Статьи

Цивилизация, стержнем которой является религиозное мировоззрение

29 октября 2016

Тема конференции представляется чрезвычайно акту­альной по многим причинам. Но я хотел бы остановиться только на одной из них. При определении параметров своих отношений с ислам­ским миром России необходимо учитывать, что она имеет дело с циви­лизацией, стержнем которой является религиозное мировоззрение. Более того, представители этой цивилизации открыто ставят на повестку дня политической и социальной жизни вопросы, связанные с религией. Это является уникальной чертой исламских стран в сравнении с дру­гими мировыми цивилизациями. Как правило, некоторые другие циви­лизации подчеркнуто выводят религиозные вопросы за скобки обще­ственной жизни. Однако чем более секулярными и безбожными они становятся, тем им сложнее вести диалог с исламским миром.

Не думаю, что при определении своей цивилизационной идентич­ности Россия должна подстраиваться под тех или иных международ­ных партнеров. У России есть собственная индивидуальность, осно­ванная на своих духовных традициях и историческом опыте. Одна из традиций России состоит в том, чтобы полагать в центр общественной и частной жизни религиозные вопросы. В этом заключаются основ­ные темы российской культуры, литературы, социальной мысли и дей­ствия. В период государственного атеизма эта традиция была искус­ственно нарушена. Теперь же, после гонений на религию, она уверен­но возвращается в жизнь России. Именно возрастание ценности рели­гиозного мировоззрения в общественных процессах и частной жизни россиян сближает нашу страну с исламским миром.

В России доминирует православное христианство. В православ­ной традиции, так же, как и в исламе, присутствует идея постоянного и интенсивного взаимодействия общественной и религиозной жизни. Православие содействует построению системы соработничества меж­ду религией и государством, религией и обществом. Эта идея сближа­ет во взглядах православное большинство России, исламскую общи­ну и другие традиционные религии нашей страны, а также может быть прочной мировоззренческой основой для построения добрых отноше­ний России с зарубежным исламским миром. Именно повышение ре­лигиозности в России и укрепление религиозной этики в ее политической и общественной жизни будут обеспечивать устойчивый базис, на котором возможно выстраивать крепкие экономические и политиче­ские связи между нашей страной и исламским миром.

Россия выработала уникальную модель, при которой, оставаясь страной православного большинства, она смогла объединить в один социально-культурный организм народы, исповедующие различные верования. Для нашей страны исламский мир является не внешним фактором, а важным элементом культурной и социальной организа­ции общества. Поэтому для России представляется естественным, бу­дучи центром православного мира, ощущать себя и частью исламского мира, что отразилось в ее вхождении в Организацию исламской конфе­ренции в качестве наблюдателя в 2005 году.

На протяжении истории мусульманские общины России выполня­ли не пассивную роль, но всегда в меру своих масштабов участвовали в государственном строительстве страны. Надо отметить, что до рево­люции более обширные исламские территории входили в состав Рос­сийской империи и были одними из самых лояльных для верховной власти, исповедовавшей православие. В советское время мы вместе с мусульманами и другими верующими перенесли гонения, а сегодня ак­тивно сотрудничаем как на двусторонней основе, так и в рамках более широкого межрелигиозного формата.

Тесные связи России с исламским миром сегодня обеспечиваются не только органичным присутствием исламского мира в нашей стране, но и представительством православной традиции в исламских странах. На протяжении долгих лет существуют русские православные храмы в Азербайджане, в республиках Средней Азии, в Иране. Но появляются и новые приходы. Так, в 2007 году король Иордании передал России один гектар земли под строительство паломнического центра на берегу реки Иордан. В том же году нынешним патриархом Кириллом был заложен православный храм в городе Шарже в Объединенных Арабских Эми­ратах, который уже отстроен и в котором ведется отделка. Недавно во время визита в пределы Константинопольского Патриархата Святейший Патриарх Кирилл совместно со Святейшим Патриархом Константино­польским Варфоломеем освятил храм на территории российского кон­сульства в Стамбуле. Также на палестинских территориях идет возвра­щение земель, принадлежавших Московскому Патриархату.

Хотел бы заметить, что эти храмы открываются не с миссионер­скими целями, но для обеспечения религиозных потребностей русских православных людей, которые живут в этих странах, ведут биз­нес, приезжают с паломническими и туристическими целями. В то же время эти храмы играют роль представительств русской духовности и культуры в исламских странах, таким образом, являясь мостом меж­ду нашими народами. В Русской Церкви признательны властям ислам­ских стран за внимание, которое они уделяют обеспечению религиоз­ных нужд православных соотечественников.

На этом фоне российские мусульмане также имеют возможность налаживать свою религиозную жизнь. Строятся мечети. Сейчас идет возведение новой соборной мечети в Москве. В прошлом году в Гроз­ном была открыта самая большая мечеть в Европе. Надеюсь, что и да­лее и в России, и в исламских странах будут обеспечиваться условия для религиозной жизни мусульман и христиан с учетом традиций и ре­лигиозных реалий той или иной страны.

Диалог России с исламским миром невозможно вести без участия в нем Русской Православной Церкви, которая составляет становой хре­бет российской духовной идентичности. Поэтому благодарю организа­торов конференции за приглашение представителей Московского Па­триархата для участия в ее работе. Хотел бы сказать несколько слов об усилиях Русской Церкви по развитию диалога с исламским ми­ром. Уже сегодня Русская Церковь активно развивает диалог с ислам­ским миром. Внутри страны существуют негосударственные структу­ры межрелигиозного диалога. В 1997 году был основан Межрелиги­озный совет России, в который входят православные, мусульмане, иу­деи и буддисты. Основными направлениями деятельности Совета яв­ляются: подготовка и принятие заявлений, отражающих точку зрения членов Межрелигиозного совета по важнейшим вопросам обществен­ной жизни; содействие межрелигиозному сотрудничеству; осущест­вление экспертной и иных видов деятельности, призванных содейство­вать развитию конструктивного сотрудничества традиционных рели­гий России. Общественные межрелигиозные советы в России суще­ствуют и на региональном уровне. На пространствах СНГ действует аналогичный российскому Межрелигиозный совет СНГ.

В дальнем зарубежье Русская Церковь ведет не менее активный ди­алог со странами исламского мира дальнего зарубежья. Прежде все­го, большое внимание уделяется контактам с центром исламского мира – Саудовской Аравией. В Московском Патриархате высоко ценят уси­лия Саудовской Аравии по налаживанию диалога с христианами и иудеями, которые были предприняты за последние два года. Как извест­но, в 2008 году в Медине прошла панисламская конференция, участни­ки которой высказались за развитие межрелигиозного диалога. Затем последовала конференция в Мадриде по инициативе саудовского коро­ля. В 2009 году продолжение диалога проходило в Вене. Представите­ли Русской Церкви участвовали в мероприятиях и в Мадриде, и в Вене.

Особые отношения сложились с мусульманами Ирана. С 1997 года мы ведем двусторонний богословский диалог. В октябре этого года бу­дет проходить следующий раунд собеседований, которые посвяще­ны роли религии в обществе. Православные представители ежегодно участвуют в диалогах, которые устраиваются в Катаре. Высоко ценят­ся инициативы по диалогу, исходящие из Иордании. Сегодня в планах Русской Церкви есть идеи по развитию диалога с мусульманами Тур­ции; особый интерес для Русской Церкви представляет выстраивание диалога с мусульманскими общинами из стран со значительной долей христиан – таких, как Малайзия, Индонезия, Сирия, Ливан. Русская Церковь также подготовила и опубликовала свой ответ на известное письмо мусульманских богословов, адресованное христианским лиде­рам.

Русская Церковь проводит активную работу по установлению со­трудничества с исламскими странами на площадках международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Европейского Союза. Непосредственным плодом совместных усилий Патриарха Москов­ского и всея Руси Кирилла и главы мусульман Кавказа шейха Аллах-шукюра Паша-заде стало согласие господина Коитиро Мацууры, гене­рального директора ЮНЕСКО, занимавшего этот пост в 1999 – 2009 годах, на создание консультативной межрелигиозной группы при этой авторитетной международной организации. Это серьезный прорыв в диалоге с международным сообществом. При этом темами для со­вместной деятельности являются диффамация религии, роль религии в обществе, сохранение традиционной нравственности, присутствие ре­лигиозных знаний и воспитания в системе образовании, СМИ, армии и других сферах общественной жизни.

Сотрудничая в общественной сфере, православные и мусульмане не остаются равнодушными к религиозной истине. Поэтому богослов­ский диалог между нами остается важной задачей. И здесь обе сторо­ны согласны с тем, что он не должен переходить в синкретизм с выво­дом некой «средней» религии. Кроме того, нужно понимать, что целью этого диалога не должно быть обращение одной стороны в веру дру­гой. Богословский диалог нам нужен, чтобы получать информацию о вере друг друга из первых уст, без посредников и таким образом избав­ляться от стереотипов о другой вере. Мы должны уметь вести диалог о вере без очернения веры другого, не оскорбляя друг друга. Это позво­лит создать атмосферу для разрешения любых конфликтов и для со­трудничества в различных сферах общественной жизни.

Уверен, что Россия, будучи страной христианского большинства и исламского меньшинства, сможет внести свой значительный вклад в построение этого диалога.

Комментариев пока нет