Ислам в информационном пространстве Республики Башкортостан

Именно с развитием информационных технологий, их внедрением во все сферы государственной и общественной жизни связывают сегодня будущее развитие цивилизации. Информация получает в наш век особую ценность, поэтому умение работать с ней является одним из главных источников социального успеха, в том числе в сфере духовной культуры.

Какие же перспективы несет данный процесс исламской умме, мусульманам в целом и личности мусульманина в частности?

Ключевым вызовом для традиционных религий на сегодняшний момент является то, что существовать им приходится в условиях формирующегося в нашей стране информационного или постиндустриального общества, а главным ресурсом в таких обществах становится информация. Т.е. информация о событиях стала сама формировать события. Во многом, подача явления стала определять его реальную форму, а не наоборот. Например, если назойливо транслировать какой-либо даже несостоявшийся, предполагаемый теракт, связывая его с «исламскими радикалами», даже просто акцентируя кавказскую или тюркскую фамилию подозреваемого, как это было в 2013 г. в Подмосковье (группа Юлая Давлетбаева). Это отдельное событие станет определять для миллионов пользователей облик современного Ислама в России – а вовсе не реальная, сложная и интересная жизнь миллионов верующих с их проблемами.

Жизнь в больших городах сталкивает Ислам с новыми вызовами. Мы ежедневно получаем и передаем большое количество информации, намного больше чем раньше. И возрождение Ислама происходит именно на фоне и в ритме этого информационного шума. Это совсем не походит на восприятие мира и Ислама в обществе наших предков, даже всего лишь поколение назад. Поэтому вопрос позиционирования Ислама  именно в информационном поле на данный момент имеет ключевое значение.

Развитие социальных сетей позволяет сделать достоянием гласности практически любой возмутивший рядовых пользователей факт помимо участия ведущих СМИ. Поэтому первым шагом в формировании положительного образа Ислама должно стать адекватное поведение и действия, как рядовых мусульман, так и имамов. Иначе в современной жизни ответить на вопрос – ислам – это позитивный фактор или тормоз общественного развития и народов считающих себя этническими мусульманами – невозможно, ибо образы, формирующиеся в общественном сознании, создаются СМИ, значительно потеснившими «традицию».

Контролировать крупнейшие ТВ, радио, газеты  и журналы, теперь оказывается недостаточно. Рядовые в прошлом потребители информации также хотят участвовать в формировании общественного мнения и общественных трендов, и они уже успешно конкурируют в этом с крупнейшими СМИ. Количество читателей страниц некоторых популярных блогеров составляют сотни тысяч единиц, что сопоставимо с аудиторией крупных Интернет-СМИ.

Однако уже сейчас, к большому сожалению, в общественном мнении множество негативных стереотипов о мусульманах и Исламе.

Отечественные и мировые СМИ не жалеют черных красок. Сформировался настоящий «образ врага» - мусульманина, члена террористической организации вступившего в борьбу со всей современной иудео-христианской цивилизацией с целью построения непонятного халифата. Право на существование, которого, как впрочем, и различных моделей «царства божия на земле» у христиан не признаётся априори. В общественном сознании уже сформировались и приживаются образы «исламского терроризма». Именно исламского, как будто других уже и нет. А ведь терроризм, как не раз замечалось здравомыслящими людьми, не имеет религиозной и национальной принадлежности и является нелегитимным методом борьбы людей за свои права, как они их понимают. Непредвзятого анализа событий происходящих сегодня в Евразии практически нет. Мы окончательно перестали поддерживать «национально-освободительные» движения и переформатировали их под экстремизм, присоединившись к армии государств, воюющих с ними, иногда в ущерб собственным интересам. Федеральные и региональные СМИ («Коммерсант Ъ», «Новая Версия» и др.) таким же образом иногда оценивают и ситуацию в нашей республике. Только за последние три года прозвучали категоричные оценки ситуации в республике, такие как:

- об угрозе превращения региона в один из «очагов сепаратизма»;

- в регионе сформирован «целый слой населения», готового «по команде встать в ружье»;

- В Башкирии «в полный рост» идет формирование «армии» радикально настроенной молодежи, готовой «вооружиться по команде» (Коммерсантъ (Уфа), №196 (4734), 19.10.2011, http://www.kommersant.ru/doc/1798115/print).

- Исламский сепаратизм переползает с Северного Кавказа в Поволжье;

- Башкирия может стать ещё одной горячей точкой территории России;

- «Сегодня на карте России появились новые горячие точки – Татарстан и Башкортостан» (Секир башкир. Исламский сепаратизм переползает с Северного Кавказа в Поволжье. Георгий Филин (№ 50 от 24.12.2012) http://versia.ru/articles/2012/dec/24/sekir_bashkir).

Впрочем, представители госорганов и духовных управлений мусульман, учёные не столь категоричны в своих суждениях и считают, что есть время для изучения и исправления ситуации. Мы не собираемся предвзято критиковать работу правоохранительных органов и оспаривать существование самой проблемы распространения экстремизма в республике. Но в том, так ли это на самом деле и насколько далеко зашёл процесс радикализации мусульман, особенно молодых и активных, мы думаем нам ещё предстоит разобраться.

Весьма редко появляются позитивные сообщения о событиях, происходящих в жизни мусульман республики. И связаны они большей частью с совместными государственно-конфессиональными мероприятиями или религиозными праздниками. И практически нет сообщений освещающих ежедневные события, жизнь и проблемы современных мусульман, вопросов интересующих их, и тех обычных граждан, которые их окружают.

В связи с этим, необходимо отметить, что мусульманам надо серьёзнее относиться к тому, как воспринимаются в общественном сознании многие священные исламские понятия: шахид, джихад, шариат и т.д. Проблема в том, что нам повсеместно приходится сталкиваться с неверным использованием этих понятий, с их дискредитацией. Мусульманам необходимо вступить в информационную борьбу за правильное восприятие этих терминов в общественном сознании россиян.

Скорость распространения информации в сравнении с XX в. стала многократно больше, соответственно увеличивается и резонанс от любых действий, совершаемых как представителями мусульманского духовенства, так и рядовыми прихожанами мечетей. Мобилизационный потенциал социальных сетей мы смогли наблюдать совсем недавно на примере многочисленных революций в арабских странах и митинговой активности в нашей стране. Появился новый феномен: революция как флеш-моб. Вводятся в оборот такие понятия как онлайн-мечеть (Ш. Аляутдинов) и «кибер-мусульмане».

Инициативу в конструировании настроений в обществе перехватили сейчас те, кто умеет работать в Интернете. Необходимо овладеть этим оружием, чтобы изменить в лучшую сторону отношение наших соотечественников к Исламу и мусульманам. Для этого необходима продуманная политика в медийном пространстве, как в традиционных СМИ, так и в новых Интернет-площадках. Для достижения этой цели необходимо 1) развивать новые исламские СМИ в новом медийном формате; 2) достигнуть соглашения (консенсуса) между самими мусульманами по вопросам взаимодействия между собой и с обществом в целом.

Время скучных газет уходит в прошлое. Мусульмане должны активнее осваивать пространство Интернета, создавать новые медиа ресурсы. Вообще-то призывы осваивать всемирную сеть доносятся уже давно и в определенном смысле они услышаны мусульманами. Но итоги пока скромные, так как содержательно большинство официальных мусульманских web-сайтов мало отличаются от старых религиозных газет, изменился только носитель: на смену бумаге пришел цифровой формат.

Мы уже говорили о том, что именно работа средств массовой информации привела к формированию негативного образа Ислама и мусульман в массовом сознании граждан не только нашей страны, но и многих других государств. Изменить эту ситуацию возможно только в том случае если мусульмане самостоятельно будут создавать современные профессиональные исламские и светские СМИ. Должны быть и сайты, востребованные среди всех категорий читателей независимо от религиозной, национальной и идеологической принадлежности и специализированные, только для верующих. Однако тогда может возникнуть и другая проблема: не приведет ли это к тому, что мусульмане будут создавать СМИ только для мусульман, что в последующем приведет к замыканию мусульман на самих себя.

Все возрастающий информационный поток, как следствие, влечет за собой повышение «информационного шума», некачественной, а порой превратной информации, основными генераторами которой, в силу доступности информационных технологий, зачастую становятся сами мусульмане. Возникает проблема качества информации, ее информативности и достоверности Достаточно представить, какой негативный потенциал несет в себе все возрастающее число любительских, анонимных Интернет-ресурсов. Тем временем сайты радикального направления, а зачастую просто экстремисты и радикалы в Сети необычайно креативны и активны. По понятным причинам, мы не можем назвать их здесь. Но беда не только в экстремистских сайтах, но и в обычных заблуждениях, которые в Интернете быстро становятся массовыми.

Некомпетентный подход к информации об Исламе приносит очевидный вред самим мусульманам.

Как для мусульман, так и для общества в целом является благом, что при формировании государственной политики будет учтен колоссальный позитивный опыт Ислама во всех сферах общественной жизни. Но насколько полно и эффективно этот исламский опыт будет востребован государством в реальности, зависит от того, как мусульмане, позиционируют себя в информационном плане.

Исламские темы в Сети - популярнейшие темы для дискуссий на форумах, особенно на башкирских, татарских ресурсах. Но также, увы, на любых ресурсах при освещении новостей, связанных с так называемым исламским радикализмом. Возьмем популярные в 2006-11 гг. Башкирский форум (Башкорт форумдары). Анализ показывает, что дискуссии на тему ислама резко опережают все другие темы и по накалу полемики, и по посещаемости. С другой стороны, обычные политические сайты активно используют любую «исламскую» тематику для нагнетания тревожности, боязни, панических стереотипов в своих целях – например, разжигании протестных настроений.

Всё это, обуславливают вторую проблему, наиболее характерную для информационного пространства, – образование ложных стереотипов об Исламе. Подобные информационные фантомы негативно искажают образ Ислама и мусульман. И, к сожалению, используются в суждениях об Исламе, претендующими на официальную оценку Ислама многими зарубежными и отечественными государственными и общественными структурами. Характерно, что подобный подход связан с все большими противоречиями в оценке Ислама как социально-культурного явления. Подобная ситуация с исламским информационным полем опасна и для отдельной личности, ведь при бессистемном усвоении сведений исламской тематики, находящиеся сейчас в свободном доступе, человек почти неизбежно впадает в заблуждение по поводу как фундаментальных принципов Ислама, так и отдельных канонических вопросов и даже истории Ислама. В современном, секуляризованном обществе этот процесс принимает две крайние формы, одинаково опасные, в первую очередь, для самих мусульман.

В первом случае встречающаяся противоречивость официальных исламских информационных источников, их непоследовательность и часто, к сожалению, ангажированность, демонстративный конформизм вызывают отторжение наиболее образованной части общества – интеллигенции.

Во втором случае информация, не прошедшая соответствующую каноническую оценку, является идейной базой экстремистских, контрпродуктивных Исламу течений и групп, использующих данные информационные источники для манипуляции маргинальной частью исламского сообщества.

Безусловно, проблема формирования качественных информационных источников и достоверных общедоступных канонических баз приобретает все большую актуальность. Мы считаем, что в России целесообразно развивать подобные информационные сегменты по аналогии с существующими центрами исламского образования и науки. Возможно, пойти по пути создания информационно-аналитических центров, исламских информационных агентств, креативным потенциалом которых станут научные базы исламских высших учебных заведений, возможно и канонические отделы духовных управлений мусульман, а также общественные экспертные советы при научных учреждениях. Примером таковых является, например, деятельность нашей общественной экспертной группы при ЦСКМ ИГИ РБ.

В информационном поле республике и её исламском секторе происходят в последнее время определённые изменения. Новой тенденцией сегодня является появление «глянцевых» и бизнес исламских изданий как ответ мусульман на изменяющиеся реалии современной жизни. Это выражается в стремлении получать практические жизненные советы специалистов и следить за новыми тенденциями в формировании образа жизни в журнале «Аиша», получать информацию в «Муслим world», размещать свою рекламу в «Баракат». Новым является и то, что происходит «исламизация» светской рекламы и маркетинга. Становится актуальным и креативным использовать исламские образы и идеологию в пиаре и позиционировать свой товар и бизнес, даже если он и не находится в секторе халяль-индустрии и услуг.

В остальном, исламская тематика присутствует в интернет пространстве республики, условно говоря, в 3-х сегментах.

Первый представляет собой официальные сайты крупных централизованных религиозных организаций на территории РБ:

Сайт ЦДУМ России - http://cdum.ru/. Посещаемость – 63149 всего, в день 170-190 чел. Новости ЦДУм обновляются каждые 2-3 дня, используется информация ИА Башинформ, Интерфакс и др., собственные источники. Пропаганда «традиционного ислама». Активное сотрудничество с известным рос. религиоведом – Р.Силантьевым. Сайт используется также для размещения информации РДУМ (региональных дух. управлений мусульман» входящих в ЦДУМ России. Так же содержит ежемесячные выпуски газеты «Маглюмат аль-Булгар» (Вестник ЦДУМ). Видеоматериалы содержат сюжеты о мероприятиях ЦДУМ, проповеди Верховного муфтия, съёмки религиозных праздников.

Сайт ДУМ РБ - http://dumrb.ru/ Статистика посещаемости (по liveinternet.ru) – 176/45/24. Обновление событий – 2,3 раза в месяц, иногда со значительным опозданием, на 1 мес. Идеология Совета муфтиев России (муфтий Гайнутдин, Москва). Малоинформативен.

Второй сегмент –  интернет версии религиозных периодических изданий и исламские сайты:

Религиозно-просветительская республиканская газета (ДУМ РБ) – «Рисалят» (Послание) - http://islamrb.ru/ Информативна, содержит актуальные новости и статьи. О деятельности медресе им. М.Султановой содержит более полную информацию, чем на сайте ДУМ РБ. Содержит видеоматериалы о деятельности медресе, в том числе на арабском языке (кадры телеканала RT).

Среди наиболее посещаемых мусульманами республики можно отметить два общероссийских сайта противоположной идеологической направленности:

Ансар. Ru - http://ansar.ru/. Статистика посещаемости (по liveinternet.ru) – 11 803 240/12 385/5409/ Портал был создан в 2003 году и функционировал в виде еженедельного интернет-издания. В 2009 году «Ансар.Ru» кардинально поменял свой формат - появились ежедневная новостная лента, фото, аудио и видео разделы. Кроме этого, были добавлены интерактивные функции для читателей: появился форум и возможность принять участие в периодических опросах. Задачами информационно-аналитического канала является донесение информации о событиях в России и мире и происходящих в обществе процессах, консолидация мусульманской уммы России, выявление случаев дискриминации по религиозным и национальным признакам, защита прав верующих. «Ансар.Ru» имеет собственных корреспондентов в различных регионах России и предлагает вниманию читателей, как оперативную новостную информацию, так и эксклюзивные аналитические статьи, обзоры, религиозно-богословские материалы, мнения известных экспертов по различным вопросам. Материалы, публикуемые на «Ансар.Ru», рассчитаны на самую широкую аудиторию. Сайт освещает как собственно религиозную, так и политическую, экономическую, культурную, общественную жизнь мусульман России и зарубежья. Одной из наиболее актуальных тем, которые находят место на страницах "Ансар.Ru", является развитие исламской банковской сферы, исламских финансов и халяль-индустрии. Идеологи: М.Шевченко, М. Бибарсов, Али Полосин и др.

Умма ру - http://umma.ru/. Статистика посещаемости недоступна. Идеологи – шамиль и Ильдар Аляутдиновы. Сайт содержит их многочисленные проповеди, фетвы по актуальным вопросам, тафсир на русском языке, объясняются вопросы религиозной практики. Реализуется проект «Триллионер» с размещением материалов семинаров и вебинаров Шамиля Аляутдинова.

В самой республике нет собственных информационно-аналитических исламских интернет ресурсов, кроме нескольких светских. Таких как, например, РБ ХХI век, которые на хорошем научном и познавательном уровне размещают и обсуждают материалы по исламской тематике. РБ ХХI век – сайт традиционалистов Башкортостана - http://rb21vek.com/. Объединяет историков, политологов, социологов, общественников. В рубрике «религия» интересно освещают вопросы религиозной жизни республики в целом и проблемные вопросы, тенденции развития исламской уммы Башкирии, в частности.

Третий сегмент – социальные сети. По значимости и посещаемости их условно можно ранжировать таким образом: «В контакте», «Фейсбук», «Одноклассники».

Материалы по исламской тематике «В контакте» объединены по группам и находятся в свободном обсуждении. Уровень дискуссии по спорным вопросам невысок, эмоционален. Восприятие материала некритическое, степень достоверности зачастую оценивается молодёжью по принципу: «один брат (сестра) сказал (а)». Информационные ресурсы часто используются для пропаганды радикальных взглядов, иногда членами запрещённых в России судебным решением организаций.

Краткая характеристика ресурсов содержащих в названии республиканскую тематику:

«Ислам в Башкирии» - http://vk.com/club14056739. 73 участника, 25 тем в обсуждении. Обновления редко. Содержит пропагандистские материалы «Хизбут Тахрир» и антиисламские.

«Умма Башкирии» - http://vk.com/islambashkortostan. 3627 участников,  малоинформативен, без обсуждений.

«Религия башкир – ислам» - http://vk.com/search?c%5Bq%5D=%D0%B1%D0%B0%D1% 88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%8F&c%5Bsection%5D=communities, 1455 участников, закрытая группа.

«Башкиры мусульмане» - http://vk.com/club14206125, 370 участников, 6 тем. Неформальный ислам, без радикализма.

На ресурсах посвящённых национальной тематике размещены ссылки на другие, связанные с неформальным исламом, например – «Ислам. Как принять Ислам? Моя религия Ислам!» (http://vk.com/club28312552) участники 1592 чел. И другие многочисленные ресурсы, среди которых особого внимания заслуживают сайты, связанные с авторитетным лидером неформальных мусульман республики – Хайбуллиным И.Н.: «От Ишмурата» - http://vk.com/ishmurat_haibullin (1248 участников), проект «Уфа плюс» на http://www.youtube.com/watch?v=POgcd-QoabQ и другие.

Активные мусульмане пользователи предпочитают в основном федеральные сайты. В целом говорить об «онлайн мечети» или «кибер мусульманах» в нашей республике мы считаем пока преждевременно, хотя мусульманские информационные продукты находят своих пользователей. Замерить степень влияния на общественное сознание таких продуктов, оценить эффективность «флеш мобовых технологий» в «исламских политтехнологиях» - является задами дальнейшего исследования.

Комментарии

Аватар пользователя Резеда Сафиуллина (Казань)

Отличный материал!

Аватар пользователя Резеда Сафиуллина (Казань)

Отличный материал!

Аватар пользователя Резеда Сафиуллина (Казань)

Отличный материал!

Аватар пользователя Резеда Сафиуллина (Казань)

Отличный материал!