Государство и право Федеративной Республики Германия

29 октября 2016

Германия (Deutschland), полное название - Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Bundesrepublik Deutschland) - государство в Центральной Европе.

Территория: 357 тысяч кв. км.

Федеративная Республика Германия в ее нынешнем виде была образована 3 октября 1990 года путем слияния двух немецких государств - ФРГ и ГДР.

Столицей ФРГ в июне 1991 года был объявлен Берлин, однако окончательный перевод столицы из Бонна занимает, согласно принятым планам, 10-12 лет, и не все государственные учреждения еще покинули Бонн, который был столицей ФРГ с 1949 года.

Германия v самая населенная страна в Европе, ее население составляет 81,2 миллиона человек (1993). Страна отличается большой плотностью населения (228,3 человека на 1 кв. км) и высокой степенью урбанизации: 9/10 всего населения - горожане.

Городские агломерации разрастаются, и формируются мегалополисы. Средняя продолжительность жизни в стране высока (76 лет).

Официальный язык немецкий. Среди верующих преобладают протестанты (лютеране, чуть больше 50%) и католики.

 

ИСТОРИЯ ФЕДЕРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ГЕРМАНИИ

На сегодняшний день в мире насчитывается свыше двадцати федераций, наиболее известными примерами которых являются такие страны как США, Германия, Швейцария, Австрия, Канада, Индия, Австралия, Россия. Несмотря на то, что федеративная форма государственного устройства получила широкое распространение во всем мире, каждая федерация по-своему уникальна и неповторима. Это связано с различными историческими, политическими, социальными, экономическими и прочими условиями становления и развития каждого федеративного государства, а также с тем, что идея федеративного государства не обладает таким универсальным характером как, например, идеи естественных прав человека, демократии или разделения властей. Последние, появившись за много лет до принятия первых конституций, и поныне сохраняют свое неизменное и повсеместное действие.
Сегодня эти идеи составляют фундамент современной цивилизации и поэтому законодателю любой страны, в ходе конституционного законотворчества, не нужно заново изобретать велосипед, а достаточно лишь перенять общепризнанные постулаты, путем их закрепления в конкретной конституционно-правовой норме. В этой связи сегодня все демократические государства по своему существу обладают одинаковым характером. Напротив, каждая федерация может быть федерацией лишь на собственный, национальный лад. В отдельно взятом федеративном государстве используются специфические методы распределения предметов ведения и полномочий, что делает это Федеративное государство таким же неповторимым как любого отдельно взятого человека. Таким образом, не существует некой универсальной модели федерации, к которой мог бы прибегнуть законодатель любой страны, конструируя её федеративное устройство в конституции.

Федеративно-государственное устройство Германии имеет длительную, многовековую историю. Характерной чертой немецкой государственности является то, что она всегда носила федеративный, или, по меньшей мере, союзный характер. По мнению немецких ученых, «история государственности Германии одновременно является историей немецкого федерализма»[i]

Первые германские государства стали складываться в центре Европы в IV веке.

Одним из них было Франкское королевство. Его правители в течение VI-VIII веков завершили объединение германских племен, и в 800 году Карл Великий провозгласил создание империи. В 843 году она распалась на самостоятельные государства. В восточной части сложилось собственно Германское королевство.

Его главной внешнеполитической задачей стало возрождение утраченной империи Карла. В 962 году немецким войскам удалось взять Рим, и на карте Европы появилась «Священная Римская империя германской нации». Ее расцвет пришелся на XIIvXIII века.

В XIII веке Германия перестала быть единым политическим организмом. В югоvзападных районах быстрыми темпами развивалось капиталистическое хозяйство. В XVI веке этот регион стал основным центром протестантизма и активно поддерживал проповеди Мартина Лютера.

Социальноvэкономический раскол углубился за счет религиозного и на несколько столетий задержал политическое объединение страны и ее экономическое развитие. Попытка австрийских императоров в XVIII веке подавить сепаратизм вольных областей не привела к положительным результатам, но в этом столетии четко обозначился другой объединительный центр - Пруссия.

С середины XIX века она собирала разрозненные княжества в единое целое и после побед в Франкоvпрусской войне над сдерживающими централизацию Австрией и Францией в 1871 году объявила о создании общегерманского рейхаvимперии со столицей в Берлине.

Пока ведущие международные позиции в экономике находились в руках Англии, Франции, России и США, Германия не могла рассчитывать на европейское господство. Следствием этих противоречий стала первая мировая война.

Победа Франции и Англии затормозила развитие Германии, перевела ее на второстепенные позиции в мировой политике и этим зародила рост националvреваншистских устремлений немецкого народа. На волне подобных настроений в 1933 году к власти в Берлине пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером, которыми была развязана вторая мировая война.

Участие в антигитлеровской коалиции СССР привело в 1949 году к расколу Германии на ФРГ и ГДР.

В ГДР установился просоветский режим. С распадом СССР в конце 80-х - начале 90-х годов стало возможным воссоединение страны.

Период раздельного существования двух суверенных германских государств закончился 3 октября 1990 года. 12 сентября 1990 года в Москве был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.

В соответствии с принятым Народной палатой ГДР (высший орган государственной власти) решением 3 октября 1990 ГДР присоединилась к ФРГ, в результате образовалось единое германское государство[ii].

 

ОСНОВНОЙ ЗАКОН

Основным законом является конституция Федеративной Республики Германии; тем самым он представляет собой базу и ориентир для всех законов, которые принимаются на территории Федеративной Республики Германии только исходя из заданной в Основном законе формы. Каждый закон должен находиться в соответствии с принципами, сформулированными в Основном законе. В статье 20 Основного закона, которую также называют "Конституцией в краткой форме", приведены ключевые принципы построения нашего государства:

федеративное государство

демократия

правовое государство

социальное государство.

Изменению этих основных элементов и структуры деления федерации на отдельные земли препятствует статья 79 в самом Основном законе. Поэтому здесь можно говорить о вечной гарантии такого государственного устройства.

Современная политическая система Федеративной Республики Германия представляет собой вторую по счету демократическую систему в германской истории. Отцы-основатели Федеративной Республики, заседавшие в Парламентском совете, при выработке новой конституции, Основного закона, учли уроки краха первой демократии, Веймарской республики, и национал-социалистской диктатуры. Федеративная Республика Германия была дитем войны. И демократия в 1949 г. должна была сначала закрепиться лишь в западной части разделенной на два государства Германии. Однако в Основном законе, который был задуман поначалу как временная конституция, сохранялась цель воссоединения Германии «в условиях самоопределения».

Вторая германская демократия имела успех. Причин тому было множество. Понимание ценности свободного образа жизни после пережитой диктатуры и стремление быть принятым в ряды демократических соседних государств – вот некоторые из них. Но и Основной закон внес свой вклад в этот успех. Когда после более чем 40 лет раскол страны был преодолен, Основной закон в 1990 г. стал конституцией объединенной Германии.

 

Основной закон обязывает органы законодательной власти  придерживаться конституционного строя, а органы государственного управления – правовых норм и законов. Особое значение имеет статья 1 Основного закона. Она постулирует в качестве высшего блага конституционного строя уважение человеческого достоинства: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его обязанность всей государственной власти». Другие основные права гарантируют, в частности, свободу действий в рамках законов, равенство всех людей перед законом, свободу печати и СМИ, свободу союзов и защиту семьи.

Констатируя, что народ осуществляет свою власть через специальные органы, Основной закон закрепляет представительную демократию в качестве формы правления. Кроме того, он определяет Германию как правовое государство: все действия государственных органов подлежат судебному контролю. Еще один конституционный принцип заключается в том, что Германия – федеративное государство; это означает распределение властных полномочий между федеральными землями (государствами-членами) и центральной властью. И, наконец, Основной закон определяет Германию как социальное государство. Социальное государство требует, чтобы в политике принимались меры для обеспечения людям достойных средств существования в случае безработицы, инвалидности, болезни и старости. Особенностью Основного закона является то, что эти основные конституционные приниципы имеют так называемый «вечный характер». На основные права, демократическую форму правления, принципы федеративного и социального государства нельзя посягать и при внесении последующих поправок в Основной закон или при выработке даже совершенно новой конституции.

 

СОВРЕМЕННОЕ ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Федеративная Республика Германии является федеративным государством. Как Федерация в виде одного целого, так и отдельные земли являются "государствами" со своей государственной властью и своей государственной территорией. Верховная государственная власть, однако, принадлежит Федерации, а не землям, ибо Основной закон предусматривает статьей 31, что федеральное право имеет преимущество перед правом земель. Деление Федерации на отдельные земли не может быть поколеблено даже изменением конституции. Участие земель в законодательной деятельности, осуществляемой Бундесратом, тоже должно быть принципиально сохранено.

С момента подписания договора об объединении Германии и вступления ГДР в состав ФРГ Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель. Ими являются: Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Hижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Северный Рейн-Вестфалия, Саар, Саксония, Саксония-Ангальт, Тюрингия и Шлезвиг-Гольштейн.

Германское федеративное государство – сложное образование. Оно состоит из централизованного государственного уровня в виде федерации и 16 земель. Основной закон детальным образом закрепляет распределение полномочий: то, чем занимается федерация, и то, чем занимаются земли. В этом плане федеративное устройство Германии схоже с другими федеративными государствами. Общественная жизнь базируется в основном на федеральных законах. Граждане же – согласно принципу субсидиарности – почти всегда имеют дело с земельными властями и местными (коммунальными) администрациями, которые действуют по поручению земель. Причина этого кроется в стремлении Основного закона объединить преимущества централизованного государства с преимуществами федеративного государства. Граждане других государств в повседневной жизни намного чаще имеют дело с представителями федеральных властей.

Основной закон требует схожести жизненных условий по всей Германии. Эти жизненные условия определяются в основном экономической и социальной политикой. Поэтому эти сферы регулируются главным образом федеральными законами. В этом плане германское федеративное государство схоже с централизованным. Тем не менее земли контролируют большую часть общегосударственного потенциала управления. В германской системе управления доминируют таким образом федералистские элементы. Земельные органы управления, с одной стороны, исполняют законы данной земли, что типично для федеративного государства. А кроме того, – что совершенно нетипично для федеративного государственного устройства – они исполняют еще и большинство федеральных законов. Для характеристики германского федеративного государства подходят поэтому такие формулировки, как «унитаристское» или «скрытое» федеративное государство. Три общегосударственные задачи земли выполняют совершенно самостоятельно: ведают делами школьного образования, в основном также делами высшей школы; вопросами внутренней безопасности, в том числе полицией; строительством системы коммунального самоуправления. В широко очерченных правах Бундесрата на участие в принятии решений земли видят компенсацию тому преимуществу, которое имеет федерация в сфере законодательства.

Демократия

Федеративная Республика Германии является демократическим государством. В статье 20 Основного закона закреплено, что вся государственная власть исходит от народа. Осуществление государственной власти народом проявляется на выборах, голосованиях и через особые органы законодательной, исполнительной власти (управления) и юрисдикции. Тем самым Основной закон следует принципу представительной демократии. Органом государственной власти является исключительно выбираемое народное представительство в федерации - Бундестаг.

Правовое государство

Федеративная Республика Германии является правовым государством. Распределение государственной власти по различным государственным органам - законодательной, исполнительной власти (управления) и юрисдикции - и постановка их в зависимость от закона и права имеют своей целью предотвращение произвольного господства внутри страны. Для того, чтобы действия, осуществляемые государством, и по своему содержанию отвечали принципам правового государства, Основной закон закрепляет в статьях с 1-й по 19-ю основные права каждого гражданина в государстве как неприкосновенные и неотчуждаемые права человека. Эти основные права представляют собой непосредственно действующее право и накладывают обязательства на все государственные органы. Соблюдение конституционных основ законодательства, управления и юрисдикции вверено Федеральному конституционному суду.

Социальное государство

Федеративная Республика Германии является социальным государством. Принцип социальности дает государству право и обязывает его заботиться о сглаживании социальных противоречий и поддерживать тем самым справедливый социальный порядок. На каждого гражданина должна распространяться социальная защищенность, главной целью которой является обеспечение минимального прожиточного уровня всех граждан путем оказания им социальной помощи.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Германская избирательная система делает весьма трудной возможность образовать правительство какой-то одной партией. За 56 лет такое было только один раз. Для того, чтобы избиратели знали, с каким партнером партия, которой они отдают голоса, намеревается править, партии перед началом предвыборной кампании делают заявления о возможных коалициях. Выбирая ту или иную партию, граждане, с одной стороны, отдают свое предпочтение той или иной партийной коалиции, а, с другой стороны, определяют соотношение сил между желательными будущими партнерами по правящей коалиции.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Германия - федеративная многопартийная республика парламентского типа с двумя закондодательными органами - Бундесратом (в него входят представители земель) и Бундестагом (парламентом). Официальное название страны по-немецки: Bundesrepublik Deutschland.

 

БУНДЕСТАГ

Бундестаг – избираемое представительство немецкого на- рода. В техническом плане половина из 598 депутатских мандатов предоставляется в соответствии с результатами выборов по земельным партийным спискам (вторые голоса), другая половина – по результатам выборов конкретных кандидатов в 299 избирательных округах (первые голоса). Такое распределение ничего не меняет в ключевой роли партий в избирательной системе. Лишь те кандидаты в избирательных округах имеют шансы на успех, которые принадлежат к той или иной партии. Число депутатов от той или иной партии призвано отражать распределение голосов избирателей. Для того, чтобы не осложнять картину большинства из-за мелких и очень мелких партий, вводится так называемый пятипроцентный барьер (Пятипроцентный барьер), который не позволяет этим партиям пройти в парламент.

Бундестаг – это германский парламент. Его депутаты образуют фракции и выбирают из своих рядов председателя Бундестага. Перед Бундестагом стоит задача из- брать федерального канцлера и поддерживать его затем на этом посту путем одобрения его политики. Бундестаг может сместить канцлера, отказав ему в доверии. В этом он схож с другими парламентами. Не играет также большой роли разница в том, что в Германии канцлер избирается, а в Великобритании или в других парламентских демократиях назначается главой государства. В других парламентских демократиях главой правительства, который может опираться на парламентское большинство, всегда назначается лидер той или иной партии.

Вторая большая задача, стоящая перед депутатами Бундестага  – выработка законодательства. Начиная с 1949 г. в парламент были внесены около 9.000 законопроектов, им приняты свыше 6.200 законодательных актов. Преимущественно речь идет о поправках к законам. Большинство законопроектов было предложено федеральным правительством. Меньшая часть была внесена самим Бундестагом или Бундесратом. И в этом плане Бундестаг похож на парламенты других демократий, так как в основ- ном принимает законы, предложенные федеральным правительством. Тем не менее Бундестаг в меньшей степени олицетворяет собой тип дебатирующего парламента, характерного, например, для британской парламентской культуры. Он отвечает скорее типу рабочего парламента. Специализированные комитеты Бундестага очень интенсивно и со знанием дела обсуждают внесенные в парламент законопроекты. В этом плане деятельность Бундестага напоминает чем-то деятельность американского Конгресса, служащего прототипом рабочего парламента.

Третья большая задача, стоящая перед Бундестагом, – контроль за деятельностью правительства. Зримый для общественности парламентский контроль осуществляет парламентская оппозиция. Менее зримую, но не менее эффективную часть контрольных функций берут на себя депутаты правящих партий, которые за закрытыми дверями залов заседаний задают критические вопросы представителям своего правительства.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ

Федеральный президент представляет Федеративную Республику Германия в качестве главы государства. Он представляет страну на международной арене, назначает членов правительства, судей и высокопоставленных государственных чиновников. После его подписи законы вступают в силу. Он отправляет правительство в отставку и имеет право – как это произошло летом 2005 г. – в исключительных случаях досрочно распустить парламент. Основной закон не предоставляет федеральному президенту право вето, подобно тому, какое имеет президент США или президенты других стран в отношении законодательных решений парламентских органов. Федеральный президент подтверждает, правда, парламентские решения и кадровые предложения правительства. Однако он контролирует только то, чтобы они появились на свет правильным путем, согласно предписаниям Основного закона.

 

Федеральный президент выполняет свои функции в течение пяти лет, он может быть переизбран на второй срок. Его избирает Федеральное собрание, которое состоит, во-первых, из депутатов Бундестага, а, во-вторых, из такого же числа членов, избранных парламентами 16 федеральных земель.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАНЦЛЕРИ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Федеральный канцлер – единственный избираемый член федерального правительства. Конституция предоставляет ему право самостоятельно выбирать министров в качестве руководителей важнейших политических органов власти. Кроме того, канцлер определяет число министерств и закрепляет за ними сферы ответственности. Он обладает директивной компетенцией, которая дает канцлеру право предписывать основные направления правительственной деятельности, которых следует придерживаться в обязательном порядке. Благодаря этим полномочиям федеральный канцлер обладает арсеналом руководящих средств, который можно сравнить с властью президента в демократическом государстве с президентской формой правления.

Парламентский совет, принявший в 1949 г. Основной закон, взял за образец для поста федерального канцлера пост британского премьер-министра. Последний обладает такими же властными полномочиями, как и канцлер, однако в действительности у канцлера значительно меньше власти, чем у премьер-министра. В рамках парламентской системы Великобритании всегда правит только одна партия, так как британская мажоритарная избирательная система создает благоприятные условия для сильнейшей партии. В Бундестаге, как правило, ни одна партия не имеет абсолютного большинства голосов. Поэтому для избрания канцлера обычно необходима коалиция, то есть союз различных партий.

Избранию канцлера предшествуют детальные консультации между партиями, которые желают править вместе. В ходе них, в частности, речь идет о том, как будут распределены министерства между партиями, какие министерства следует сохранить и какие создать заново. Сильнейшей партии в рамках правительственной коалиции предоставляется право выдвинуть кандидатуру федерального канцлера. Далее партии договариваются о проектах, которые они в ближайшие годы намерены осуществить. Результаты коалиционных переговоров находят свое отражение в коалиционном договоре. Лишь после этого избирается федеральный канцлер. Переговоры между правящими партиями подготавливают решения федерального правительства, партии следят также за их исполнением. Если запасы политических точек соприкосновения исчерпываются до очередных выборов в Бундестаг, становится актуальным освобождение федерального канцлера от должности. Наряду с освобождением действующего канцлера от должности в результате – конструктивного – вотума недоверия необходимо одновременно избрать нового канцлера. Такой наступательный характер вотума недоверия заставляет представленные в Бундестаге партии формировать дееспособное правительственное большинство еще до свержения канцлера. Попытка свергнуть канцлера предпринималась дважды, лишь один раз, в 1982 г. , она удалась: тогдашнему канцлеру Гельмуту Шмидту (СДПГ) был вынесен вотум недоверия, вместо него был избран Гельмут Коль (ХДС).

Федеральный канцлер, однако, в любое время может поставить в Бундестаге вопрос о доверии, чтобы проверить, пользуется ли он еще безоговорочной поддержкой правящих партий. Если он терпит поражение при голосовании по этому вопросу, т.е. если часть правительственного большинства отворачивается от канцлера, тогда решение о том, распустить ли Бундестаг и назначить ли новые парламентские выборы, принимает федеральный президент. Федеральный президент может также призвать представленные в Бундестаге партии попытаться сформировать новое правительство.

Действительного поражения при голосовании по вопросу о доверии в истории Федеративной Республики еще никогда не было. Однако трижды имело место заранее обговоренное поражение. Депутаты от правящих партий или министры воздерживались при голосовании, чтобы таким образом свалить правительство (1972 г., 1982 г., 2005 г.). Такой путь выбирался для того, чтобы добиться досрочных новых выборов в Бундестаг, которые иначе – согласно конституции – были бы невозможны. Такой путь возможен лишь с одобрения федерального президента и не является бесспорным. Еще в 1983 г. Федеральный конституционный суд подчеркнул, что здесь речь идет о сомнительной, нежелательной в конституционном плане процедуре. В 2005 г. также было предпринято обращение в высшую судебную инстанцию, однако конституционные судьи отклонили жалобу двух депутатов по этому вопросу.

 

БУНДЕСРАТ

Бундесрат – это представительство земель, своего рода верхняя палата, существующая наряду с Бундестагом. Он должен обсуждать каждый федеральный закон. Как пала- та земель Бундесрат имеет те функции, что и верхняя палата в других федеративных государствах, которая в большинстве случаев называется сенатом. В состав Бундесрата входят исключительно представители земельных правительств. Число голосов у той или иной земли в весьма приблизительной форме отражает численность населения данной земли. У каждой земли минимум 3 голоса, земли с большим населением имеют до 6 голосов. Самая маленькая земля Бремен насчитывает 660.000 жителей, самая большая – Северный Рейн-Вестфалия – свыше 18 млн.

Бундесрат участвует в выработке федеральных за- конов. При этом он отличается от верхних палат других федеративных государств. Основной закон предусматривает два способа участия Бундесрата в законодательной деятельности. Федеральные законы, создающие для земель дополнительные управлеченские расходы или заменяющие действовавшие до сих пор земельные законы, подлежат одобрению со стороны Бундесрата. Бундесрат должен одобрить закон, принятый Бундестагом, чтобы тот мог вступить в силу. Здесь Бундесрат имеет статус равноправного с Бундестагом законодательного органа. В на- стоящее время свыше 50 проц. всех законов требуют одобрения со стороны Бундесрата. Поскольку федеральные за- коны в принципе исполняются земельными органами управления, то важнейшие и связанные с большими рас- ходами законы, затрагивают управленческий суверенитет земель. Эти законы, требующие одобрения со стороны Бундесрата, следует отличать от законов, против которых он может возражать. Последние Бундесрат может, в частности, отклонить. Однако Бундестаг может отвергнуть возражение Бундесрата тем же большинством голосов, что и Бундесрат: простым (абсолютным) или квалифицированным (в две трети голосов).

Если учесть, что деятельность Бундесрата лежит на плечах 16 земельных правительств, то становится ясно, что земельные правительства являются важными актерами на федеральной политической арене. Благодаря этому обстоятельству премьер-министры земель как главы земельных правительств обладают политическим весом, выходящим за рамки конкретной земли. В сентябре 2006 г. в рамках конституционной реформы по-новому отрегулированы полномочия федерации и земель. Цель – повысить дееспособность федерации и земель и более четко распределить политическую ответственность.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Федеральный конституционный суд – характерный институт германской послевоенной демократии. Основной закон наделил его правом отменять принятые в должном демократическом порядке законы, если суд придет к заключению, что они противоречат конституции. Конституционный суд может начать действовать только тогда, когда он занимается рассмотрением соответствующего иска. Среди тех, кто имеет право подавать такой иск, такие федеральные органы, как федеральный президент, Бундестаг, Бундесрат, федеральное правительство или их части, – депутаты или фракции – а также земельные правительства. В рамках «конституционного спора» конституционный суд выступает в защиту гарантированного Основным законом принципа разделения властей и федеративного государственного устройства. Достаточно также одной трети депутатов Бундестага, чтобы подать жалобу против какой-либо правовой нормы («абстрактный иск по контролю правовой нормы»), что предусмотрено с целью дать возможность обращаться в конституционный суд и парламентскому меньшинству. Кроме того, Основной закон наделяет правом и отдельного гражданина подавать «конституционную жалобу», если он в результате действий того или иного органа власти чувствует себя ущемленным в своих основных правах. Из года в год тысячи граждан подают конституционные жалобы. Однако суд имеет право выбирать из потока жалоб лишь те, по которым может быть принято основополагающее решение в отношении действия основных прав. И, наконец, каждый германский суд обязан обращаться в конституционный суд с («конкретным иском по контролю правовой нормы»), если он считает, что закон противоречит конституции. Федеральный конституционный судобладает монопольным правом толкования конституции для всей системы правосудия.

Особый интерес в этом плане представляет Федеративная Республика Германия, в которой впервые была введена всеобъемлющая система конституционного рассмотрения как на федеральном уровне, так и на уровне земель. Наряду с Федеральным конституционным судом функции конституционного контроля в Германии выполняют 15 земельных конституционных судов. Конституционная юстиция является необходимым элементом правовой действительности современного немецкого государства. Опыт ФРГ интересен не только своей уникальностью и содержательностью, но и тем, что он реализован в стране, ориентирующейся на ценности демократического и социального федеративного государства.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии единой для всей страны кодификацией гражданского права. Германское гражданское уложение в значительной степени базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой "пандектной" системе. В соответствии с ней общие для всех институтов нормы содержатся в общей части (первой книге). Кроме того, кодекс содержит еще 4 книги: вторая посвящена обязательственным отношениям, третья - вещному праву, четвертая - семейному и пятая - наследственному.

Отличительными чертами ГГУ являются:

отсутствие общих юридических определений,

параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер, содержат множество специальных юридических терминов.

Одной из наиболее характерных черт ГГУ является наличие в нем так называемых "каучуковых" параграфов, содержащих ссылки на такие понятия, как "добрая совесть", "добрые нравы", имеющие моральное, а не правовое содержание.

Германское гражданское уложение признает в качестве субъектов гражданского права физических и юридических лиц: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Под ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (такими, которые преследуют цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (такими, которые преследуют культурные, научные цели).

 

ВЕЩНОЕ ПРАВО

ГГУ делит все вещи на земельные участки и движимые вещи. Движимостью считается все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с почвой.

Германское гражданское уложение называет целый ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные сервитуты, личные сервитуты, узуфрукт, право застройки), право на получение ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, рыбной ловли, другие подобные права).

Основным вещным правом является право собственности. В параграфе 903 ГГУ его содержание раскрывается следующим образом: "Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее". Эта формулировка близка к понятию права собственности во французском праве. То же широкое господство над вещью, выражающееся в возможности обходиться с ней по своему усмотрению; та же абсолютная власть над вещью, дающая собственнику право устранять всех других лиц от воздействия на вещь. Таким образом, ГГУ, как и другие буржуазные кодификации, подчеркивает начала свободы частной собственности.

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

Для Германского гражданского уложения в отличие от других буржуазных кодексов характерно построение общих понятий, касающихся обязательств. В параграфе 241 ГГУ дается определение обязательства: "В силу обязательства кредитор управомочен требовать от должника представления. Представление может состоять также в воздержании: Договор традиционно является наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений. Договор понимается как юридическая связь, установленная между несколькими лицами; его содержание может быть как положительное действие, так и воздержание от такового.

Особенностью ГГУ является существование абстрактных обязательств. Этот вид договора определяется как "договор, по которому должник обещает удовлетворение с тем, чтобы обещание послужило самостоятельным основанием обязательства" (параграф 780). Таким образом, предметом договора является само обещание, облеченное в письменную форму (например, вексель, чек).

В качестве основания возникновения обязательств ГГУ признает деликты (гражданские правонарушения). При этом ГГУ не признает имущественного возмещения неимущественного вреда. В соответствии с параграфом 253 ГГУ возмещение в деньгах неимущественного вреда можно требовать только в случаях, предусмотренных законом. Особым видом обязательств ГГУ считает обязательство из неосновательного обогащения.

 

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

ГГУ признало единственной законной формой брака гражданский брак.

Брачный возраст для женщин - 16 лет, для мужчин - 21 год. Препятствиями для действительности брака могут служить факт близкого родства или свойства; не разрешалось вступать в новый брак женщине в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего. Характерным только для германского законодательства является запрещение "вступать в брак разведенному по прелюбодеянию супругу с лицом, с которым он совершил это прелюбодеяние" (параграф 1312 ГГУ).

Заключению брака предшествует обручение - договор, из которого вытекает обоюдная обязанность сдержать свое слово и вступить в брак. Нарушение этого договора обязывает виновного к возмещению издержек, сделанных другой стороной ввиду предстоящего брака, и возмещения морального ущерба.

Основаниями для развода ГГУ признает:

прелюбодеяние и некоторые другие "противные нравственности" проступки (параграф 1565);

посягательство на жизнь другого супруга (параграф 1566);

злонамеренное оставление (параграф 1567);

грубое нарушение брачных обязанностей или "бесчестное поведение, глубоко расшатавшее супружеские отношения" (параграф 1568);

"тяжелую и безнадежную болезнь" (параграф 1569).

Личные взаимоотношения супругов вытекают из параграфа 1354, закрепляющего главенствующее положение в семье. Однако ГГУ не провозглашает власти мужа над личностью жены: жена может не повиноваться, если муж злоупотребляет супружеским правом. Замужняя женщина дееспособна, хотя ее дееспособность ограничена. Ей принадлежит право иметь профессиональные занятия или заниматься промыслом, вести хозяйственное предприятие, однако, на это требуется согласие мужа. Имущественные отношения супругов определяются брачным договором.

Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом. К матери родительская власть переходит лишь после смерти отца или лишения его родительских прав. Но и тогда к матери может быть назначен советник, контролирующий ее действия. Внебрачные дети по отношению к матери и ее родственникам занимают юридическое положение законных детей (параграф 1705 ГГУ). Незаконный ребенок и его отец не признавались состоящими в родстве (параграф 1589 ГГУ). Правда, внебрачный ребенок мог требовать от отца предоставления содержания соответственно общественному положению матери до достижения 16-летнего возраста (параграф 1708). Однако такая обязанность отца отпадала, если мать в период зачатия находилась в близости с другим мужчиной.

 

НАСЛЕДОВАНИЕ

Германский кодекс при наследовании по закону закреплял систему "парантелл" (линий), представлявших собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую родители и их нисходящие, третью дед и бабка и их нисходящие и т.д. Таким образом, наследниками являлись родственники любой степени, могущие доказать свое родство с наследодателем, сколь отдаленным оно бы не было.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ГЕРМАНИИ В I-ОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

В период империализма происходят сращивание верхушки монополистического капитала с государственным аппаратом. В связи с этим одной из черт гражданского права данного периода является вмешательство государства в сферу хозяйственной деятельности. В гражданское право проникают начала административного права; на место обычных для буржуазного гражданского права диспозитивных норм выступают нередко нормы императивные. Нарушаются принципы свободы договора, святости договора, свободной конкуренции.

Принцип свободы договора претерпел серьезные ограничения благодаря введению в оборот "договоров посредством присоединения", продиктованных договоров" и т.п.

Монополистами была разработана форма договора - "формуляр".

Пошатнулся и принцип святости договора, его обязательной силы для сторон. Начиная с 1-ой мировой войны, получил актуальное значение вопрос, можно ли считать сторону в договоре, принявшую на себя определенное обязательство при одних хозяйственных условиях, обязанной в точности исполнять договор, если ко времени исполнения договора хозяйственные условия резко изменились. Стала проникать в практику та идея, что обязательство должно рассматриваться в связи с обстоятельствами, при которых оно заключено. Изменение этих обстоятельств освобождает сторону от обязанности исполнять договор. В результате принцип неуклонного соблюдения договора был заменен в судебной практике другим принципом - учета изменяющейся экономической конъюнктуры.

После захвата власти в Германии Гитлером и воцарения в стране фашистского режима Германское гражданское уложение не было отменено. Однако применение его имело место только, если это не противоречило интересам властвующей нацистской клики. Кроме этого, с 1933г. был издан ряд законов, изменяющих нормы ГГУ, направленных на прямую отмену равноправия, построенных на идее расизма и фашистской евгеники. Были также изданы законы, направленные на закрепление экономической позиции за монополиями.

После поражения фашизма в 1-ой моровой войне фашистское законодательство было отменено и на всей территории Германии восстановлено действие ГГУ. Так, постановлением от 20.09.45г. были отменены фашистские законы об охране чистоты немецкой крови, о гитлеровской молодежи и др. 20.02.47 г. отменены законы о наследовании в сельском хозяйстве, а также постановления о майоратных и ленных владениях, предусматривавшееся Вводным законом в ГГУ. После раскола Германии Гражданское уложение сохранило свое действие на территории ФРГ, в ГДР же был принят новый гражданский кодекс.

 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

С созданием единой Германии в 1871 г. на всей ее территории было введено в действие Уголовное уложение Северо-Германского союза 1870 г. Оно состояло из трех частей. В первой содержались положения о разграничении преступных деяний на преступления, проступки и полицейские нарушения; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и некоторые другие вступительные постановления. Во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягчающих обстоятельствах. Третья часть включала в себя нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, т.е. представляла собой особенную часть кодекса.

Среди преступлений на первом месте стояли государственные: оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, призывы к неподчинению государственным властям и т.п.

Кодекс называет также преступления против общественного порядка: основание тайных организаций, участие в союзе, целью которого являлось незаконное противодействие применению законов или мероприятий органов управления. Специальная глава посвящена преступлениям против религии. Значительное внимание кодекс уделяет преступлениям против собственности и личности.

Уголовное уложение содержало особый отдел, посвященный вопросу о торговой несостоятельности. Здесь речь шла о банкротах, причинивших вред своим кредиторам, нарушающим порядок ведения дел.

Среди полицейских нарушений Уложение называет довольно широкий круг деяний: изготовление печатей, нарушение правил о выезде за границу, хранение оружия и др. Уложение обязывало каждого немца оказывать содействие полиции.

Германское уложение предусматривало довольно суровые наказания: смертную казнь, заключение в работном доме, тюремное заключение, помещение в крепость, арест, ограничение в правах, штраф. Основной целью наказания являлось устрашение, особенно, если речь шла о тяжких преступлениях. Наиболее сурово наказывались лица, совершившие государственные преступления, против религии, против собственности. Вместе с тем, в Уложении наблюдается стремление построить карательную систему с учетом личности преступника и тяжести совершенного им преступления.

Веймарская республика сохранила действие УК 1871г. Однако кодекс был заново отредактирован, из него удалили пережитки прусского феодализма, была сокращена область применения смертной козни. Веймарская республика декларировала приверженность либерально-демократическим принципам в уголовном праве, которые, однако, не всегда соблюдались. В качестве примера можно привести указы президента от 19.03.1920 г. и 26.09.1923 г., вводившие смертную казнь за "антигосударственную деятельность" (это понятие трактовалось очень широко), а также указ от 29.01.1920 г., ужесточавший наказание за призыв к забастовке.

Нацистский рейх установил режим открытого террористического подавления и упразднил всю систему либерально-демократической законности. Указ 4.02.1933 "В защиты немецкого народа" сводит на нет свободу печати и собраний. Указ 28.02.1933 "О защите народа и государства" аннулирует парламентскую неприкосновенность депутатов рейхстага. Разгром либерально-демократических институтов был завершен последующим чрезвычайным законодательством: "Об обсуждении и смертной казни и о порядке приведения ее в исполнение" (29.03.1933); "О конфискации имущества, предназначенного для целей, враждебных народу и государству" (14.07.1938); "Против коварных посягательств на государство и партию" (20.12.1934); "О защите немецкой крови и немецкой чести" (15.09.1935) и т.п. Широкое распространение получила внесудебная расправа. Нацистское законодательство послужило примером законов других фашистских и полуфашистских государств.

После окончания Второй мировой войны на основе Потсдамских соглашений фашистское уголовное законодательство было отменено. Восстановлено действие УК 1871 г. с редакционными исправлениями до 1933 г. С принятием конституции 1949 г. наметилось движение в сторону демократизации и уголовного права. Была отменена смертная казнь (ст.102), подчеркивалась приверженность традиционным либеральным принципам: "Деяние может подлежать наказанию, только если его наказуемость была установлена законом до его совершения", "Никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же действие на основании общего уголовного закона" (ст. 103).

С 1969 по 1975 гг. была проведена новая реформа УК 1871 года. В результате выхода "Второго закона о реформе уголовного права" от 4.07.1969г. и "Вводного закона к Уголовному кодексу" от 2.03.1974 г. произошли радикальные изменения в Общей и Особенной части УК.

Важное нововведение, осуществленное в результате реформы, - это отказ от трехчленной классификации преступлений (деления на проступки, преступления и нарушения) и установление двухчленной классификации, т.е. деления на преступления и проступки. Это привело к тому, что многие деяния, которые раньше считались уголовными нарушениями, сейчас являются административными. В 1975 г. они были включены в "Закон о борьбе с нарушениями порядка" 1968 г. Однако при регулировании ответственности за совершение этих правонарушений применяются уголовно-правовые институты и понятия: вина, стадии преступления, соучастие, необходимая оборона и др. В связи с этим названный закон находится как бы в пограничной области между уголовным и административным правом.

Структура современного УК ФРГ: Общая часть состоит из 5 разделов и 130 параграфов.

Разделы:

1) Уголовный закон;

2) Преступление;

3) Правовые последствия преступления;

4) Заявления по делам частного обвинения; Полномочия на преследование. Требование об уголовном преследовании;

5) Давность.

Особенная часть состоит из 28 разделов. Статьи расположены в классическом для буржуазного уголовного права порядке: вначале помещены нормы о преступлениях против публичных интересов; затем нормы о преступлениях против частных лиц.

 

ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В первой половине XIX века в зависимости от вида действия гражданского процессуального права, Германия подразделялась на три большие области или территории: 1) область, на территории которой действовал общий процесс; 2) область, на территории которой действовал прусский процесс; 3) область, на территории которой действовал французский процесс. Разрозненность процессуальных норм не способствовала развитию гражданского оборота, рыночных отношений. Процесс разработки единого гражданского процессуального законодательства Германии, начавшийся в 1862 г. завершился только в 1877г. Принятый 30.01.1877г. и вступивший в силу в 01.10.1879 г. Гражданский процессуальный кодекс ФРГ действует в редакции 1950 г. В 1990 г., после объединения ФРГ и ГДР на территории бывшей ГДР были последовательно распространены законы ФРГ, в том числе и Гражданский процессуальный кодекс, который стал единым, действующим на территории федерации.

 


[i]См.: Lerche P. Prinzip des deutschen Foderalismus. in: Deutschland und sein Grundgesetz. Baden-Baden. 1993. S. 79.

Комментариев пока нет