Проблемы становления правового государства в Российской Федерации

См. также:

Основные, существенные и отличительные признаки правового государства

Правовое государство, понятие правового государства, признаки правового государства

 

Идея и проблемы создания правового государства владела умами и волновала разнообразных прогрессивных мыслителей во времена античного периода, в эпоху средневековья и в современный период.

Основной вопрос: «Что такое правовое государство?» и вытекающие из него вопросы: «Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства?» - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство: государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Как показывает изучение научной литературы, разработка определения понятия «правовое государство» является одной из самых острых проблем становления правового государства в Российской Федерации, так как правовое государство является термином, понятием и основополагающим принципом Конституции Российской Федерации[i]- статья 1 Конституции РФ гласит: "Россия есть демократическое федеративное правовое государство".

В связи с этим, например, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отмечает: "…Это понятие [правовое государство – авт.] во взаимосвязи с реалиями XXI столетия еще ждет своей доктринально-концептуальной разработки, что потребует тесного сотрудничества юристов и философов[ii]».

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Термин "правовое государство" происходит от немецкого Rechtsstaat, обозначившего в конце XVIII в. доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat с верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, по убеждению И. Канта, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии защиты их прав собственности. В англосаксонской терминологии аналогом "правового государства" часто называют Rule of Law - "верховенство права", но следует отметить неполное совпадение этих понятий, а также самостоятельность понятия "правовое государство", которое поэтому переводят на английский как the Legal State или Law-Bounded State. ("The Rule of Law: Perspectives from Around the Globe", Editor: Francis Neate, London, 2009.)

Значительный вклад с развитие идеи правового государства внесли и русские юристы[iii].

Предлагаемые административистами определения правового государства, несмотря на их множественность, тем не менее содержали такие общие признаки, как господство закона в сфере отношений властвующих и подвластных, разделение (распределение) властей на законодательную, исполнительную и судебную, подзаконность исполнительной власти и ограничение административного усмотрения. Так, по В.М. Гессену, "правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, созданные им же, как законодателем, юридические нормы"[iv]. В этом определении, пожалуй, в наибольшей степени, чем в определениях других административистов, акцентируется внимание на таком элементе правового государства, как подзаконный характер исполнительной власти. Упор именно на данный признак вообще характерен для ученых-административистов, поскольку в России полицейские и иные административные органы осуществляли в значительной мере и судебные, и административные, и нормотворческие функции.

Как пишут в научной литературе, «одним из наиболее оригинальных являлся подход к проблематике правового государства известного административиста А.И. Елистратова. Используя антитезу "полицейское государство - правовое государство", он вычленил важнейшую, по его мнению, черту последнего - защиту субъективного публичного права. Отсюда, полагал ученый, правовому государству в любой его форме свойствен тип личности-гражданина, обладающей развитым самосознанием и самодеятельностью. "Роль обывателя в полицейском государстве сводилась к повиновению, к сообразованию действий своих с объявленною волей начальников"[v]. В трудах А.И. Елистратова получили развитие идеи ограничения государственного принуждения в отношении личности как главного признака правового государства, перспективы создания в структуре государственного управления России административной юстиции, значения международного права в построении правового государства в той или иной стране.»

Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Вероятно, поэтому существуют различные определения правового государства.

В соответствие с определением, данным в Большом юридическом словаре, «правовое государство — в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права. РФ провозглашается П. г. в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права»[vi].

По утверждению словаря «Правотека» «Правовое государство (англ. law/juridical/ legal state) - тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти. Общее демократическое устройство системы власти и политики П.г. органически связано с его правовыми установками.»[vii]

В соответствие с Энциклопедическим словарем «Конституция Российской Федерации» правовое государство это «демократическое государство, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц основаны на праве и связаны с ним»[viii].

Энциклопедический словарь «Конституционное право России» дает следующее определение правового государства – «тип государства, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система социального контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечивающие ей активное и беспрепятственное пользование демократическими правами и свободами»[ix].

Словарь «Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура» приводит следующее определение правового государства – «тип государства (см.), в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики (см.) и власти (см.)»[x]

Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.руговорит о том, что «правовое государство - характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам:

- народный суверенитет;

- нерушимость прав и свобод человека со стороны государства;

- связанность государства конституционным строем;

- верховенство конституции по отношению ко всем другим законам;

- разделение властей;

- независимость суда;

- приоритет норм международного права над нормами национального права»[xi].

Словарь по общественным наукам. Глоссарий.рупод теорией правового государства понимает «совокупность теорий, обосновывающих примат права над действием различных органов государственной власти».

Большая Советская энциклопедия дает свое определение теории правового государства «(Rechtsstaat, в англо-саксонской терминологии "господство права" — Rule of Law) - буржуазная политико-юридическая теория, согласно которой государство в своей деятельности связано правом и не должно выходить за установленные им рамки. Термин "правовое государство" введён в научный оборот И. Кантом»[xii].

С учетом изложенных определений можно согласиться с выводами Н.И. Матузова, А.В. Малько[xiii], что общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле "права человека", которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной "связке". Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

В условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством - утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.

Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

По мнению Мелехина А.В., «правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.[xiv]»

Какие же проблемы имеются на пути становления правового государства Российской Федерации?

 

Несомненно, что одной из важных проблем является неразработанность правовой политики. На этот факт обращают внимание многие специалисты. Так, Малько Е.А. пишет: «В современных условиях усложняется правовая жизнь общества, внедряются новые технологии, увеличивается поток информации, и с учетом происходящих в России политических, экономических и социальных изменений в условиях становления правового государства особую актуальность приобретает правовая политика[xv]».

Мнение об особой роли правовой политики в становлении правового государства разделяет Тимонова Е.Ю., которая отмечает: «Правовая политика способствует становлению правового государства, которое является целью существования практически любого общества. Главным базисом и высшей ценностью правового государства являются права и свободы личности. Другими словами, правовая политика в современном Российском государстве - универсальное и комплексное средство для защиты прав и свобод личности[xvi]».

В рамках правовой политики, в частности, должны быть решены вопросы о необходимости разработки конституционно-правовых терминов, понятий и определений. Так, например, Баренбойм П.Д. в качестве пути становления правового государства называет работу по «конкретизации условий становления правового государства в конституционно-правовых терминах[xvii]».

Важное место в становлении правового государства играет решение проблем ответственности государства перед личностью.

Так, например, Карачев А.В. отмечает: «Следует указать, что в настоящее время идея ответственности государства перед лицами, пострадавшими от неправомерных действий государственных органов, получила национальное и международное правовое признание. Так, согласно ст. 53 Конституции РФ декларируется право каждого гражданина на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями органов государства. И особым случаем является ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренная ст. 1070 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

В условиях становления правового государства законодатель придает все большее значение институту возмещения вреда в связи с постоянным взаимодействием граждан с указанными органами[xviii]».

Огромное значение для становления правового государства приобретает судебная реформа. Так, Минибаева Д.Ф. пишет: «Современный исторический период развития России является эпохой становления правового государства. Построение подлинно правового государства - длительный и достаточно сложный процесс, требующий кардинальных изменений в основных областях государственной и общественной жизни, в правосознании людей. В Российской Федерации основой данного процесса стала судебная реформа, актуальность, необходимость, социальная значимость и важность которой не вызывают сомнений[xix]».

Фактически с этим мнением согласен Шумаков А.С., который судебную реформу рассматривает как «создание новой системы судебной защиты прав и свобод». Шумаков А.С. отмечает, что «становление правового государства неразрывно связано со становлением и развитием гражданского общества, для которого характерна возможность защиты конституционных прав и свобод не только от неправомерных действий органов власти и должностных лиц, но и от действия неконституционных законов. Эта глубокая концептуальная идея потребовала принципиально новой правовой базы в области конституционных правоотношений. На основе Конституции РФ 1993 г. создается новая система судебной защиты прав и свобод, в структуру которой основным компонентом входит правосудие как основная функция судебной власти в Российской Федерации[xx]».

Важной проблемой становления правового государства является развитие органов прокуратуры. Например, Буянский С.Г. в своей монографии отмечает: «Таким образом, анализ нормативной базы функциональных полномочий прокуратуры в сфере надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан и федерального законодательства позволяет говорить не только о наличии существенных предпосылок для всестороннего развития этого направления деятельности прокуратуры, но и о большой общественной значимости прокуратуры в период становления правового государства в России[xxi]».

Значимым для становления правового государства является борьба с преступностью.

По мнению Мальцева Г.В., «так совпало, что наряду с экономическим кризисом наша страна переживает в своем развитии сложный переходный период на пути становления правового государства и обретения статуса полноценного участника процессов, происходящих в современном цивилизованном мире. Нестабильность функционирования в условиях кризиса формирующейся государственной системы стимулирует как рост социальной напряженности, так и обострение криминогенной ситуации[xxii]».

Важно бороться со всеми проявлениями преступности. Однако, борьба с некоторыми видами преступности имеет решающее значение для развития правового государства. Один из таких видов – коррупция. Как отмечает, например, Сулейманов Т.М.: «Проблема коррупции появилась наряду со становлением государственности на Руси: ни системный подход к этой проблеме Петра I, ни расширение количества субъектов коррупционных преступлений в XIX в. не привели к искоренению лихоимства и мздоимства. И в настоящее время коррупция продолжает оставаться одной из самых насущных проблем развития гражданского общества и становления правового государства в Российской Федерации[xxiii]».

Важным для борьбы с преступностью и для становления правового государства является развитие юридической науки. В частности, Журавель Е.Г. отмечает: «Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль - юридическая психология[xxiv]».

Существенную роль в становлении правового государства играет процесс развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства[xxv]. Развитие институтов гражданского общества является одной из важнейших проблем становления правового государства.

Как отмечает Ахрамеева О.В., «в Конституции Российской Федерации определена концепция становления правового государства, в рамках которой совершенствуется механизм правового регулирования общественных отношений, повышается роль многих традиционных институтов и правовых форм в жизни формирующегося гражданского общества, к числу которых можно отнести и нотариат[xxvi]».

Особо место среди институтов гражданского общества принадлежит общественным организациям, правовой статус которых специально регулируется отдельным нормативным актом - Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Можно согласиться с Гриб В.В. Среди их уставных целей и задач, как правило, прямо провозглашается содействие процессам демократизации и становлению правового государства; именно они наиболее активно идут на взаимодействие с органами государственной власти[xxvii]».

 

Необходимо отметить, что перечисленные выше проблемы не в полной мере отражают весь спектр действительно стоящих проблем в ходе становления правового государства в Российской Федерации.

Опираясь на основные признаки правового государства, которые выделил Мелехин А.В., а также на перечень дополнительных факторов и условий становления правового государства описанные им же, то можно очертить круг следующих проблем:

необходимо добиваться верховенства закона во всех сферах жизни общества;

совершенствование деятельности органов правового государства, которая должна базироваться на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

законодательного установления взаимной ответственность личности и государства;

реализация реальности прав и свобод гражданина, их правовой и социальной защищенности;

установление политического и идеологического плюрализма, заключающегося в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

выработка высокой политико-правовой грамотности в обществе через систему общественного политического образования;

появление действенной способности противостоять произволу;

разграничение партийных и государственных функций;

торжество политико-правового плюрализма;

выработка нового правового мышления и правовых традиций[xxviii].

 

 

[i]Баренбойм П.Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции "Государство как произведение искусства" // Законодательство и экономика. 2010. N 9. С. 7 - 11. (Баренбойм П.Д. Адвокат, кандидат юридических наук, вице-президент Союза юристов России и Международного союза (содружества) адвокатов СНГ)

[ii]Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Сост. П. Баренбойм, А. Захаров. М.: Издание Московско-Петербургского философского клуба, 2010. С. 29.

[iii]"Идея правового государства в трудах русских юристов", К.Б. Хачинский, "История государства и права", 2006, N 10

[iv]Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., 1905. С. 11.

[v]Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1917. С. 12.

[vi]Большой юридический словарь - http://slovari.yandex.ru/dict/jurid   

[vii]http://www.pravoteka.ru/enc/4599.html

[viii]Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»- http://slovari.yandex.ru/dict/konst

[ix]Энциклопедический словарь «Конституционное право России» - http://slovari.yandex.ru/dict/constitution

[x]Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура - http://slovari.yandex.ru/dict/bezopasnost

[xi]Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру- http://slovari.yandex.ru/dict/glossary

[xii]Большая советская энциклопедия - http://slovari.yandex.ru/dict/bse

[xiii]"Теория государства и права: учебник", Н.И. Матузов, А.В. Малько, Юристъ, 2004

[xiv]Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. 640 с. (Мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии)

[xv]Малько Е.А. Гражданская процессуальная правовая политика: понятие и необходимость формирования // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 1. С. 6 - 9. (Малько Е.А., аспирант кафедры гражданского процесса ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права")

[xvi]Тимонова Е.Ю. Права и свободы личности как приоритеты правовой политики // Общество и право. 2010. N 1. С. 295 - 298. (Тимонова Елена Юрьевна, аспирант кафедры политологии МГТУ им. Н.Э. Баумана)

[xvii]Баренбойм П.Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции "Государство как произведение искусства" // Законодательство и экономика. 2010. N 9. С. 7 - 11. (Баренбойм П.Д. Адвокат, кандидат юридических наук, вице-президент Союза юристов России и Международного союза (содружества) адвокатов СНГ)

[xviii]Карачев А.В. Особенности ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц государственных органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 1. С. 27 - 29. (Карачев А.В., соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России)

[xix]Минибаева Д.Ф. Влияние судебной практики на совершенствование предварительного следствия по уголовным делам // Российская юстиция. 2010. N 5. С. 34 - 37. (Минибаева Д.Ф., преподаватель кафедры криминологии и судебных экспертиз Башкирского государственного университета)

[xx]Шумаков А.С. Реализация права на судебную защиту в процедурах исполнения решений Конституционного Суда РФ // "Исполнительное право", 2007, N 4 (Шумаков А.С., мировой судья, соискатель Российской академии правосудия)

[xxi]Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: Монография. М.: Буквовед, 2006. 160 с. (Буянский Станислав Геннадьевич, кандидат юридических наук, первый заместитель прокурора Можайского района Московской области)

[xxii]Мальцев Г.В. Новые подходы к оценке и формированию государственной деятельности (рецензия на монографию Тонкова Е.Е. "Трансформация юридических форм государственной деятельности в период экономического кризиса". М.: Изд-во СГУ, 2009. 336 с.) // История государства и права. 2009. N 23. С. 2 - 5. (Мальцев Геннадий Васильевич, заведующий кафедрой государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор (atsareva@ur.rags.ru).

[xxiii]Сулейманов Т.М. Борьба с коррупцией в России в IX - XIX вв.: историко-правовой анализ // История государства и права. 2010. N 7. С. 25 - 28. (Сулейманов Тимур Маратович, магистр юриспруденции юридического факультета Российского университета дружбы народов)

[xxiv]Журавель Е.Г. Юридическая психология как отрасль психологии и ее место в системе научного знания // "Юридическая психология", 2008, N 3 (Журавель Е.Г., кандидат психологических наук)

[xxv]Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе в России // Правовая реформа. Судебная реформа. Конституционная экономика / Сост. П. Баренбойм. М., 2004. С. 7.

[xxvi]Ахрамеева О.В. Стабилизирующее свойство нотариальной практики // "Нотариус", 2008, N 6 (Ахрамеева О.В., аспирант кафедры теории государства и права Ставропольского государственного университета)

[xxvii]Гриб В.В. Историческая роль и значение общественных формирований в России в развитии гражданского общества // История государства и права. 2010. N 10. С. 33 - 35. (Гриб Владислав Валерьевич, член Общественной палаты РФ, кандидат юридических наук)

[xxviii]Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. 640 с. (Мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии)