Финансово-хозяйственная деятельность мусульманских общин в РБ: проблема выбора источников финансирования

В предыдущей статье мы рассматривали проблему новой социализации российского ислама. И направление социально-экономической деятельности пытались анализировать через призму развития мусульманских некоммерческих организаций. Однако центром социальной жизни как мусульман, так и всего населённого пункта или муниципального образования может выступать и сама махалля в форме местной религиозной организации. Но для этого необходимо чтобы она сама достаточно твёрдо стояла на ногах и была полноценным хозяйственным субъектом. Поэтому сегодня мы поговорим о злободневной проблеме – материальной базе и финансово-хозяйственной деятельности мусульманских общин в Республике Башкортостан. Хотелось бы, чтобы современная махалля заняла ожидаемое место одного из центров социальной и культурной жизни, особенно на селе, однако уровень материального обеспечения МРО зачастую не позволяет им быть таковыми и в этой сфере есть значительные проблемы.

Современная практика религиозной жизни в городе и на селе имеет достаточно существенные отличия. Однако и в рамках одного мегаполиса статус и финансово-хозяйственное положение мечетей иногда значительно отличаются. Мы выбрали 2 мечети в Уфе, расположенные в разных местах города, чьи общины отличаются по социальному составу и структуре и попытались задать уважаемым имамам вопросы, касающиеся материальной основы их существования и перспектив развития религиозной жизни на базе их мечетей.

Вопросы для интервью:

Что является источником финансирования деятельности вашего МРО (взносы, пожертвования, гранты, собственная экономическая деятельность)?

Хватает ли вам материальных средств для полноценного функционирования МРО?

Получают ли сотрудники МРО заработную плату, заключены ли с ними трудовые договора?

Какие новые (экономическая деятельность – халяль, сувениры, производство, строительство, обработка земли и т.д.) и традиционные для вас направления деятельности реализует ваше МРО в плане оказания социальных услуг (никах, похороны, др. обряды) населению и развитию духовности?

 

Интервью с Файрузовым Ильгизом Аслямовичем (имам-хатыбом ММРО г. Уфа п. Шакша)

Финансирование нашего МРО недостаточно, заработную плату сотрудники у нас не получают. Трудовые договора с ними не заключаются, только у муэдзина есть запись о его работе у нас в трудовой книжке. Но спрос на наши услуги у людей есть. Они постоянно обращаются с просьбами провести имя наречение, никах. У нас действуют курсы обучения исламу один раз в неделю. На пятничный намаз собирается уже 20-25 человек, остальные едут в «Ляля Тюльпан», так как наша мечеть маленькая. Но мы планируем расширяться и строить новую мечеть с помощью спонсоров из «Уфатепломонтажа». Проект новой мечети сейчас проходит согласование. Сегодня, чтобы улучшить своё материальное положение мы открыли киоск, где продают мусульманскую атрибутику, и планируем сдать в аренду двор мечети под склад стройматериалов.

Мы обращаемся к жителям Шакши и Уфы с просьбой об оказании помощи в строительстве мечети. Сегодня общество нуждается в знаниях и защите морали и это может сделать только религия.

Современными источниками финансирования МРО, согласно российского законодательства могут быть взносы, пожертвования, гос. гранты и доходы от иной деятельности, которые идут на развитие объединения в соответствии с уставными целями и задачами МРО. Имам-хатыбы, руководители МРО зачастую занимают выжидательную, либо просительную позицию мало занимаясь собственной деятельностью, приносящей доход, несмотря на растущий социальный заказ на религиозные услуги и рост духовных потребностей со стороны рядовых мусульман. Они зависят в значительной степени от органов государственной и муниципальной власти либо от спонсоров и пожертвователей, которые пытаются влиять на деятельность МРО.

Материальное обеспечение деятельности мечетей в Уфе во многом зависит не только от их выгодного географического положения, но и от уровня авторитетной активности, которую проявляют имамы этих мечетей. Насколько они последовательны в планировании и осуществлении своих замыслов, качественной организации коллегиальной работы в управлении общиной, степенью взаимопонимания со спонсорами и органами государственной и муниципальной власти в развитии своих МРО.

Интервью с имам-хатыбом МРО «Ихлас» Кировского района Г. Уфы Галлямовым Мухаметом Мустафовичем.

Местная религиозная организация – это «государство в государстве» и к ней особое отношение. Мы существуем на то, что получаем, но живём на то, что даём. В результате деятельности покойного патриарха Алексия II и Верховного муфтия Талгата Таджутдина МРО получили господдержку, которой пользуются и сейчас: 10 лет мы не платим налог на землю. Мы добились по согласованию с руководителями организаций поставщиков льгот по оплате коммунальных услуг и платим за свет, газ и воду как обычные граждане. Материальное благополучие нашей мечети во многом зависит от щедрости наших прихожан, которые активно участвуют в её жизни в качестве членов Совета аксакалов и Попечительского совета. Есть у нас и Совет улемов. Несмотря на большие затраты по оплате коммунальных услуг и выплате зарплаты сотрудникам (а у нас из 14 работающих – 10 получают в среднем по 15000 руб), можно сказать что МРО «Ихлас» сегодня организация самодостаточная. Среди источников финансирования можно назвать и сдачу в аренду зданий на территории МРО по решению Попечительского совета и размещение рекламы на рекламных щитах здесь же. Реклама на территории мечети – в духе времени. Мы должны меняться. Но не религию менять, а доктрину, контекст, которые должны отвечать характеру времени и местности. Структура нашей организации расширяется. В неё входят: собственное издательство (книги, календари, буклеты), телепередача «Ихлас» транслируемая по уфимскому кабельному каналу, школа изучения основ ислама (28 преподавателей работают на общественных началах), библиотека, журнал «Ихлас шариф», всероссийская школа нравственности, Совет по делам молодёжи, мусульманский хор и т.д.

Нам нужно развиваться. Мы должны быть активными, у нас нет выбора. Нельзя сидеть и ждать.

Таким образом, мы видим, что и в «бедной» и в «богатой» мечети уповают в основном на спонсорскую помощь, господдержку, либо пассивное предпринимательство в виде аренды площадей.

Мы не хотели бы обвинять имам-хатыбов в бездеятельности или сознательном игнорировании материальных потребностей махали. Зачастую у них есть понимание того, что им необходимо развитие, но нет определённой ясности в отношении современных форм финансово-хозяйственной деятельности. Общинам зачастую необходима элементарная юридическая и экономическая помощь в вопросах налогообложения и землепользования, отношений с учредителями и работниками МРО. Надежда лишь на государство или на зарубежных спонсоров, вызывающая нарекания правоохранительных органов изживает себя и не соответствует запросам сегодняшнего и завтрашнего дня.

Сектор «исламской экономики» сегодня быстро растёт, это и халяль индустрия, и похоронный, брачный и другие обряды, службы знакомств и исламские СМИ, и мы надеемся, что социально-экономический сектор ислама в республике будет расти и в дальнейшем, и желаем успехов всем имам-хатыбам и заинтересованным мусульманам в их начинаниях, этом интересном и нелёгком деле.

Религиозные организации в России вправе иметь свою собственность: здания, сооружения, предметы культа, денежные средства, а также предприятия, производящие предметы культа или издающие богослужебную литературу. Гражданский кодекс Российской Федерации, относит религиозные организации, наравне с общественными к некоммерческим организациям, предоставляет им право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Сегодня появляются проекты, выражающие свой взгляд на развитие экономической базы ислама. И они могут касаться не только деятельности МРО в финансово-хозяйственной сфере, но и совместной деятельности частных предпринимателей и религиозных организаций. Речь может идти и о создании коммерческих компаний, управляющих имуществом и значительной частью доходов МРО и их централизованных управлений – ДУМов.

Так, например, ДУМ РБ разработал, утвердил и внедрил коммерческий проект по созданию Доверительной управляющей компании «Алтын Курай», которая позиционирует себя как «интеграционный элемент в континууме материальной основы и духовно-нравственной сферы, обеспечивший циркуляцию свежей крови по кровеносным сосудам в организме мусульманской религиозной общины республики». Целью деятельности «Алтын Курай» является создание условий для поступательного развития ДУМ РБ на основе экономической самодостаточности, достижение которой связано с решением блока политических и экономических задач. Её усилия направлены в область деятельности, связанную с доверительным управлением имуществом ДУМ РБ, строительством, инвестициями, халяль-индустрией, торговлей, благотворительностью, международным культурным обменом с исламскими государствами, поддерживающими мазхаб Абу Ханифа. «Алтын Курай» возложило на себе бремя финансовых затрат по содержанию и ремонту недвижимого имущества, зданий и сооружений ДУМ РБ, развитию и поддержке малого предпринимательства в сельской местности, оказания благотворительной помощи мусульманской умме. Аналогично старшей модели доверительной управляющей компании «Алтын Курай» ДУМ РБ, имам-мухтасибы создают и формируют финансовые микроцентры развития - доверительные управляющие компании сельских приходов. Цель – содержание (коммунальные затраты, ремонт, заработная плата) и развитие мусульманского прихода, финансирование обучения и воспитательно-просветительской работы, создание новых рабочих мест, приращение капитала управляющей компании. Планируется, что экономическая деятельность управляющих компаний в первую очередь будет направлена на развитие малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства, деревообработки, предоставления услуг населению. В данном случае ячейкой экономического развития территориально выступает МРО.

Источниками внутреннего финансирования в данной схеме называются всё то же поступление средств в рамках государственного финансирования, так как совместная деятельность ДУМ РБ и доверительной управляющей компании «Алтын Курай» рассматривается ими в ракурсе экономического щита противодействия проникновению экстремизма. А государство должно оказывать содействие и поддержку религиозным организациям при реализации общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий в противодействии экстремисткой деятельности, что следует из ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности». Вторым направлением административно-правового содействия, является финансирование, например, в рамках программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» при создании и развитии, по инициативе ДУМ РБ, доверительных управляющих компаний. Третье направление – большой проект по строительству амбициозного мусульманского делового центра «Муслим Сити» в Уфе. В этом случае осуществляется государственно-частное партнёрство с учётом взаимных интересов и передачей в аренду и собственность участникам различных строящихся объектов.

Другой крупный источник финансирования – использование средств благотворительных фондов, например благотворительного фонда «Урал», имеющего давние связи с ДУМ РБ.

Мы согласны, что реализация концепции собственной экономической самодостаточности в рамках действующего законодательства РФ предоставит возможность мусульманской умме Республики Башкортостан стать экономически сильнее, в том числе в противостоянии угрозам радикализма и экстремизма, ликвидировать предпосылки для проникновения к нам извне чуждых проектов. При этом значительная часть мечетей в районах Республики Башкортостан находятся в тяжелом материально-финансовом положении, и может являться объектами для захвата радикальными элементами и насаждения экстремистских настроений среди верующих. Во-вторых - придать определённый импульс экономическому развитию районов, обеспечив работой активную часть мусульманского населения, предоставлением финансовых услуг для экономической деятельности в соответствии с принципами шариата, привлечением реальных инвестиций в экономику регионов.

Недостаток финансирования ведет к обветшанию и разрушению мечетей. Отсутствие финансовых резервов и экономическая несостоятельность ДУМ РБ и мусульманских приходов как субъектов предпринимательства, в силу различных причин, ведет к невозможности содержания имамов в сельской местности, оттоку молодежи из деревень, закрытию мечетей. И, наконец, ДУМ РБ предлагает модель поддержки и развития в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Мы поддерживаем активность мусульманских организаций в экономической сфере, как и понимание того, что к этой деятельности необходимо привлекать не только спонсоров, но и инвесторов, не только религиозных, но и профессиональных менеджеров и предпринимателей и в этом смысле инициатива ДУМ РБ достойна всяческой поддержки. Централизация, аккумулирование средств, их централизованное перераспределение на нужды «бедных» приходов конечно целесообразно, но для этого как нам думается, необходима более продуманная и масштабная административно-хозяйственная реформа по типу проведённой Русской православной церковью. При этом необходимо учитывать, что РПЦ намного более централизованная и дисциплинированная организация в административном, трудовом и финансовом плане.

В модели же ДУМ РБ, которая называется «Экономическая модель развития ДУМ РБ как инструмент противодействия исламскому экстремизму», противопоставление деятельности доверительной управляющей компании и некоммерческих организаций, которые, кстати, однозначно привязаны в модели к иностранным фондам и являются источниками радикализма, нам видится излишняя драматизация ситуации, которая создаёт конкурентное преимущество для компании «Алтын Курай». Не все НКО исламского толка можно так охарактеризовать. Есть мусульмане, которые хотели бы заниматься в НКО социальной, образовательной и другими видами деятельности, но не хотели бы работать в непосредственной связке с ДУМами. И в этой связи доверительные управляющие компании могли бы не только противопоставлять себя НКО, но наращивать коллегиальные, ассоциативные связи с ними, повышая тем самым и свою значимость, и экономическую устойчивость. Проблема в том, что сегодня нет той платформы, общей стратегической задачи как условия данного сотрудничества. А этим уже должны заниматься, в том числе в рамках провозглашённой Президентом РФ новой социализации ислама в России, религиозно-правовые общественные институты, которые исламской умме и обществу предстоит выработать, чтобы преодолеть деструктивные тенденции в развитии российского ислама.