К вопросу о принятии закона о Российской нации

Сама идея о российской нации прорабатывалась в Стратегии государственной национальной политики РФ, где главным образом ставится задача укрепления политической нации и гражданской идентичности, что, по словам, некоторых ученых является предметом наиболее актуальным, и чем то особенно востребованным на сегодняшний день.

В этом отношении необходимо четко понимать и разъяснять населению, что значит гражданская нация, гражданское сознание, российская нация, что вкладывается в понятие данных дефиниций, но и, безусловно, в отношении таких понятий как этнокультурное образование, этническая идентичность, этнос, национальное самосознание, национальные субъекты. В отношении последнего необходимо говорить как в частности (о субъектах РФ, в основе взаимоотношений с которыми и возникла собственно сама Федерация), о социально-экономическом, демографическом положении (состоянии) этих национально-территориальных образований.
Понятие «национальные интересы» универсально в своем значении как для отдельно взятого национального образования, так и для всего государства, и в этом смысле необходимо четко понимать желание и возможности. Но для собственного автономного развития, предоставить возможность им самим определять и реализовывать свою собственную модель концепции национальной политики исходя из понимания положения вещей своего собственного региона.  И если уж говорить о региональных программах этнокультурного развития народов РФ, надо понимать, что разница в бюджетах данных программ также может существенно отличаться.
Актуальным, на мой взгляд, является вопрос о передаче (продаже) региональных производств в собственность государства/частную собственность, без участия в этих процессах самого населения, проживающего в национальных субъектах и составляющих единый многонациональный и многоконфессиональный народ, у которого вообще собственно никто никогда ни о чем и не спрашивал, что дает основание говорить об исключительно авторитарном принятии решений в угоду лишь государственно-частных интересов, без учета региональных интересов местного, коренного населения. Речь идет о состоятельности субъекта в реализации собственных региональных программ, разработанных на ближайшую перспективу исходя из потребностей социальной и экономической востребованности. Лишая возможности распоряжаться собственным потенциалом, федеральный центр проводит очевидную централизацию власти и влияния, проводит политику тотальной уравниловки между субъектами федерации. Об этом в частности говорят только те из руководителей субъектов федерации, за счет которых собственно и формируется федеральный бюджет. В этом отношении необходимо четко понимать позицию регионов-доноров, в отношении которых необходимо проводить сбалансированную внутреннюю политику в совместном принятии основных решений, направленных на развитие эффективного и, прежде всего, справедливого сотрудничества.
Необходимо четко понимать для чего проводится данный законопроект (для объединения и реализации общей государственной национальной идеи), не без участия повторюсь самих национальных территориальных образований, имеющих все права для того, чтобы их права и мнение всегда учитывались при принятии каких либо решений. Проводником подобных решений является государственное собрание. Но надо полагать, что актуальность принятия решений по любым вопросам не говорит о том, что данный государственный орган с его представителями имеет такие полномочия, напротив, требуют от него полного, ответственного отношения, и разумеется прозрачного и коллегиального принятия таких решений. Например, при продаже крупных производственных мощностей регионального плана, необходимо проведение слушаний на всех уровнях муниципальных образований и органов местного самоуправления субъекта федерации, которые в свою очередь прямо и косвенно зависят от формирования бюджета регионального и далее своих собственных, а потеря названных крупных мощностей приведет к их сокращению, что, без всякого сомнения, отразится на исполнении, прежде всего, региональных и муниципальных социально-ориентированных программ, инфраструктурных проектов (особенно если они уже были заложены).
Безусловно, мы должны говорить о том, как должна формироваться и на каких базовых началах должна функционировать наша российская, политическая нация. Что она основана на межэтническом согласии. Что это идеология равных прав граждан всех национальностей. Что это выражение стремления людей. Что это ценности соблюдения закона, равенства всех перед законом. Что это справедливость, уважение к достоинству каждого человека. Что это общие ценности, объединяющие всех людей как граждан страны независимо от национальности.
Вместе с тем, как таковой дружбы народов, еще со времен советского союза, не было, и до сих пор нет. У нас была лишь иллюзия об этом, т.е. нам постоянно об этом говорили, и в учебниках писали и в СМИ и т.д., была дружба людей и в этом понимании сходились многие. Общая идея в советском союзе так и не была реализована, была создана идеологическая машина, которая на долгие годы стала чем-то вроде обычным делом, на чем и были воспитаны целые поколения, а когда ее не стало, в тот же час со страшной силой обозначилось то, на что всегда глаза закрывали. Это касается всего, что мы относим к понятиям и родного языка, предоставлении возможности изучения своего родного языка, но как это делается сейчас? Все ведь направлено на то, что бы люди сами отказывались от его изучения, все ведь сделано для того, чтобы только имитировать это право, подменяя его различными правилами и требованиями ФГОС, от чего не только учителям, но и детям уже не хочется отдавать свое время на бесполезную трату этого времени, лучше отдать его изучению других предметов, входящих, например в перечень ЕГЭ. Речь идет об отсутствии какой либо поддержки со стороны государства в дальнейшем, и коллизии, возникшие в этой среде со всей очевидностью, говорят о будущей утрате языков РФ, если ничего в этом отношении не делать, что в скором будущем мы придем к этой самой российской идентичности или российской нации.
Продолжая тему разговора о языках, возникает ощущение, что никому они просто не нужны, возникает четкое ощущение и понимание, что эти самые языки – как некий балласт, не дающий развиваться, тормозящий все и вся, и это уже совершенно очевидно, что государство этому безобразию всячески способствует. На традиционный вопрос администрации школы – почему не выполняете Закон о языках народов РФ и РБ – ответ один: так пожелали родители, т.е. родители уже отказались от права реализовать свое право, но никто совершенно не желает разбираться, почему родители отказываются от этого права. Значит и, судя по всему нет единого подхода, не реализована и не создана система, при которой бы приветствовалось и всячески поддерживалось бы право, прописанное в Конституции нашей страны, другой вопрос – почему этого до сих пор не сделано.
Автором идеи воссоздания этой советской идеологической машины, о принятии закона о Российской нации является заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы Вячеслав Михайлов, предложение которого поддержал Президент страны В.В. Путин. Возникает справедливый вопрос, а где были в это время отечественные ученые, профессионально занимающиеся данными вопросами? Почему и с какой стати они не были приглашены в Астрахань? Интересно, с какого времени вопросами национальной политики занимается Российская академия народного хозяйства? Им что своих непосредственно относящихся к их компетенции проблем не осталось? Остается задаваться вопросами относительно уровня подготовки к подобным мероприятиям. Надо полагать, что секретариат аппарата Президента готовит регламент работы, в котором четко определены выступающие, их ФИО, далее порядок, время и темы выступлений, а что мы видим в итоге? Вообще о подобных документах на подобных форумах можно говорить только лишь о том, что нужен мол такой документ, или как было бы хорошо если бы он был! (в риторике), а уж только затем говорить и очень осторожно, что нужно провести  предварительные слушания с разъяснением населению, о чем было уже сказано в начале статьи, для чего и почему, это первое. Во вторых, необходимо знать мнение национальных субъектов, привлечь специалистов, общественные организации, узнать, что они думают по этому поводу, собрать предложения в этот проект и согласовать его на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.