителей разных национальностей респондентам был задан вопрос: «Насколько Вы знаете обычаи и традиции своего народа и соблюдаете их?». Результаты ответов выявили достаточно низкий уровень сохранения и функционирования культурных традиций в современном социуме. Так, знают очень хорошо и соблюдают обычаи и традиции своего народа лишь 8,9% опрошенных. 44,7% знают достаточно хорошо обычаи и традиции своего народа, но соблюдают отчасти, и 36,1% респондентов обычаи и традиции своего народа знают лишь отчасти и практически не соблюдают. 9,9% не знают и не соблюдают обычаи и традиции своего народа.

Уровень патриотизма в обществе был выявлен в ответах на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете при упоминании, что Вы гражданин России?». Результаты опроса показали, что подавляющее большинство (74,5%) выбрали вариант «гордость». Примечательно, что год назад (май 2013 г.) этот показатель на 8% был меньше и составлял 66,5%. Иные чувства распределились так: 10,6% - безразличие, 3,3% - разочарование, 3% стыд, 2% - обида и 6,6% иные варианты или затруднились ответить. Различия среди возрастных групп проявились следующим образом: самый высокий процент тех, кто гордится российским гражданством, это люди 20-26 лет, именно среди них 90% выразили данное отношение. Достаточно высокий процент безразличия среди жителей 2 возрастных групп: 18,8% - 14-19 лет и 16,5% - 27-40 лет. Самый высокий процент разочарования (4,8%) в группе 41-60 лет. В зависимости от национальности респондентов отношение гордости к гражданской принадлежности распределилось следующим образом: казахи - 100%; русские - 75,8; алтайцы - 69,8% и представители иных национальностей - 68,2%.

Выявление конфликтных ситуаций в населенных пунктах показало, что большинство (67%) не смогли обозначить какие-либо конфликты, а 41,9% из них подчеркнули абсолютно мирную и спокойную обстановку. Среди отмеченных конфликтных ситуаций наибольшее значение имеют два вида: 1. Взаимоотношение администрации и населения – 7,9% (безразличии и бездействие властей; непонимание и некомпетентность власти; бумажная волокита; коррупция; земельный вопрос и т.д.); 2. Проблемы качества инфраструктуры – 7% (закрыли больницу; нет дорог; не асфальтированные улицы; проблемы с водо- и электроснабжением; нет площадок для детей; ДК без ремонта; досуг молодёжи; отсутствие мусорных контейнеров и вывоз отходов и т.д.). Кроме этого, были названы такие аспекты, как: национализм в отношении русских; алкоголизм; бытовые конфликты; отсутствие моральных качеств, прежде всего, у молодежи; преступность; негативные высказывания в адрес местного населения от приезжающих туристов из других регионов и т.д.).

Уровень конфликтности в межнациональных отношениях замерялся по нескольким критериям. Первый вопрос: «Как бы Вы охарактеризовали свое отношение к представителям других национальностей?» выявил достаточно доброжелательное отношение, прежде всего, к представителям 2 национальностей проживающих в данных районах: русские (87%) и алтайцы (81,1%). Что касается казахов (66,2%), то в данных районах их практически нет. Возможно по этой причине уровень доверия к ним чуть ниже (см. таблица №1).

Таблица №1

 

Национальность

 

Как бы Вы охарактеризовали свое отношение к представителям других национальностей?

 

Доброжелательное, доверительное

Терпимое, настороженное

Напряженное

Враждебное, конфликтное

Затрудняюсь ответить

Алтайцы

81,1%

9,3%

1,3%

0,3%

7,9%

Армяне

60,3%

22,2%

2,6%

1,7%

13,2%

Дагестанцы

54,0%

21,0%

5,6%

3,3%

16,2%

Казахи

66,2%

18,9%

2,0%

1,6%

11,3%

Русские

87,0%

5,3%

0

0

7,6%

Таджики

56,6%

19,2%

5,6%

2,3%

16,2%

Узбеки

56,9%

20,2%

4,6%

2,6%

15,6%

             

Анализ ответов на следующий вопрос: «Для Вас важно работать в коллективе, состоящем преимущественно из людей своей национальности?» также показал общую толерантность в межнациональных отношениях. Так, для 73,2% респондентов национальная принадлежность сотрудников не имеет существенного значения. 8,9% хотели бы работать с представителями своей национальности. Лишь 14,6% опрошенных определенно настроены работать в коллективе, состоящем преимущественно из людей своей национальности. Еще 3,3% отказались отвечать на данный вопрос.

Подобная ситуация проявилась и в отношении респондентов к национально смешанным бракам. 77,2% -  «положительно, это объединяет общество, в семье абсолютно не важна национальность супругов»; 14,6% - «скорее положительно, хотя в виде исключения»; 3,6% - «отрицательно, эти браки лишь обостряют межнациональные разногласия»; 3,3% - «скорее отрицательно, это ведет к потере национальной идентичности» и 1,3% - затруднились ответить.

При этом с оскорблением этнокультурных традиций своего народа встречались практически 40%, еще 16,1% затруднились ответить и менее половины респондентов (43,5%) не сталкивались с оскорблением этнокультурных традиций своего народа. Лидируют такие источники оскорбления, как: незнакомые люди - 15,5%; знакомые – 8,1%;  Интернет – 6,8%; телевизионные программы – 4,5%; газеты и журналы – 4,2%; и т.п.

Уровень конфликтности в межрелигиозных отношениях замерялся также по нескольким критериям. На вопрос: «Случались ли у Вас конфликты на религиозной почве?» подавляющее большинство (94%) респондентов ответили отрицательно. 5% отметили, что конфликты хотя и случались, но всего 1-2 раза и лишь 1% считают что, стычки, непонимание и конфликты происходят часто. Тем не менее, незначительные проявления религиозного экстремизма отметили 23,8% опрошенных (см. таблица №2).

Таблица №2

Как Вы считаете, присутствуют ли элементы религиозного экстремизма, вражды в Вашей местности?

Количество респондентов (%)

Отсутствуют, все мирно

71,9

Незначительно проявляются

23,8

Присутствуют и остро проявляются

2,3

Затрудняюсь ответить/ не знаю

2,0

Всего

100,0

Уровень конфликтности в политической жизни Республики Алтай достаточно низкий. Так, на вопрос: «Как Вы оцениваете политическую ситуацию в Республике Алтай?» лишь 6% респондентов оценили ситуацию как конфликтную и напряженную. Однако 40,2% охарактеризовали ее как «сложную, но не опасную», а 5% затруднились ответить. В целом позитивных отзывов («спокойная», «устойчивая», «благоприятная») 49%. 

Анализ отношения жителей к современной политической жизни в стране показал примерно тоже отношение (см. таблица №3).

Таблица №3

Какие чувства Вы испытываете в современной политической жизни?

Количество респондентов (%)

Понимание и надежда

35,5

Тревога и беспокойство

32,4

Уверенность и оптимизм

11,8

Безразличие и апатия

9,5

Негатив и раздражение

6,9

Затрудняюсь ответить/ не знаю

3,9

Всего

100,0

Политическая активность населения представлена результатами ответов на вопрос: «На какие политические действия Вы готовы пойти?». Подавляющее число жителей (67,3%)  готовы принимать участие в голосовании на выборах различного уровня. В демонстрациях и митингах готовы принять участие только 7,7%; намерены участвовать в деятельности общественно-политических организаций - 6,8%; работать во «властных органах» - 6%, партийную деятельность отметили всего 2,8%, принять участие в народном восстании готовы 1,7%, участвовать в перевороте, революции готовы лишь 1,1%. Остальные высказали свое безразличие к политической деятельности.

В отношении формирования гражданского общества и связанного с этим роста общественных (некоммерческих) организаций в ходе нашего исследования был выявлен достаточно низкий уровень информированности и участия населения в деятельности НКО.  Только 29,1% опрошенных знают, что такое общественная (некоммерческая) организация. 41,4% опрошенных убеждены, что НКО – это объединение людей по интересам (здоровье, дети, семья, спорт, рыбалка, творчество и т.д.), а так же 1,6% опрошенных понимают под общественной организацией - негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. У большинства жителей Республики Алтай нет понимания некоммерческой организации как части самостоятельного сектора экономики и профессионального вида деятельности. Общественная организация понимается жителями Республики Алтай как неоплачиваемое занятие по интересам, хобби. 9,4% опрошенных путают общественные организации с государственными учреждениями (в основном работающих в социальной сфере), имеющее властные полномочия в распределении финансовых и материальных благ.

Следующий вопрос: «Велика ли возможность, на Ваш взгляд, массового социального протеста в Республике Алтай?» позволил выявить мнение респондентов относительно возможности крупного политического конфликта. Так, 36,4% считают, что подобный конфликт вероятен, при этом 3% из них полагают, что вероятность этого достаточно значительная. 56,6% респондентов абсолютно уверены, что массовые социальные протесты в Республике Алтай не возможны. Остальные затруднились ответить. На вопрос: «За последние 2 года Вы участвовали в акциях протеста, митингах?» всего 4% респондентов ответили положительно.

В целом результаты исследования подтверждают необходимость выработки идеологической системы ценностей, отвечающей следующим требованиям: опора на национально-культурные архетипы народов, проживающих в России; универсальность, отсутствие противоречий между этносоциальными культурами; наличие надэтнического, надрелигиозного ценностно-смыслового ядра. Именно такая система существует в крупных полиэтнических государствах, где при самоидентификации на первое место ставится гражданская, национально-государственная принадлежность и соответствующие ей ценности. При этом нация понимается как государственно-организованная общность.

Подобную точку зрения высказывает и Правительство РФ. Так, в конце 2012 года Правительство одобрило проект Стратегии государственной национальной политики в РФ, согласно которому население России определяется как уникальная социокультурная цивилизационная общность, многонародная российская нация. Авторство проекта принадлежит Совету по межнациональным отношениям при президенте РФ, который в начале июня 2013 г. создал В.В. Путин «в целях совершенствования государственной политики в области межнациональных отношений».

В новой Стратегии предполагается независимо от национальности обеспечить «равенство граждан перед законом и судом», «открытость и непредвзятость рассмотрения ситуаций, связанных с межнациональными конфликтами», постоянный мониторинг ситуации. В Стратегии есть рекомендация установить ответственность органов государственной власти регионов «за динамику состояния межнациональных отношений», а также ответственность руководителей «всех уровней за действия или бездействие, провоцирующие межнациональную рознь и конфликты». Контроль за воплощением Стратегии предлагается осуществлять на основе ежегодного доклада правительства президенту России.

Дальнейшее развитие России немыслимо при отсутствии достаточно прочной основы для интеграции всего российского общества — нации. Формирование общегосударственной культурно-ценностной системы, выраженной в идеологии, является важнейшей задачей для современного российского общества. 

 

 

Комментариев пока нет