Как помочь Западной Украине понять и обрести себя?

События на Украине, в особенности в Донецке, Харькове, к счастью миновавшие подобные варианты в Крыму наводят на многие размышления о перспективах развития Украины. И неспроста в статье Вячеслава Петрова «Украина: главные события еще впереди» (11 марта), как и во множестве публикаций по Украине, выражается серьезная озабоченность перспективами развития событий.

На наш взгляд, несмотря на остроту политического и экономического аспектов проблемы, загадка и, одновременно, решение проблем Украины лежит в плоскости истории и культуры. Ключевой является проблема критического и конструктивного осознания Западной Украиной самой себя, способность выйти за пределы амбиций. Попытаемся наметить некоторые контуры проблемы путем своеобразного диалога со статьей Петрова.

Итак, наблюдая за событиями на Украине, за процессом поляризации и раскола страны, невольно понимаешь, что главные причины скрываются в культурном расколе общества, в цивилизационном разломе, очень умно понятом и используемом на протяжении вот уже 20 лет западными (особенно американскими) политтехнологами.

Но это утверждение было бы банальным, если не обозначить причины этого, то есть определить именно те культурные различия, которые стали основой раздела страны, не выделить ту социальную базу, которая стоит за этим.

Основная причина, лежащая на поверхности, скрывается в том, что Украина, в том числе Западная Украина, весьма разнородна по национальному составу: из 45 миллионов человек населения Украины 37 миллионов (77%) украинцы, 8,5 миллионов русские (без Крыма 7 миллионов), кроме того, на территории Украины проживают русины (более 740 тысяч), по 250 тысяч белорусов, молдаван, крымских татар, по 150 тысяч венгров, поляков, румын, примерно по 100 тысяч евреев, армян, греков, и представителя еще десятков национальностей.

Однако проблема не только и даже не столько в национальной разнородности – в России тоже проживает более 100 этносов. Причина в разных цивилизационных, религиозных, цивилизационных ценностях, целях, устремлениях, в разной истории – в том числе военной истории, истории обустройства жизни, традиционных формах общежития.

И вот здесь позволим себе не согласиться с утверждением В.Петрова, что на Украине два основных лагеря – их три. Именно в этом причина неразберихи и агрессии, которая длится на Украине уже более 20 лет.

Первый лагерь – пророссийский. В него входят русскоязычные жители Украины, часть восточных украинцев, русско-ориентированные этносы (русины, белорусы и другие). Этот лагерь составляет порядка 15 миллионов и значительная его часть сконцентрирована в южных и восточных областях Украины.

Второй лагерь – самостийно-украинский. Он в основном состоит из городских жителей востока и центра Украины, имеющих православные корни, а также различных национальных меньшинств по всей территории страны, не ориентированных на Россию (молдаване, крымские татары, венгры, поляки, румыны, евреи, армяне, греки и т.д.). Он ориентирован на государственную самостоятельность Украины с выстраивание ею равно партнерских отношений с другими странами, в том числе с Россией, Европой. Его можно оценить порядка в 20 миллионов. 

Третий лагерь – западенцы. Он состоит в основном из украинцев западных районов страны, особенно сельского населения, среди которых распространены различные католически ориентированные вероисповедания, в особенности греко-католическая (униатская) церковь. Его численность порядка 10 миллионов человек. Понятно, что это деление весьма условно, но, как покажем, оно обладает хорошей объяснительной функцией и потому является неплохой научной моделью.

Эти три лагеря отличаются не только по национальному и религиозному составу, но также по реальной истории (в том числе по участию в войнах), по цивилизационным устремлениям, по стереотипам мировоззрения и системам ценностей, по опыту государственного строительства.

Наиболее агрессивная часть сегодня представлена именно западенцами. Именно здесь сосредоточен основной «надрыв» Украины. Именно о них есть смысл говорить особо, развивая понимание их ценностно-психологического типа, в том числе с использованием феномена лимитрофности, который исследован в работе С.Бухарина и Н.Ракитянского (мы несколько ранее обсуждали ее на страницах журнала «Политическое образование»).

Именно их использовали основные политические «игроки» на Украине – местные и зарубежные олигархи, американские геополитические технологи, а также различные криминальные и террористические боевые бригады, включенные в мировой террористический бизнес, криминальный оборот людей, оружия, наркотики, контрабанду и т.д.

Без сомнения, агрессивная активность западенцев – это во многом плоды направленной информационно-идеологической обработки, организационной, военной и иной подготовки, особенно при президенте В.Ющенко. Во многом плоды проплаченной американцами «мягкой силы», дошедшей до школ, вузов, деятелей национальной культуры, которые теперь сеют неразумное, недоброе и потому невечное, но сеют агрессивно, озлоблено, навязывая силой. Многих из них действительно вновь научили ненавидеть России и русских. Очень уместно в своей статье напоминает Вячеслав Петров известную мысль О.фон Бисмарка – чтобы победить Россию, надо научить изнутри, некоторые славянские роды «ненавидеть все русское, ненавидеть свой род, не осознавая этого». Именно в этих слоях и социальных группах   найдена благодатная почва для реанимации идеи эпохи «холодной» войны о России как «империи зла».

Однако, без сомнения, есть и культурно-историческая почва для этого, грамотно вычисленная и использованная американскими аналитиками. Так в чем же выбор, в чем культурный запрос, психологический надрыв западенцев, в чем устремления, которые, кроме всего прочего, на протяжении десятилетий, и теперь вновь, направлены против России, против «москалей»?

Напомним, что первый комплекс – комплекс лимитрофности, цивилизационной пограничности Западной Украины (как и Польши, и Прибалтики, и Кавказа). Однако есть еще несколько историко-психологических комплексов.

Второй – разбойный. Начать можно издревле, можно ближе. Но вполне достаточно привести феномен Запорожской Сечи как истории формирования и способа территориальной организации жизнедеятельности этого социального образования. Запорожская Сечь – это фактически разбойничий стан феодально-рабовладельческой эпохи, направленный не на строительство территориального государства, обустройство территории, а преимущественно на набеги на соседние территории для пополнения запасов. Эти окраинные территории России и Польши и культурно формировались за счет миграции разбойных людей. Это – реальный исторический комплекс, который реанимирован в годы современной «вольной Украины». Реанимирована поколенческая связь людей, которые имеют опыт и умеют преимущественно воевать, гулять-петь-танцевать, как и многие бывшие окраинные (пограничные) народы. Это в сути своей «лихие люди», разбойники, которые исторически не любят трудиться, создавать, «умножать и прибавлять», а привыкли больше «отнимать и делить». Это – судьба и части народов северного Кавказа, и части народа Западной Украины. Именно этот социальной слой наиболее агрессивен, падок на создание военных формирований, в том числе на безыдейной основе, за деньги (наемники, те самые «майданутые»).

Здесь же скрывается отсутствие опыта государственного строительства, использование примитивных форм демократии (все вынести на общий сход (сечь, «майдан»)), а также силовое решение всех проблем.

Третий комплекс – ксенофобия, нацизм, идеология и практика превосходства. Она имеет основания в католицизме, реализовывалась в его крестовых походах, распространена в особенно агрессивных формах на его граничных форпостах, одним из которых является греко-католическая (униатская) церковь (тот же Степан Бандера был из семьи и сам адепт греко-католической церкви). Здесь лежат и основы цивилизационных ориентиров «на Запад», и полагание себя людьми высшего сорта. Подчеркнем, речь не идет об учении церкви, речь идет о мировоззренческих и цивилизационных ориентирах сторонников этой церкви, трансформировавшейся как социально-культурный институт. Именно здесь кроется, как точно формулирует польский писатель и публицист М.Калуски (мысль которого приводит Вячеслав Петров в своей статье) «примитивный и чрезвычайно агрессивный национализм XIX века» – и нацизм ХХ века, добавили бы мы.

На благодатной почве идеологии превосходства расцветали различные формы ксенофобии и нацизма, появлялись социальные группы и слои, поддерживавшие наиболее агрессивные мировые идеологии превосходства – в том числе национал-социализм (фашизм). В том числе возникали феномены А.Мельника, Р.Шухевича, С.Бандеры и других. А когда значительные социальные группы выступали на стороне гитлеровского нацизма, были в карательных отрядах, в послевоенных бандформированиях, отсидели-вышли, имеют детей, внуков, правнуков – этот культурно-исторический выбор без специальной идеологической обработки не исчезает, а при поддержке – напротив снова расцветает махровым цветом как «продолжение дела дедов и отцов», как месть и т.д. Это – уже идеология поколений.

Все это вместе и рождает лозунги «москаля на ножи», «москаляку на гиляку» (русского (вздернуть) на ветку (волчий крюк) – как с побелевшим от злобы лицом кричит в микрофон подросток с трибуны и весело-дружно вторит ему толпа подростков, уже внуков и правнуков нацистов в широко разбежавшемся по Интернету и ТВ ролику).

Правда, остается риторический вопрос – от того, что они всех русских повесят или выгонят из Украины, им жить будет лучше? Но задуматься об этом фанатической молодежи просто не дадут – это не входит в «правила игры», т.к. ломает игру.

Четвертый – рабовладельческий комплекс, недемократические ценности, полагание того, что мир обязательно делится на господ и рабов, людей первого, второго и третьего сорта. Эта западноевропейская (католическая и англосаксонская в сущности своей) идея является базовой и для сторонников запада в его кликушеских стенаниях о равенстве. Именно он является основанием, в частности, для политики двойных стандартов – когда США можно все, другим – только то, что позволено США. Это уже было и раньше – и в Англии с ее отношением к неграм и азиатам всех стран, и в фашистской Германии с ее отношением к славянским, тюркским и финно-угорским народам. Все было. И не забыты последствия этого.

Но проживающие за Западной Украине «меньшие братья» европейских отцов-основателей этой идеологии не просто предложили свой вариант реализация этнического превосходства (первый сорт людей – западенцы, второй сорт – европейцы (правда те об этом не догадываются), третий – быдло – это москали и прочая тварь земная, по недоразумению ходящая на двух ногах). Поэтому – весь мир должен быть у них в услужении, а Россия – это вообще святое.

Эх вот если бы еще подчинить всю Россию! Вот тогда бы да! Надолго бы хватило! Ну а все «москали», а в придачу остальные там разные татары-башкиры-чуваши-и-прочие были бы у них в услужении…. Правда, к большому сожалению западенцев, это больше похоже на сказку А.С.Пушкина про золотую рыбку с известным концом – дряхлая старуха у разбитого корыта. Но Пушкин – москаль да еще эфиоп, поэтому не авторитет. Хотя зря.

Хочется пожелать им порой – пусть ка они побудут людьми третьего сорта в Европе, может что-то поймут.

Отсюда же обратная сторона этого комплекса – неуемная и агрессивная зависть. Почему им, москалям, живется лучше? Они же люди второго сорта, жрут наше сало, а живут лучше – бей москаля, отнимай наше сало! Хотя никакого «их сала» москали не ели, а сами западенцы все больше ели москалькую еду. Только когда отняли – они отнеслись к ней как собственности. Надо бить того москаля, который их (господ) не кормит.

Пятый – комплекс малой нации, остановившейся по численному составу где-то, как им кажется, неподалеку от уровня великой нации. Отсюда величие амбиций, но – отсутствие соответствующего потенциала.  

Однако здесь нужно сразу успокоить претендентов. Их чувство этнического превосходства не имеет никакого культурно-исторического основания. Украинцы – это вполне второстепенная нация, культура, не достигшая значительных высот в истории и даже в борьбе за «вильну Украину» оказавшаяся не способной организовать нормальную жизнь на территории своей «вильной Украины», сделав ее нищей страной за 20 лет вольницы. Это не говоря о мировой культуре, вклад в которую скромен, вполне соответствует второстепенным спутниковым культурам и никак не может сравниться, например, с великой и действительно мировой русской культурой даже под огромным увеличительным стеклом. Никогда не станет Тарас Шевченко или Иван Франко А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем, Л.Н.Толстым, Ф.М.Достоевским, М.А.Шолоховым, В.М.Шукшиным и т.д.

Да, у Украины в составе СССР, России есть свои герои, свои ученые, военачальники, государственные деятели, есть талантливые и гениальные люди во всех профессиях – но лишь тогда, когда они стоят на плечах другой – великой – культуры. И достижения украинского народа здесь тоже велики наряду с другими народами. Но – не отдельно, и никогда – не самостийно. Замыкание небольшой нации (да и большой тоже) на собственной культуре – это мгновенная смерть нации. Русский язык, русская культура – это тот мост, который соединил культуры малых народов (в том числе украинского) с русской и мировой культурой. Без него (или его аналога в виде английского) малая нация обречена на культурную гибель.

Причем, дело даже не в талантливости или бесталанности народов и их представителей, а в простой арифметике. Современный уровень самостоятельной и самодостаточной нации находится в районе 150-200 млн. человек. Это – минимум современной цивилизационной самодостаточности при наличии современного культурного потенциала. Оптимум находится на уровне не ниже 230-270 млн. человек и имеет тенденцию к увеличению. Это – не 20, не 40, и тем более не 10 миллионов. Это необходимо, по крайней мере, для того, чтобы переводить на свой язык всю мировую культуру. Если говорить о высокой настоящей современной культуре, а не только о ностальгически понимаемом родном языке.

Поэтому (и не только поэтому, естественно) все этносы меньшей численности обречены быть спутниками, союзниками больших наций. Вопрос только – какой?

И здесь западенцы с большим желанием готовы ответить, что они (как и поляки, и прибалты) готовы служить и быть спутниками только тем нациям, которые проповедуют неравенство и допустят их элитарность (господство) пусть в ограниченных масштабах. Поэтому раньше они с готовностью и добровольно служили нацистской Германии, теперь – Великобритании и США. Чтобы хотя бы элитарностью и обретением власти компенсировать свой комплекс и обрести жаждуемое величие.

Все эти комплексы самым причудливым образом переплелись в головах радикальных лидеров западенцев, даже у олигархов, мотивы которых примитивны: частная нажива, месть, господская власть и желание обладания рабами (в польско-литовско-западноукраинском варианте), дополняемые извечной завистью и ненавистью этих элит к России – ее ресурсам и государственно-устроительным умениям русского народа. Есть такие иллюзии и у части народа, которому не понятно, что даже при самом лучшем исходе лишь малая часть (коллаборационистские элиты) будут жить хорошо, а народ, превращенный в «быдло майданутое», извините, как в «разных Болгариях».

Чтобы помочь западенцам – нужно сначала помочь им пройти путь очищения истины (по Конфуцию). Им нужно понять себя, понять, что психические комплексы – плохой советчик в решении проблем развития культуры и народа. Что комплексы нужно лечить, а не пестовать и провоцировать. Что их нужно преодолевать постоянным трудом по самовоспитанию нации, трудом, основанным на рациональности, на разуме. В том числе на опыте других стран.

Для этого нужно убеждать людей в том, что нет «глобуса Западной Украины», что существуют другие страны, что все люди в мире и других странах такие же, как все, все равны, и украинцы не «равнее» других равных.

На Западной Украине необходима направленная денацификация. Нацизм нужно разоблачать, лечить, профилактировать, запрещать на уровне законов. Полезен опыт денацификации послевоенной Германии. Это кропотливая, по-немецки методичная и постоянная работа по разоблачению нацизма, гитлеровского периода в эпохе Германии, осужденного мировым сообществом за преступления против человечества, недопущения идеологии и практики реваншизма. Потому что нацизм – это серьезная болезнь, она трудно поддается лечению, часто возникают рецидивы, т.к. есть корни и есть желающие это использовать. Поэтому противодействие и профилактика носят комплексный характер, включая профилактические мероприятия, меры противодействия правового и политического типа, направленные на искоренение и недопущение распространения нацизма, идеологическое и информационное воздействие. По крайней мере для того, чтобы о нацизме приходилось говорить лишь в прошлом времени, где все уже осуждено, наказано, отсижено, во многом забыто и не хотелось бы вспоминать и напоминать. Для этого западенцам (и прибалтам) нужно признать – да, ошиблись в фашизме (это и есть вскрытие истины). И туда не нужно возвращаться. Не нужно снова вводить целое поколение в ненависть, в ксенофобию, чтобы потом всю нацию обречь на десятилетия мирового изгойства. Пока же видим лишь обратное – кому-то нужно вновь макнуть западенцев и прибалтов в эту коричневую и страшную лужу для достижения своих геополитических или шкурных целей, возбудить в них антирусскость и как псов натравить на Россию.

Кроме того, нужно убедить их в том, что реальный географический ареал, который могут освоить западенцы – вполне соответствует территории их исторического проживания. Все остальное за пределами Западной Украины – будет для них чрезмерно, пойдет через сопротивление, через силу, через кровь. Поэтому единственный разумный выход – федеративное устройство Украины.

В целом же Западной Украине нужен культурный выход, новые ценности и цели, помогающие им встать вровень с современными цивилизациями, выйти из своего полудикого бытия, которое используют их власти и «национальные элиты», ведя их как быдло и разыгрывая чужие игры на Украине. Любой социальный (социально-политический) выход без культурного Возрождения, Просвещения – возвращает их в пещерную идеологию национального превосходства, нацизма, фашизма и беда нации при этом неизбежна. Ее просто уничтожат и заклеймят – ее же нынешние европейские господа в первую очередь, когда столкнутся с ними вживую. А вживую столкнутся, т.к. сейчас пообещают, а потом, через некоторое время, западенцы за обещанным придут с автоматами.

Кроме того, напомним, что величие нации начинается с признания культур других наций, интереса к ним, а не страха, зависти и ненависти перед ними. Известно – сильный избегает демонстрации силы. Это делает обычно слабый, чтобы показать, «какой он сильный». Это – типичная психическая реакция западенцев, их пращуров, когда все пытаются урегулировать грубой физической силой – это были не только майданы, так они решали многие проблемы и раньше в Верховной Раде, так они стали решать многие текущие вопросы на современной Украине.

Ну а России и Белоруссии нужно занять жесткую идеологическую позицию, перестать молчать, начать жестко ставить на место, чтобы быстрее пришло отрезвление. Почему русские и белорусы, которых уничтожали, молчат? Так же как молчат индейцы против уничтожавших их американцев, как юго-восточно-азиатские страны и народы против ограбившей и уничтожавшей их Англии молчат, так же как африканские страны молчат против западноевропейских стран. Пора бы начать говорить! Чаще и громче говорить про истинное лицо своих западенцев, их заокеанских хозяевах. А нацистскую идеологию западенцев начать «мочить в сортире» по всем каналам, поднимать мировое общественное мнение мира (особенно Азии, раз Европа молчит и потворствует) против реставрации коричневой чумы. Против попыток Европы и США пойти по пути «нах остен», пока чужими ногами. 

Комментарии

Аватар пользователя Г.Г.

Сплошной идеализм. Печально читать бывшего однокурсника. А о классовой точке зрения вспоминать боимся. Умствуем лукаво, да?

Аватар пользователя Андрей

Статью писал человек никогда не бывавший на западной Украине...
Западные украинцы это европейский народ - культура, ценности, менталитет... нам до них очень далеко.

Аватар пользователя Александр Селиванов

Дорогой неизвестный «бывший однокурсник»! С материализмом и идеализмом, а также с теорией классовой борьбы для себя мы уже дано разобрались и пишем об этом отрыто, не скрываясь под псевдонимом – причем, некоторые статьи на эти темы можно прочесть и в этом журнале. С классовой борьбой в других странах – пусть подробнее они сами разбираются. Но когда против моей страны ведется война, ей угрожают, проводятся и планируются террористические и диверсионные мероприятия, грозящие большой бедой – приходится думать, как решать эту проблему. И порой действительно оказывается, что «враги наших врагов» оказываются союзниками. Это – по вопросу о соотношении классовой борьбы – и национальной безопасности и защиты интересов России. Но обращу внимание на то, что есть и другая сторона дела – когда под предлогом защиты «прав человека» люди получают деньги от Госдепа США (для НКО) на деле – для защиты интересов американцев на территории России. Или выходят на проспект Сахарова, святым лозунгом борьбы за мир фактически защищая нацизм на Украине. Вот это – действительно не идеализм, а жесткий прагматизм, скрытое шкурничество, жажда власти, корпоративные интересы другой (еще более враждебной России) части мирового олигархата и еще более радикальный коллаборационизм, чем у наших нынешних «европейско-ориентированных» правящих элит.

Аватар пользователя Александр Селиванов

Статью действительно писал человек, никогда не бывавший на Западной Украине. Но этот человек имеет много возможностей наблюдать события, в том числе, пообщаться с людьми, которые живут на Западной Украине и многие из которых в шоке от происходящего (если говорить о простых сельских жителях). Имеет возможность пообщаться с людьми из Восточной Украины, которые до странности полностью согласны с данными мною в статье оценками. А также пообщаться с людьми из Крыма – которые вовсе не безосновательно были напуганы развитием событий и просто искренне и до слез были рады «вернуться домой».  И еще этот человек немного почитал за свою жизнь и пообщался с многими людьми, знает расстановку культурных сил в мире в истории и в настоящем, знает и о европейских ценностях, культуре и менталитете – но только не на уровне общения с друзьями, а исторически. Знает и о сегодняшних претензиях США и Европы, их отношении к нашей стране. Например, чуть раньше в этом же журнале опубликована моя статья о Великой Отечественной войне, где приводится много любопытных фактов и цифр о европейской культуре в ее продвижении «дранг нах остен», а также о том, как вычищают правду из сознания человека, преподнося ее в романтическом виде. Опубликовано и несколько работ о пустодушии европейской культуры, о цинизме и ксенофобии современного европейского и американского либерализма. И потому я согласен со своим оппонентом – нам до европейцев действительно далеко, особенно – в ее отношении к человеку. И этому я не просто искренне рад, а счастлив, что пока могу оставаться русским человеком, жить в России, быть часть великой русской культуры, по праву гордиться российской и русской культурой. И искренне не хочется, чтобы европейская бездушная культура циничного высокомерия еще дальше вошла в нашу страну, тем более гитлеровскими методами. Ну а «песню» по отношению к России как второсортной державе мы слышим уже лет 500, правда, почему-то и радио русские изобрели, и в космос первыми полетели, и мирный атом создали, и лучшее в мире образование имел и т.д. Эта «загадка» и не дает буржуазному миру Запада покоя. Правда, сегодня мы вновь далеко до Европы и США. И опять нужно догонять. Но в первую очередь именно потому, что некоторые из элит увлеклись «партнерством» с Европой и США, а буржуа этих стран откровенно и принудительно (как контрибуцию) грабят нас все 20 пореформенных лет и за наш счет (наряду с другими странами) создали свою передовую науку, оборону и т.д. Ну а насчет понимания Западной Украины – уже после опубликования статьи стали доступны широкой общественности и современная позиция греко-католической церкви (жестко ориентированная на союз с Европой и элитаризм), религиозная принадлежность некоторых лидеров Украины, а также факты бандитской деятельности и намерения некоторых активистов Западной Украины, которые не оставляют сомнений в том, что правы многие древние – порой глядя в упор люди не видят главного, а со стороны часто гораздо виднее.

Аватар пользователя Трошин Д.В.

Статья о чень точная. Что касается комментария о европейских ценностях западных украинцев, могу заметить следующее. Во-первых, опять звучит абстрактация о неких всеми одинаково понимаемых евроейских ценностях и менталитете. Они вообще-то разные в Европе. Бездуховность потребительста и уже извращенный гедонизм - тоже важные ценности? Бомбардировки Сербии, Ирака, Ливии и... Провокация и финансирование майдана. Тут гордиться нечем. Конечно, среди любого народа и в любой местности есть разные люди, однако откуда вырос украинский нацизм? Полагаю, что комментарий, к которому относится мой отклик, как раз подтверждает мысли автора статьи о непережитой в народе зависти, а ещё, думаю, и неизжитом комплексе неполноценности. Надо уважать и других, и себя. Не европейцами надо стремиться быть, а людьми Божьими, украинцами, которых бы не использовали в большой политике, а уважали в мире.

Аватар пользователя Александр Селиванов

А тем, кто бывал на Западной Украине и трепетно относится к ее «более цивилизованным людям» приведу также слова, сказанные в 1918 году последним гетманом Украины П.П.Скоропадским, тоже бывавшего на Западной Украине:

« ...Узкое украинство – исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру каковой целиком пересаживать нам не имеет никакого смысла: никаких данных на успех нет и это является просто преступлением, так как там, собственно, и культуры нет.

Ведь галичане живут объедками от немецкого и польского стола. Уже один язык их ясно это отражает, где на пять слов – 4 польского или немецкого происхождения. (...) Великороссы и наши украинцы создали общими усилиями русскую науку, русскую литературу, музыку и художество, и отказываться от этого своего высокого и хорошего для того, чтобы взять то убожество, которое нам, украинцам, так любезно предлагают галичане, просто смешно и немыслимо... Нельзя упрекнуть Шевченко, что он не любил Украины, но пусть мне галичане или кто-нибудь из наших украинских шовинистов скажет по совести, что, если бы он был теперь жив, отказался бы от русской культуры, от Пушкина, Гоголя и тому подобных и признал бы лишь галицийскую культуру; несомненно, что он, ни минуты не задумываясь, сказал бы, что он никогда от русской культуры отказаться не может и не желает, чтобы украинцы от нее отказались. Но одновременно с этим он бы работал над развитием своей собственной, украинской, если бы условия давали бы ему возможность это делать. Насколько я считаю необходимым, чтобы дети дома и в школе говорили на том же самом языке, на котором мать их учила, знали бы подробно историю своей Украины, ее географию, насколько я полагаю необходимым, чтобы украинцы работали над созданием своей собственной культуры, настолько же я считаю бессмысленным и гибельным для Украины оторваться от России, особенно в культурном отношении. При существовании у нас и свободном развитии русской и украинской культуры мы можем расцвести, если же мы теперь откажемся от первой культуры, мы будем лишь подстилкой для других наций и никогда ничего великого создать не сумеем. ...Галичане интеллигентнее, но, к сожалению, их культура из-за исторических причин слишком разнится от нашей. Затем, среди них много узких фанатиков, в особенности в смысле исповедования идеи ненависти к России. Вот такого рода галичане и были лучшими агитаторами, посылаемыми нам австрийцами. Для них неважно, что Украина без Великороссии задохнется, что ее промышленность никогда не разовьется, что она будет всецело в руках иностранцев, что роль их Украины – быть населенной каким-то прозябающим селянством».

Аватар пользователя Г.Г.

Сплошной идеализм. Печально читать бывшего однокурсника. А о классовой точке зрения вспоминать боимся. Умствуем лукаво, да?

Аватар пользователя Андрей

Статью писал человек никогда не бывавший на западной Украине...
Западные украинцы это европейский народ - культура, ценности, менталитет... нам до них очень далеко.

Аватар пользователя Александр Селиванов

Дорогой неизвестный «бывший однокурсник»! С материализмом и идеализмом, а также с теорией классовой борьбы для себя мы уже дано разобрались и пишем об этом отрыто, не скрываясь под псевдонимом – причем, некоторые статьи на эти темы можно прочесть и в этом журнале. С классовой борьбой в других странах – пусть подробнее они сами разбираются. Но когда против моей страны ведется война, ей угрожают, проводятся и планируются террористические и диверсионные мероприятия, грозящие большой бедой – приходится думать, как решать эту проблему. И порой действительно оказывается, что «враги наших врагов» оказываются союзниками. Это – по вопросу о соотношении классовой борьбы – и национальной безопасности и защиты интересов России. Но обращу внимание на то, что есть и другая сторона дела – когда под предлогом защиты «прав человека» люди получают деньги от Госдепа США (для НКО) на деле – для защиты интересов американцев на территории России. Или выходят на проспект Сахарова, святым лозунгом борьбы за мир фактически защищая нацизм на Украине. Вот это – действительно не идеализм, а жесткий прагматизм, скрытое шкурничество, жажда власти, корпоративные интересы другой (еще более враждебной России) части мирового олигархата и еще более радикальный коллаборационизм, чем у наших нынешних «европейско-ориентированных» правящих элит.

Аватар пользователя Александр Селиванов

Статью действительно писал человек, никогда не бывавший на Западной Украине. Но этот человек имеет много возможностей наблюдать события, в том числе, пообщаться с людьми, которые живут на Западной Украине и многие из которых в шоке от происходящего (если говорить о простых сельских жителях). Имеет возможность пообщаться с людьми из Восточной Украины, которые до странности полностью согласны с данными мною в статье оценками. А также пообщаться с людьми из Крыма – которые вовсе не безосновательно были напуганы развитием событий и просто искренне и до слез были рады «вернуться домой».  И еще этот человек немного почитал за свою жизнь и пообщался с многими людьми, знает расстановку культурных сил в мире в истории и в настоящем, знает и о европейских ценностях, культуре и менталитете – но только не на уровне общения с друзьями, а исторически. Знает и о сегодняшних претензиях США и Европы, их отношении к нашей стране. Например, чуть раньше в этом же журнале опубликована моя статья о Великой Отечественной войне, где приводится много любопытных фактов и цифр о европейской культуре в ее продвижении «дранг нах остен», а также о том, как вычищают правду из сознания человека, преподнося ее в романтическом виде. Опубликовано и несколько работ о пустодушии европейской культуры, о цинизме и ксенофобии современного европейского и американского либерализма. И потому я согласен со своим оппонентом – нам до европейцев действительно далеко, особенно – в ее отношении к человеку. И этому я не просто искренне рад, а счастлив, что пока могу оставаться русским человеком, жить в России, быть часть великой русской культуры, по праву гордиться российской и русской культурой. И искренне не хочется, чтобы европейская бездушная культура циничного высокомерия еще дальше вошла в нашу страну, тем более гитлеровскими методами. Ну а «песню» по отношению к России как второсортной державе мы слышим уже лет 500, правда, почему-то и радио русские изобрели, и в космос первыми полетели, и мирный атом создали, и лучшее в мире образование имел и т.д. Эта «загадка» и не дает буржуазному миру Запада покоя. Правда, сегодня мы вновь далеко до Европы и США. И опять нужно догонять. Но в первую очередь именно потому, что некоторые из элит увлеклись «партнерством» с Европой и США, а буржуа этих стран откровенно и принудительно (как контрибуцию) грабят нас все 20 пореформенных лет и за наш счет (наряду с другими странами) создали свою передовую науку, оборону и т.д. Ну а насчет понимания Западной Украины – уже после опубликования статьи стали доступны широкой общественности и современная позиция греко-католической церкви (жестко ориентированная на союз с Европой и элитаризм), религиозная принадлежность некоторых лидеров Украины, а также факты бандитской деятельности и намерения некоторых активистов Западной Украины, которые не оставляют сомнений в том, что правы многие древние – порой глядя в упор люди не видят главного, а со стороны часто гораздо виднее.

Аватар пользователя Трошин Д.В.

Статья о чень точная. Что касается комментария о европейских ценностях западных украинцев, могу заметить следующее. Во-первых, опять звучит абстрактация о неких всеми одинаково понимаемых евроейских ценностях и менталитете. Они вообще-то разные в Европе. Бездуховность потребительста и уже извращенный гедонизм - тоже важные ценности? Бомбардировки Сербии, Ирака, Ливии и... Провокация и финансирование майдана. Тут гордиться нечем. Конечно, среди любого народа и в любой местности есть разные люди, однако откуда вырос украинский нацизм? Полагаю, что комментарий, к которому относится мой отклик, как раз подтверждает мысли автора статьи о непережитой в народе зависти, а ещё, думаю, и неизжитом комплексе неполноценности. Надо уважать и других, и себя. Не европейцами надо стремиться быть, а людьми Божьими, украинцами, которых бы не использовали в большой политике, а уважали в мире.

Аватар пользователя Александр Селиванов

А тем, кто бывал на Западной Украине и трепетно относится к ее «более цивилизованным людям» приведу также слова, сказанные в 1918 году последним гетманом Украины П.П.Скоропадским, тоже бывавшего на Западной Украине:

« ...Узкое украинство – исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру каковой целиком пересаживать нам не имеет никакого смысла: никаких данных на успех нет и это является просто преступлением, так как там, собственно, и культуры нет.

Ведь галичане живут объедками от немецкого и польского стола. Уже один язык их ясно это отражает, где на пять слов – 4 польского или немецкого происхождения. (...) Великороссы и наши украинцы создали общими усилиями русскую науку, русскую литературу, музыку и художество, и отказываться от этого своего высокого и хорошего для того, чтобы взять то убожество, которое нам, украинцам, так любезно предлагают галичане, просто смешно и немыслимо... Нельзя упрекнуть Шевченко, что он не любил Украины, но пусть мне галичане или кто-нибудь из наших украинских шовинистов скажет по совести, что, если бы он был теперь жив, отказался бы от русской культуры, от Пушкина, Гоголя и тому подобных и признал бы лишь галицийскую культуру; несомненно, что он, ни минуты не задумываясь, сказал бы, что он никогда от русской культуры отказаться не может и не желает, чтобы украинцы от нее отказались. Но одновременно с этим он бы работал над развитием своей собственной, украинской, если бы условия давали бы ему возможность это делать. Насколько я считаю необходимым, чтобы дети дома и в школе говорили на том же самом языке, на котором мать их учила, знали бы подробно историю своей Украины, ее географию, насколько я полагаю необходимым, чтобы украинцы работали над созданием своей собственной культуры, настолько же я считаю бессмысленным и гибельным для Украины оторваться от России, особенно в культурном отношении. При существовании у нас и свободном развитии русской и украинской культуры мы можем расцвести, если же мы теперь откажемся от первой культуры, мы будем лишь подстилкой для других наций и никогда ничего великого создать не сумеем. ...Галичане интеллигентнее, но, к сожалению, их культура из-за исторических причин слишком разнится от нашей. Затем, среди них много узких фанатиков, в особенности в смысле исповедования идеи ненависти к России. Вот такого рода галичане и были лучшими агитаторами, посылаемыми нам австрийцами. Для них неважно, что Украина без Великороссии задохнется, что ее промышленность никогда не разовьется, что она будет всецело в руках иностранцев, что роль их Украины – быть населенной каким-то прозябающим селянством».