Времена дикого рынка должны уйти в прошлое. Безвозвратно

Правительство России в рамках национального проекта «Здоровье» на федеральную онкологическую программу по организации онкологической помощи населению выделило финансирование в объеме 28 млрд. рублей (на период 2009-2012 гг.). Это решение стало ответом на ту тревожную статистику Минздравсоцразвития РФ, согласно которой за последние десять лет показатель смертности от раковых заболеваний вырос до 13,8%, более 200 000 россиян ежегодно впервые признаются инвалидами от онкологических заболеваний. Кроме того, онкология является второй причиной смертности населения в нашей стране.

Новая онкологическая программа в России стала настоящим прорывом, поистине историческим событием, открыв массу перспектив и возможностей для развития этой области медицины.

Концепция федеральной программы достаточно проста и прозрачна. Минздравсоцразвития, согласно Постановлению Правительства России, дает субвенцию (порядка 400 млн. рублей) на каждый регион – участник онкопрограммы, утверждает номенклатуру медицинского оборудования, которым предполагается оснащать медицинские учреждения. Эти регионы получают также софинансирование из местного бюджета (около 30-40% от выделенного федерального). Таким образом, каждый субъект страны берет на себя обязательства по выполнению поставленных Правительством задач, в частности, по подготовке специальных помещений для дальнейшей эксплуатации радиационных опасных источников, организовывает процесс закупок высокотехнологичного медицинского оборудования и т.д. Как итог, регионы обязаны представить отчет о сроках и результатах выполненных работ.

Для более эффективной организации онкологической службы в регионах, каждый участник федеральной программы закрепляется за так называемыми кураторами – ведущими федеральными учреждениями онкологического профиля. Они должны осуществлять методическое руководство и контролировать процесс реализации онкопрограмы на местах. В качестве таких кураторов в 2011 г. были выбраны МНИОИ им. Герцена, ФГБУ МРНЦ Минздравсоцразвития России (г. Обнинск), ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России и ряд других.

Правильность взятого Правительством России курса по реформированию системы российского здравоохранения подтверждается итогами 2009-2010 гг.: темпы роста показателя смертности от онкологических заболеваний снизились в 2,5 раза!

Однако, несмотря на общую положительную динамику начавшихся преобразований в отечественной радиологии, с самого начала программы возникло огромное число разнообразных проблем. Неудовлетворительное положение в онкологических центрах было обусловлено не только острой потребностью в техническом переоснащении (так, более 80% отделений лучевой терапии были оснащены на 90% морально устаревшим и выработавшим свой ресурс оборудованием), но и, прежде всего, нехваткой на местах квалифицированных кадров – медицинских физиков, инженеров и врачей, способных прогрессивно мыслить, быстро обучаться и осваивать новые методики лечения. Совершенно очевидным был тот факт, что кардинальным образом изменить данную ситуацию и сократить 30-летнее отставание от Запада в этой сфере мгновенно, а главное безболезненно, не удастся.

Ко всем обнажившимся и требующим срочного решения проблемам прибавились еще и сложности в процессе проведения государственных закупок медицинской техники - как никогда ранее обострился вопрос легитимного присутствия различных коммерческих и надзорных государственных структур в процессе тендерного отбора дорогостоящего высокотехнологичного медицинского оборудования.

В кратчайшие сроки, по печальной российской «традиции», рынок поставщиков радиологического оборудования наводнили многочисленные теневые коммерческие структуры, для которых главной задачей было, естественно, быстрее набить свой карман. Прикрываясь решениями федеральной антимонопольной службы России (ФАС) и прочих государственных контрольных органов, эти группировки стали оказывать давление на местах, разумеется, с целью победы на торгах. Поскольку зачастую такие поставщики не могли в полной мере соответствовать конкурсным требованиям (например, компания не обладала полным пакетом необходимых лицензий), нередкими были случаи фальсификации предоставляемых для тендера данных.

Такая система не могла существовать вечно. Переломным моментом в этой ситуации стал громкий коррупционный скандал, начавшийся после раскрытия факта троекратно завышенной в ряде регионов стоимости при госзакупках компьютерных томографов, о чем в своем докладе Президенту России сообщил начальник Контрольного управления главы государства К.А. Чуйченко. Столь «циничное и хамское воровство государственных денег», выделенных на проекты, в которых центральное место занимает жизнь и здоровье граждан страны, вызвало самую резкую критику со стороны Правительства, а Президент Д.А. Медведев лично распорядился навести порядок и привлечь всех виновных к ответственности.

Начались проверки. По их результатам были арестованы начальник департамента контроля в социальной сфере контрольного управления президента Андрей Воронин, директор ФГУП «Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Вадим Можаев, бывший замминистра здравоохранения Алексей Вилькен, руководитель коммерческой структуры «Rosslyn Medical» Леон Зильбер.

Арест чиновников такого уровня явился беспрецедентным фактом. Стала очевидной вся серьезность намерений со стороны Президента страны бороться с коррупцией.

Уголовные разбирательства коснулись не только сферы государственных закупок дорогостоящей медицинской техники для радиодиагностики. Множество нарушений обнаружилось и по части проектов, связанных с поставками радиотерапевтического оборудования.

В ряде продолжающихся и в настоящее время разбирательств на местах, проводимых в рамках антикоррупционной кампании, немалый интерес представляет заведенное в ноябре 2010 г. уголовное дело по факту совершения мошеннических действий (ч. 4, ст. 159 УК РФ) при заключении государственного контракта на поставку медицинского ускорительного комплекса для дистанционной радиотерапии (производителя Varian, Inc) в ФМБЦ ФМБА им. А.И. Бурназяна.

Учитывая тот факт, что ФМБА в 2011 г. является куратором ряда регионов, возникает вопрос, как могут медицинские учреждения, действия представителей которых стали предметом уголовных дел, курировать регионы страны, делать какие-либо экспертные заключения по выбору высокотехнологичного медицинского оборудования и давать объективные рекомендации по организации госзакупок? И во что именно выльется для регионов следование подобным «экспертным рекомендациям»? Вероятно, ответ на этот вопрос можно будет получить только по результатам реализации онкпрограммы - 2011 г.

Однако чтобы предполагать возможные исходы в будущем, необходимо понимать ситуацию на рынке радиотерапевтического оборудования, сложившуюся в настоящее время.

Наибольший интерес здесь представляет, пожалуй, самая дорогостоящая техника, а именно медицинские ускорительные комплексы для дистанционной лучевой терапии в онкологии. На сегодняшний день мировой рынок условно делится между двумя основными игроками - британско-шведской компанией ELEKTA и американской - Varian (незначительная доля рынка принадлежит немецкому производителю Siemens и др.). Оборудованию ELEKTA предпочтение отдает Европа , Varian - Америка. На рынке третьих стран - это состязание всех трех игроков.

Ниже приводится российская статистика продаж этого типа медицинского оборудования (по результатам национальной онкологической программы за 2009-2010 гг.):

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

ПЕРИОД

РЕГИОНЫ

КОЛИЧЕСТВО

ELEKTA

2009

Пенза, Челябинск, Киров,  Тула, Оренбург, Тюмень, Ханты-Мансийск

7

2010

Казань, Уфа, Чебоксары, Рязань, Иваново,

5

VARIAN

2009

Омск, Калуга

2

2010

Липецк, Барнаул

2

SIEMENS

2009

Волгоград

1

2010

Новосибирск

1

Для полного анализа существующей ситуации на рынке в рассматриваемом сегменте стоит уточнить, что высокотехнологичное медицинское оборудование поставлялось в Россию не только в рамках федеральной программы - для ряда центральных научно-исследовательские институтов были выделены дополнительные средства вне онкопрограммы.

Например, выбором врачей ФНКЦ «Детской гематологии, онкологии и иммунологии» РОСЗДРАВА (возглавляет академик РАМН, д.м.н., профессор А. Г. Румянцев) стал ускорительный комплекс ELEKTA, планируются закупки и других дорогостоящих аппаратов. Факт того, что сегодня положительные преобразования в медицинских центрах происходят и за рамками национальной онкологической программы, свидетельствует о том, что как никогда прежде Правительство нашей страны обратило свое внимание на проблемы отечественной радиологии и действительно протянуло руку помощи. Так, в частности, ФНКЦ лично курирует Председатель Правительства РФ В.В. Путин.

Таким образом, общую картину распределения доли российского рынка самого дорогостоящего современного радиотерапевтического оборудования между основными производителями в 2009-2010 гг. отражает следующая диаграмма:

Для более объективного понимания существующей ситуации на отечественном рынке высокотехнологичного медицинского оборудования необходимо перейти к вопросам, какими именно факторами обусловлено такое распределение долей рынка между его участниками и в чем состоит принцип формирования сложившейся ценовой политики?

Компания Varian имеет на территории РФ свое представительство без права коммерческой деятельности. Существует целая сеть российских дистрибьюторов оборудования этой компании, которая и реализует поставки в медицинские учреждения. Сервисное обслуживание оказывают, в основном, иностранные специалисты - инженеры Varian.

Для немецкой корпорации Siemens, имеющей, в частности, оборудование и для радиодиагностики, лучевая терапия в онкологии не является приоритетным направлением в бизнесе. Именно поэтому, продвижением такой техники занимается немногочисленный штат, а сервисное обслуживание оказывают инженеры, радиотерапевтическое оборудование для которых не является основной специализацией.

Третий участник рынка – компания ELEKTA. Эта фирма не имеет представительств в России, эксклюзивных торговых соглашений с российскими компаниями и, не смотря на свое очевидное лидерство на рынке, не нарушает антимонопольное законодательство. Вопрос оказания на территории РФ сервисного обслуживания решился также весьма успешно – ELEKTA имеет партнера – российскую специализированную инжиниринговую компанию ЗАО «МСМ-Медимпэкс», являющаяся, по сути, сервисной структурой производителя.

Вопрос сервиса является одним из важнейших в сегменте рынка высокотехнологичного медицинского оборудования. От работоспособности того или иного аппарата зависит эффективность радиотерапевтического процесса, а, следовательно, и жизнь человека. Поломка, например, линейного ускорителя на промежуточном этапе общего курса лечения, может иметь массу негативных последствий. Не завершив курс лучевой терапии, можно получить обратный эффект – рост опухоли. Поэтому, пока дистрибьюторы, не имеющие собственные сервисные инфраструктуры в России, ожидают специалиста компании-производителя (как известно, только оформление визы для иностранных граждан может занять около месяца), наши врачи вынуждены долечивать пациентов, в основном, на российских аппаратах РОКУС, что приводит, к сожалению, к гораздо худшему лечебному эффекту или к его отсутствию, в принципе.

Именно поэтому, компания ELEKTA совместно с ЗАО «МСМ-Медимпэкс», вложив многомиллионные инвестиции в развитие на территории России большой инфраструктуры, создали сервис, позволяющий сегодня в кратчайшие сроки решить целый ряд прикладных научно-технических, медико-физических и сервисных задач. За более чем 16 лет своего существования на российском рынке компания МСМ сформировала штат специалистов, более 50% которого составляют высококлассные профессионалы, имеющие большой опыт и прошедшие сертификацию в ведущих отечественных и западных центрах. Сегодня каждый аппарат ELEKTA обслуживается российскими инженерами и медицинскими физиками.

Подобный уровень сервиса высоко ценится медицинскими учреждениями и полностью объясняет факт доминирования на российском рынке оборудования ELEKTA. Кроме того, высокая лояльность Заказчиков именно к этому производителю, во многом обусловлена и политикой, проводимой компанией ELEKTA совместно с МСМ, их ориентацией на долгосрочные перспективы – укрепление и развитие не только собственных кадровых ресурсов, но и российской отрасли радиотерапии в целом, включая поддержку научного сообщества.

Переходя к вопросу принципа формирования сложившейся ценовой политики, противоречивым кажется тот факт, что аппараты Varian, при отсутствии российского сервиса (т.е. дополнительных инвестиций компаний-поставщиков и производителя в российскую сервисную инфраструктуру) по стоимости значительно превышают аналогичное оборудование ELEKTA. И это с учетом того, что техника двух производителей, по сути, не уступает друг другу по качеству. То есть совершенно непонятно, на каком основании российские поставщики Varian завышают начальную стоимость производителя в 2-3 раза?

Объективный ответ на этот вопрос, очевидно, будет получен по завершению всех уголовных разбирательств, которые ведутся в настоящее время, а также, когда ситуация на рынке медицинского высокотехнологичного оборудования будет кардинальным образом переломлена, исчезнут все «фирмы - однодневки» и прочие недобросовестные компании.

Надежды на положительные изменения, безусловно, есть.

Сегодня, благодаря личному участию Президента РФ Д.А. Медведева и бескомпромиссным действиям начальника Контрольного управления главы государства К. А. Чуйченко в борьбе с коррупционными «теневыми» структурами, серьезные преобразования в отрасли радиологии уже начались. Спустя многие годы возникла, наконец, реальная возможность серьезным коммерческим структурам строить и развивать социально-ориентированный бизнес.

Безусловно, предстоит еще долгая и трудная работа в этом направлении, но начало положено, и время старых подходов к делу и «привычных схем» безвозвратно уходит в прошлое…

 

Комментарии

Аватар пользователя Гость

Триллион рублей был выведен теневыми схемами, из фед. бюджета при организации аукционов по госсзаказам связанным с закупкой необходимого мед оборудования (тамографы и пр. аппараты) для регионов. Разве это человечно, лишать надежды человека на жизнь. Некоторые формы онкозаболеваний можно лечить на ранней стадии развития: лимфомы, аденомы, минингиомы, астроцитомы, даже рак груди и желудка. Для этого нужна современная диагностика. Сколько жизней можно было спасти.... Если бы не паталогическая жажда чиновников и их приближенных к наживе. Мы сами себя уничтожаем. Люди-и-и, пора меняться! Нельзя построить свое счастье на несчастье других, ни в чем не повинных, бессильных граждан.

Аватар пользователя Гость

В средние века, в Европе, чтобы судья не брал деньги за оправдательный приговор или за инициативу смягчить наказание, его сажали в кресло обтянутое кожей предыдущего судьи взяточника. И ведь действовало же.
Любая коррупционная составляющая в России действует из-за безнаказанности. Крышевание "безнеса" силовыми структурами и праваохранительными органами стало нормой. Какого наказания ожидать нам для обвиняемых по таким резонансным делам преступников если их бизнесс-партнер прокуратура РФ?

Аватар пользователя Гость

В наше время человек-человеку враг! Нужно больше думать друг о друге! Учиться помогать, бороться с безразличием.
Мы ведь живем в одном мире, на одной территории, в одно время, а умираем по разному... Кто от сытой старости, а кто из-за отсутствия в больнице лекарств и техники!

Аватар пользователя Гость

Добрее нужно быть, еще добрее!
А всех казнакрадов на 25, с конфискацией имущества и без права переписки! Раз уж мораторий ввели...

Аватар пользователя Гость

А Лужков где, никто не знает?

Аватар пользователя Гость

Вообще-то в Рязани Сименс

Аватар пользователя Гость

На данном портале не размещается непроверенная информация. Линейный ускоритель в Рязани - ELEKTA.

Аватар пользователя hikozin

Из постановления Правительства РФ от 02.08. 2010 г. N 588  «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»: «Государственной  программой  является  система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики». Такая программа разрабатываться на основании утвержденного правительством перечня, проходит согласование в Минэкономразвития и Минфине,  а  годовой отчет  о ходе ее выполнения  размещается в сети Интернет. 

 

«Программа», о  которой  говорит уважаемый   Сергей,  является откровенной  «обманкой»  - набором   информационных  писем  и  приказов   министерства   за   период   с 2008   по   2010 годы, с  которыми  любой желающий  может  ознакомиться в  резолюции  Всероссийской  научно-практической  конференции  от  24 декабря 2010  года  «Добрые  люди»  включили «виртуальную  голиковскую  программу»     в   национальный   проект  «Здоровье»   и   выделили   29,4  миллиардов рублей, в т.ч. в 2010 году – 7,2 млрд.  рублей (только за один год выявлены хищения на сумму свыше 3 млрд. рублей и  возбуждено более 30 уголовных  дел).  

 

«Зарабатывая» на  «ОТКАТАХ»,  российские  чиновники  подменили   приоритеты  профилактики,   ранней  диагностики   и   лечения   в первичном  звене  здравоохранения  на  дорогостоящее  и  малоэффективное лечение  хронических  заболеваний   в   специализированных  учреждениях. По  этой  причине муниципальные учреждения находятся в  параличе, а   экономика -  втянута  в  неоправданные ежегодно возрастающие расходы на «высокотехнологическую медицинскую помощь».                                                  

 

В странах Западной Европы, США и Канаде организованы целевые обследования, действуют скрининговые программы, проводится своевременное лечение фоновых и предраковых  заболеваний. Там выявляют и  предупреждают онкологические заболевания  без применения  дорогостоящих препаратов, высокотехнологичного  оборудования  и  хирургического  вмешательства. Подавляющее   большинство противоопухолевых  препаратов  (около  80%)  поступают к нам    из    Западной  Европы,  где  смертность от  онкологии   за  последние   десять   лет  сократилась  на 15 %, так как успешно  реализуется  программа «Европа против  рака».                         

 

Следует отметить,  что  в  нашей   стране  тоже  «действует»   «Национальная  программа  онкологического скрининга».  Она   разработанная   в  Московском    НИИ   онкологии   имени   П.А. Герцена в 1989 - 1995 гг.  под  руководством  г-на   Чиссова В.И.   На соответствующем  сайте   «милосердные»  ученики   академика   рассказывают  о  льготах   по   оплате  данного   вида   «бесплатной  медицинской  помощи» и   дают    больным  следующие   «рекомендации»:  «Один  из  основных   поводов  отдать   свои   деньги – это  лечение   болезни……Конечно ,   можно  сэкономить  на     лечении и  сразу    заплатить   за    похороны…»  (впоследствии эти советы  с сайта  были удалены, но в архивах они сохранились).

 

Аватар пользователя Гость

Низяяя сажать! Денег не хватит всех кормить....

Аватар пользователя Гость

Триллион рублей был выведен теневыми схемами, из фед. бюджета при организации аукционов по госсзаказам связанным с закупкой необходимого мед оборудования (тамографы и пр. аппараты) для регионов. Разве это человечно, лишать надежды человека на жизнь. Некоторые формы онкозаболеваний можно лечить на ранней стадии развития: лимфомы, аденомы, минингиомы, астроцитомы, даже рак груди и желудка. Для этого нужна современная диагностика. Сколько жизней можно было спасти.... Если бы не паталогическая жажда чиновников и их приближенных к наживе. Мы сами себя уничтожаем. Люди-и-и, пора меняться! Нельзя построить свое счастье на несчастье других, ни в чем не повинных, бессильных граждан.

Аватар пользователя Гость

В средние века, в Европе, чтобы судья не брал деньги за оправдательный приговор или за инициативу смягчить наказание, его сажали в кресло обтянутое кожей предыдущего судьи взяточника. И ведь действовало же.
Любая коррупционная составляющая в России действует из-за безнаказанности. Крышевание "безнеса" силовыми структурами и праваохранительными органами стало нормой. Какого наказания ожидать нам для обвиняемых по таким резонансным делам преступников если их бизнесс-партнер прокуратура РФ?

Аватар пользователя Гость

В наше время человек-человеку враг! Нужно больше думать друг о друге! Учиться помогать, бороться с безразличием.
Мы ведь живем в одном мире, на одной территории, в одно время, а умираем по разному... Кто от сытой старости, а кто из-за отсутствия в больнице лекарств и техники!

Аватар пользователя Гость

Добрее нужно быть, еще добрее!
А всех казнакрадов на 25, с конфискацией имущества и без права переписки! Раз уж мораторий ввели...

Аватар пользователя Гость

А Лужков где, никто не знает?

Аватар пользователя Гость

Вообще-то в Рязани Сименс

Аватар пользователя Гость

На данном портале не размещается непроверенная информация. Линейный ускоритель в Рязани - ELEKTA.

Аватар пользователя hikozin

Из постановления Правительства РФ от 02.08. 2010 г. N 588  «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»: «Государственной  программой  является  система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики». Такая программа разрабатываться на основании утвержденного правительством перечня, проходит согласование в Минэкономразвития и Минфине,  а  годовой отчет  о ходе ее выполнения  размещается в сети Интернет. 

 

«Программа», о  которой  говорит уважаемый   Сергей,  является откровенной  «обманкой»  - набором   информационных  писем  и  приказов   министерства   за   период   с 2008   по   2010 годы, с  которыми  любой желающий  может  ознакомиться в  резолюции  Всероссийской  научно-практической  конференции  от  24 декабря 2010  года  «Добрые  люди»  включили «виртуальную  голиковскую  программу»     в   национальный   проект  «Здоровье»   и   выделили   29,4  миллиардов рублей, в т.ч. в 2010 году – 7,2 млрд.  рублей (только за один год выявлены хищения на сумму свыше 3 млрд. рублей и  возбуждено более 30 уголовных  дел).  

 

«Зарабатывая» на  «ОТКАТАХ»,  российские  чиновники  подменили   приоритеты  профилактики,   ранней  диагностики   и   лечения   в первичном  звене  здравоохранения  на  дорогостоящее  и  малоэффективное лечение  хронических  заболеваний   в   специализированных  учреждениях. По  этой  причине муниципальные учреждения находятся в  параличе, а   экономика -  втянута  в  неоправданные ежегодно возрастающие расходы на «высокотехнологическую медицинскую помощь».                                                  

 

В странах Западной Европы, США и Канаде организованы целевые обследования, действуют скрининговые программы, проводится своевременное лечение фоновых и предраковых  заболеваний. Там выявляют и  предупреждают онкологические заболевания  без применения  дорогостоящих препаратов, высокотехнологичного  оборудования  и  хирургического  вмешательства. Подавляющее   большинство противоопухолевых  препаратов  (около  80%)  поступают к нам    из    Западной  Европы,  где  смертность от  онкологии   за  последние   десять   лет  сократилась  на 15 %, так как успешно  реализуется  программа «Европа против  рака».                         

 

Следует отметить,  что  в  нашей   стране  тоже  «действует»   «Национальная  программа  онкологического скрининга».  Она   разработанная   в  Московском    НИИ   онкологии   имени   П.А. Герцена в 1989 - 1995 гг.  под  руководством  г-на   Чиссова В.И.   На соответствующем  сайте   «милосердные»  ученики   академика   рассказывают  о  льготах   по   оплате  данного   вида   «бесплатной  медицинской  помощи» и   дают    больным  следующие   «рекомендации»:  «Один  из  основных   поводов  отдать   свои   деньги – это  лечение   болезни……Конечно ,   можно  сэкономить  на     лечении и  сразу    заплатить   за    похороны…»  (впоследствии эти советы  с сайта  были удалены, но в архивах они сохранились).

 

Аватар пользователя Гость

Низяяя сажать! Денег не хватит всех кормить....