Стратегия социогуманизма

СКАЧАТЬ ФАЙЛ В ФОРМАТЕ PDF

Ассоциация независимых ученых

«Россия ХХ-XXI»

СОЦИОГУМАНИЗМ – ГОСУДАРСТВО  НАРОДА

(Российский Проект)

Москва, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Закат либеральных надежд
  2. Мы никому не проиграли     
  3. Принципы социогуманизма  
  4. Качество жизни – цель, объединяющая всех
  5. Государство народовластия
  6. Основы социальной политики
  7. Экономика здравого смысла
  8. Контроль общества над властью
  9. О легитимности прихода социогуманизма в России

1. Закат либеральных надежд

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, носитель суверенитета и единственный источник государственной власти, ответственны за историческую судьбу Отечества в меняющемся мире. В 1993 г. в результате государственного переворота и буржуазной революции страна пошла путем либеральных реформ. Насколько их итоги удовлетворили потребности людей в свободе, справедливости, достатке? Ответом явился взлет смертности и спад рождаемости, вызванные потерей смысла жизни, ростом разочарования, озлобленности, безысходности.

Приход к управлению страной патриотов-государственников, сторонников продолжения либерального курса, не улучшил ситуацию по главным направлениям. Народ по-прежнему вымирает, несмотря на развертывание национальных проектов. Если при первом Президенте из-за роста смертности и спада рождаемости нация потеряла 14 миллионов реальных и потенциальных граждан, то при втором Президенте 15 миллионов, при третьем 4 миллиона.  33 миллиона жизней – масштаб либеральных репрессий, превосходящий по размерам трагедии России минувшего века.

Экономическая стабильность обеспечивается высокими ценами на газ и нефть, тогда как уровень промышленного производства достиг к 2011 г. лишь 78% от 1990 г., сельского хозяйства – 80%. Темпы роста ВВП – одни из самых низких в СНГ. Продолжается разрушение науки и культуры. Образование и здравоохранение деградируют под давлением рынка. Число заключенных и содержащихся в исправительных колониях превысило 2 млн. человек.

В странах Балтии и Восточной Европы реставрация капитализма тоже не привела к ожидаемым результатам. Темпы развития экономики не превышают дореформенных. Произошло драматическое увеличение преступности, самоубийств, смертности, снижение рождаемости.

После распада Советского Союза мировое сообщество обнаружило, что  «новое политическое мышление» не наступило. Острота геополитических проблем многократно возросла. Финансовые кризисы потрясают мировые рынки. В странах «золотого миллиарда», несмотря на накопленные богатства, сворачиваются социальные программы, увеличиваются безработица, наркомания, преступность. Низкая рождаемость не обеспечивает воспроизводства коренного населения государств Европы, Канады, США.

Капитал по-прежнему готов ради сверхприбылей на любые преступления – циничные бомбардировки Югославии, аннексия Косово, попрание норм ООН в Ираке, международная интервенция в Ливии. И нет гарантий, что однажды в списке жертв не окажутся Сибирь и Дальний Восток, для оккупации которых найдутся правовые аргументы. Ведь не для интересов всеобщего мира ежегодные расходы на гонку вооружений превысили у западных государств рекордный уровень в 1,4 триллиона долларов.

Неприятие империалистического диктата молодежью развитых государств доказывается маршами антиглобалистов. Тотальный взлёт экстремизма представляет трагичную реакцию людей на нарастающую несправедливость жизни на планете, порожденную алчностью или безответственностью политической власти. Ежегодно по миру происходит более 10 тысяч террористических атак, в России совершается около тысячи террористических и экстремистских актов. Фактически начинается всемирная гражданская война недовольных против довольных, скрытая пока под маской «мирового терроризма».

Объяснение глобальной смуты национальными и религиозными мотивами уводит в сторону от понимания её природы. Главные истоки общих бед – в неадекватности либерального строя современному уровню интеллектуального и культурного развития человечества.  Мир снова оказался перед выбором пути в будущее, осознавая ущербность не только бюрократического социализма, но и демократического капитализма.

2. Мы никому не проиграли

Победы и поражения бывают тактическими и стратегическими. Нам упорно внушают, подавляя волю к победе, что советский народ оказался стратегически побежденным, проиграв экономическое и идеологическое соревнование с Западом. Но о какой экономической причине распада СССР может идти речь, если его потенциал был настолько огромным, что даже после десятилетия тотального развала подушевой ВВП остаётся в России выше, чем в современном Китае? Мы гордились великой культурой и передовой наукой, были первыми в космосе, имели лучшую систему образования и доступное качественное здравоохранение, крепили бескорыстную дружбу народов.

Причина социального взрыва имела иную природу.  В идейных дискуссиях 70-80-х годов всё отчетливее приходило понимание, что Верховный Совет СССР перестал быть органом народовластия, режим КПСС превратился в тормоз политического прогресса, трудящиеся были отстранены от результатов своего труда, в экономике накопилось множество опасных дефектов. Нарастало осознание необходимости исправления накопленных ошибок и перехода к следующему этапу исторического развития. Однако обнаружилось, что ни власть, ни общество не имели Проекта желанного будущего. Нет его и до настоящего времени, о чём свидетельствуют документы ведущих политических партий. Реальными хозяевами страны по-прежнему являются те, кто близок к рычагам административной власти или владеет большим капиталом. Задача цивилизационного прорыва оказалась слишком сложной – ведь речь идет о поиске вектора развития не только для России, но и всего человечества. В такой ситуации удалось легко навязать стране курс «Вашингтонского консенсуса», убедив руководителей государства, что иного не дано. Запад сам в это твердо верил, считая неолиберализм передовым течением экономической мысли.

Мы прошли указанным путём, итоги которого настолько разрушительны, что кажутся поражением. В действительности же тяжелые тактические потери лишь подтверждают нашу стратегическую правоту – капитализм и коммунизм есть пройденные этапы истории. Они были необходимы в свое время, дав мощный импульс прогрессу цивилизации. Однако современное человечество переросло эти социальные «одежды». На повестку дня все острее встает вопрос: «Какой общественный строй должен придти взамен?»  Запад не дал на него ответа.

Вызов принимает Россия – содружество народов, исторически объединившихся в державу вокруг русского народа, сумевшие за 150 последних лет пройти через семь экономических формаций («рабство», феодализм, капитализм, военный коммунизм, НЭП, государственный социализм, снова капитализм), шесть форм государственного устройства (абсолютная монархия, конституционная монархия, парламентская республика, Советская республика, власть КПСС, президентская республика) и три вида политических режимов (тоталитарный, анархический, демократический).

Ни одна страна в мире не располагает таким богатым опытом, бесценным при выборе стратегии развития человечества. И это – не поражение в «холодной войне», а трудный поиск исторической альтернативы. В нём заключается истинный смысл наших проблем конца XX – начала XXI вв. Россия никому не проиграла, пройдя свой жертвенный путь. Накопленная мудрость позволяет противопоставить «Вашингтонскому консенсусу» превосходящую его стратегию «Российского Проекта», открывающего путь к гуманному, справедливому и экономически эффективному строю – социогуманизму.

3. Принципы социогуманизма

Никто не доказал, что кроме капитализма и коммунизма не могут появиться иные модели общественного устройства. Впереди у человечества – тысячи лет развития. Чтобы не оказаться утопией, новый строй должен не придумываться в тиши кабинетов, а обнаруживаться в гуще жизненных событий как проявление неумолимого потока истории. Тогда описание его закономерностей станет научным открытием планетарного масштаба.

Характерной чертой мирового прогресса выступает гуманизация  общественного бытия. Расширение участия людей в социальных процессах как полноправных граждан и рост уважения к человеческому достоинству неизбежно приведут народы планеты к осознанию себя хозяевами собственной жизни.

 Однако человек в своей основе двуедин, являясь одновременно существом индивидуальным и коллективным, материальным и духовным. Ему необходимы уверенность в завтрашнем дне – и азарт риска, мудрость глубокого содержания – и изящество поверхностной формы, душевный покой – и муки творчества. Соответственно противоречивы и его потребности, где гармония предстаёт способом существования противоположностей. Капитализм отдает предпочтение личности, материальному достатку, риску, а коммунизм – коллективу, служению идеалам, стабильности. Значит, оба они лишь отчасти отвечают гуманистическим интересам, будучи неприемлемы в других отношениях.

На пути к социальной гармонии нужен новый тип государства, адекватный противоречивой природе человека, а не ограничивающий его рамками односторонних схем. Государство – это народ, живущий на определённой территории, создающий условия существования, обладающий механизмами управления и имеющий геополитическое значение.  Тип государства формируется взаимодействием четырёх основных сторон: национальным характером, культурой (традиции, идеалы, искусство, образование и др.); экономикой (производительные силы, производственные отношения, наука и др.); системой управления (монархия, президентская республика, парламентская республика и др.); политическим режимом (стиль поведения руководителей – диктатура, демократия, анархия).  Государство становится народным тогда, когда экономика, система управления и политический режим соответствуют характеру народа – закон ментальной идентичности. 

Для этого базисом жизнедеятельности людей выступает совокупность общечеловеческих этических принципов, обладающих безусловным  приоритетом:

  • человек, его свобода и счастье, духовное, интеллектуальное и физическое совершенствование – вот главная цель исторического развития и критерий эффективности государственного управления;
  • справедливость является основой человеческих отношений – относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе;
  • личность не существует без общества, а общество – без личности. В их единстве обе стороны имеют права и обязанности, где свобода уравновешивается ответственностью;
  • не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие. Принципы нравственности фундаментальны как отражение законов духовной жизни. Поэтому культура есть такой же двигатель истории, как и производительные силы;
  • хозяином страны является народ. Он нанимает государственную власть с целью управления социально-экономическими процессами;
  • для удовлетворения разумных интересов людей требуются разные формы собственности: общественная, коллективная, частная, индивидуальная. Богатства, доставшиеся от природы или созданные трудом народа, принадлежат народу. Отторжение любой формы собственности от владельца без суда есть преступление, не имеющее срока давности;
  • обеспечение потребностей живущих граждан не должно наносить ущерба грядущим поколениям;
  • добро и нравственность не отрицают применения силы для противостояния агрессии зла;
  • патриотизм и интернационализм не исключают, а дополняют друг друга. Благополучие народа не будет полным, если страдают другие народы;
  • средства достижения цели не должны противоречить самой цели, но и цель не должна замещаться средствами; 
  • гарантируется свобода вероисповедания. Религия отделена от государственных институтов, но вольна оказывать влияние на социально-политическую жизнь силой своих идей;
  • человек во многом не совершенен. Людские пороки особенно опасны в государственном управлении, что требует эффективных механизмов народного контроля за верховной властью. 

Над  базисом  формируется  надстройка – экономика, административное устройство и политический режим. Общественная система, в которой раскрываются возвышенные качества человека, а низменным трудно проявиться, где обеспечивается гармония коллективных (социальных) и индивидуальных (гуманитарных) интересов, есть «социогуманитарное государство», «государство народа», или «социогуманизм». Он сложнее в управлении, чем капитализм и коммунизм, поскольку требует нахождения оптимальных пропорций между противоречивыми человеческими чертами. Зато взаимное усиление энергий полюсов обеспечивает кумулятивный созидательный эффект.

4. Качество жизни – цель, объединяющая всех

Кто способен быть судьёй при выборе меры социальной  гармонии между личностью и обществом? Прежние века человечество развивалось по законам исторического материализма, подчиняясь в базисе действию «слепых» материальных стихий. Движущей силой капитализма служила «невидимая рука» рынка. Движущей силой коммунизма выступало взаимодействие производительных сил и производственных отношений. В обоих случаях бытие определяло сознание, где рост могущества государства и уровня жизни населения служили надёжным «компасом» развития человечества.

К концу ХХ века культурный и интеллектуальный потенциал народов достиг такого уровня, когда социальный прогресс оказался не способным осуществляться «вслепую». Появилась ноосфера, требующая целенаправленной исторической деятельности, где разрабатываются контуры потребного будущего, и определяется интегральная цель, по  приближению к которой общество оценивает правильность движения.

Экономические ориентиры для этого недостаточны, поскольку  не отражают состояние самого человека, насколько ему уютно в окружающем мире. Более объемным идеалом предстаёт качество жизни. Оно показывает, в какой мере существование людей соответствует их смыслу жизни, потребностям и возможностям для ощущения свободы, счастья и гармоничного развития.

Качество жизни зависит от материальных условий примерно на треть, а на две трети – от духовных  и интеллектуальных факторов: смысла жизни, уверенности в завтрашнем дне, ощущения свободы и справедливости, социальной поддержки, широты образования, приобщения к культуре. В силу этого социогуманизм не принижает значение экономики для государства и личности, но переводит её из цели в средство.

Из приведенных расчетов следует, что достижение человечеством высокого качества жизни потребует в три раза меньшую нагрузку на природу, чем для обретения большого богатства. Мечта о достойной жизни становится реальной для большинства землян, ибо нуждается не в максимальных уровнях подушевого ВВП, как у  американцев или швейцарцев, а в 3-4 раза меньших суммах.

Важно, что переход к более гуманной цели прогресса не вызовет насильственного отказа от предыдущей. В силу большей привлекательности  новая цель вытеснит старую естественным путем, поскольку здоровье и счастье всегда ценились выше богатства.

Чтобы не превратиться в популистский лозунг, а быть инструментом текущего политического управления, качество жизни должно иметь четкие показатели. Таковыми  выступают важнейшие человеческие ценности (выраженные в статистических индикаторах):

 –  продолжительность трудоспособной жизни (ожидаемая продолжительность  трудоспособной жизни),

 –  воспроизводство рода (суммарный коэффициент рождаемости),

 – наличие смысла жизни, желание жить (крайняя степень безысходности – самоубийства),

 –  уверенность в завтрашнем дне (браки),

 –  крепость семейных уз (доля сохранённых семей),

–  востребованность обществом (трудовая занятость)

 – доброта отношений между людьми (крайняя степень бесчеловечности – убийства),

 – справедливость распределения собственности (индикатор несправедливости – грабежи, разбои),

 – гармоничность социальной структуры (отношение доходов самых богатых/самых бедных семей),

– почитание родителей (брошенные старики),

 – забота о потомстве (отказники в роддомах и социальные сироты).

Качество жизни выступает не только целью социального прогресса, но и его условием. Если высокие уровни качества жизни достигнуты, государство может ставить себе иные важные задачи. Но никакие его действия не должны вести к ухудшению базовых показателей сверх пороговых значений. Они есть те «красные флажки», за которые в мирное время власть не имеет права заступать.

Контроль над индикаторами качества жизни не позволит и самому обществу сорваться в безумство коллективного эгоизма. Ведь за ними стоит накопленная тысячелетиями мудрость этических ограничений, закреплённых религиозными заповедями: «не убий», «не укради», «не отчаивайся», «возлюби ближнего», «почитай родителей» и др.

На пути к социогуманизму Россия способна объединить человечество, став маяком в достижении свободной, счастливой и нравственной жизни. Осуществить такую мессианскую задачу вполне реально. В 60-х годах прошлого столетия СССР уже был первым среди развитых государств мира по показателям качества жизни, имея самые низкие уровни смертности, преступности, самоубийств, наряду с передовыми научно-техническими и культурными достижениями.

5. Государство народовластия

Для достижения высокого качества жизни человек должен чувствовать себя хозяином своей страны. Гарантировать это способна сильная государственная власть, состоящая из наиболее честных и профессиональных граждан, выбираемых самим народом и контролируемых им. Это есть народовластие, или народная демократия – власть большинства, делегирующего политикам часть своих прав для удовлетворения потребностей всего общества, где уважается и мнение меньшинства.

В зависимости от того, кто понимается под большинством, в истории существовали рабовладельческая демократия (власть большинства свободных граждан), демократия вольных городов (власть большинства имущих горожан), буржуазная демократия (власть большинства владеющих капиталом), номенклатурная демократия (власть большинства номенклатуры).

Современная Россия является классовым государством, костяк управленческого аппарата которого составляют политические менеджеры, «нанятые» для выражения интересов реального хозяина страны – класса капитала. Более 97% населения, не являющиеся членами политических партий, лишены прав выдвижения во власть своих кандидатов, так как не могут преодолеть имущественный ценз в виде дорогостоящих сборов подписей и затрат на ведение предвыборной кампании.

Народная демократия начинается с прав каждого гражданина на выдвижение в депутаты любого человека, проживающего достаточное время на местной территории. Открытое выдвижение кандидатов и выбор из них тайным голосованием победителя проводятся с установленной периодичностью на общих собраниях небольших территориальных объединений – 2-3 тыс. жителей. Избранные в представительную власть граждане составляют корпус народных депутатов России – 40-50 тыс. человек на 150 млн. населения.

Депутатский корпус формирует внутри себя уровни представительной власти, используя метод «делегирования». Первым уровнем служат местные Народные советы. Они обладают широкими правами определения приоритетов хозяйственной деятельности и контроля над исполнительной властью. Местные Народные советы делегируют депутатов в Советы следующего уровня, те – следующего и так вплоть до Высшего Народного Совета России (ВНСР).

Высший Народный Совет России, численностью 450-500 человек, есть постоянно действующий верховный орган государства, определяющий стратегию внутренней и внешней политики в соответствии с идеологией социогуманизма и наказами избирателей. Заседания ВНСР проходят ежемесячно и по мере необходимости. Между сессиями для реализации принятых решений и координации работы  избирается Президиум ВНСР и  Председатель Президиума ВНСР. Председатель Президиума ВНСР представляет страну как глава государства в международных отношениях и является Верховным главнокомандующим. 

Нижестоящие Народные советы подчиняются в определённом диапазоне вопросов вышестоящим советам, но обладают правом отзыва направленных ими депутатов из вышестоящих уровней. Лишить депутата его мандата могут также жители территории, от которой он выдвигался, что законодательно гарантируется обеспечением соответствующих условий (финансовых, организационных и др.).

Реализацией принятых Народными советами законов и постановлений занимается исполнительная власть, сформированная из компетентных в соответствующих областях профессионалов. Для этого всенародным голосованием избирается Президент из нескольких кандидатур, предложенных Высшим Народным Советом России. Президент выполняет функции премьер-министра, назначая состав Кабинета министров (Правительство), включая силовые министерства, и руководит его деятельностью.

Народные советы каждого уровня создают Исполнительные комитеты. Сначала назначается председатель соответствующего Исполнительного комитета (при уровне выше муниципального – по согласованию с Правительством). Председатель Исполкома формирует штат сотрудников по требуемым направлениям работы. Исполком подчиняется по вертикали вышестоящему Исполкому, а по горизонтали контролируется Народным советом данного уровня.

Состав Верховного суда и Конституционного суда утверждаются и изменяются Высшим Народным Советом России из кандидатов, представляемых Всероссийским съездом судей страны.

Политическим партиям отводится роль общественных площадок по выработке программ социально-экономического развития и подготовке политических кадров для выдвижения в органы государственного управления.

Такая организация власти обеспечивает поиск наиболее талантливых представителей народа, выдвигая их в управление государством не по критерию личной преданности и богатства, а профессионализма и справедливости. Она наиболее гуманистична, эффективна, низкозатратна, устойчива против внутренней коррумпированности и внешнего давления со стороны капитала, бюрократии, СМИ. При буржуазной демократии идеалом политического устройства является гражданское общество, где население и власть противостоят друг другу в установленных законами рамках. При социогуманизме, в отличие от гражданского общества, власть подконтрольна народу, выполняя его волю. Поэтому система народной демократии была отвергнута авторитарным режимом в СССР и не используется современными буржуазными государствами.

6. Основы социальной политики

Социогуманизм реализуется в форме социального государства, деятельность которого направлена на удовлетворение интересов народа не по остаточному принципу, а как главная обязанность власти. В России имеются огромные богатства для обеспечения каждому гражданину его социального права – что бы ни случилось в жизни, никто не окажется в унижающей бедности. Всем должны быть предоставлены условия достойного существования.

С этой целью из общественных фондов бесплатно удовлетворяются базовые жизненные потребности: подушевые нормативы жилой площади, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение, дошкольное воспитание, среднее и высшее государственное образование, детский летний отдых, общественный транспорт, юридические услуги. Оплата труда работников бюджетной сферы должна быть конкурентоспособной с негосударственными учреждениями. Тем самым обеспечиваются гарантии справедливого социального равенства всем гражданам.

Одновременно каждому человеку предоставляется свобода повышения индивидуального благополучия за счет собственного труда пропорционально его количеству и качеству. В том состоит справедливость социальной дифференциации, стимулирующей дух творческого соревнования.

Разница в уровне достатка различных слоев населения гармонизируется прогрессивной шкалой налогов на личные доходы и имущество семей.

Отменяется коммерческая тайна в отношении крупных финансовых операций и обеспечивается контроль над ними со стороны общественных организаций.

Воспитание детей до 18 лет приравнивается к профессиональному труду. Мать (при её отсутствии  – ближайший родственник) получает за это заработную плату в размере не менее среднего трудового дохода по стране. Дополнительно на каждого ребенка предоставляется пособие не ниже прожиточного минимума. Достигшие пенсионного возраста родители получают прибавку к пенсии в размере четверти  от отчислений в пенсионный фонд работающих детей.

Государство законодательно гарантирует возможность и создает реальные условия эффективной деятельности профсоюзов на предприятиях любых форм собственности.

Финансирование фундаментальной и прикладной науки осуществляется в объеме, необходимом для прорывного интеллектуального развития и инновационного решения текущих проблем. Тем создаются условия для завоевания передовых позиций в мировой научной  конкуренции.

Выпускникам вузов предоставляется помощь в трудоустройстве по специальности.

Государство создаёт условия для приобщения людей к высоким духовным ценностям. Запрещается пропаганда жестокости, стяжательства, насилия, порока.

Социально-культурная сфера (культура, образование, воспитание, наука, спорт, здравоохранение, общественное телевидение) имеет необходимый объём государственного финансирования для полноценного функционирования и развития.

7. Экономика здравого смысла

Чтобы промышленный потенциал России через 10 лет достиг уровня РСФСР, если бы её экономика продолжала прирастать как при «застое» по 5% в год, нам потребуются темпы ежегодного роста не менее 17%. Либеральная модель способна дать около 4-5%. Да и те остаются под вопросом, ибо основным стимулом производительности труда здесь служат прямые инвестиции, которых требуется каждый год порядка 150 млрд. долларов. Таких свободных сумм в мире не существует. А других ресурсов капитализм не знает.

Социогуманизм способен осуществить быстрое экономическое возрождение страны через раскрепощение творческой энергии трудящихся масс. Для этого используются три главных рычага: а) обеспечить всем возможность трудиться согласно личным способностям и потребностям, б) дать волю творческим стремлениям людей, сделав их хозяевами своего труда, в) удовлетворить потребности населения в качественных товарах и услугах по меньшим ценам при сохранении экологического благополучия. Это есть здравый хозяйственный смысл.

Способности и потребности людей различаются: одни предпочитают совместный труд на общих предприятиях, другие – в одиночку на базе собственных средств производства. Сама экономика состоит из разных по длительности и трудоёмкости циклов. В одних случаях результат проявляется через годы труда, нуждаясь в «длинных» инвестициях и устойчивой номенклатуре деталей, изготовление которых требует централизованного планирования. Для других ситуаций оптимальная деятельность включает противоположные условия. Поэтому в отличие от капитализма, где священными считаются частная собственность и рынок, и коммунизма, где священны  государственная собственность и план, при социогуманизме уважается любая форма собственности и любой способ регулирования, если они справедливы по происхождению и служат здравому хозяйственному смыслу.

Таким критериям соответствует экономика с трехсекторной собственностью: общенародной, коллективной, индивидуальной (частной). Способ регулирования включает использование плана, рынка и договоров, учитывающих как специфику долгосрочных трудовых циклов и больших производственных комплексов, так и быстро меняющихся производств с небольшим количеством участников.

Общенародная собственность, принадлежащая всем от рождения, включает воздух, землю, природные ресурсы, системы энергообеспечения и связи, общественный транспорт, предприятия ключевых отраслей, военно-космическую промышленность и оборонный потенциал, инфраструктуру и материально-техническую базу образования, науки, здравоохранения, культуры и др. Она обеспечивает до двух третей валового внутреннего продукта страны. Сельскохозяйственная земля передается в долгосрочную аренду с неограниченным продлением для целевого использования. Земля садовых и дачных участков находится в пожизненном пользовании с правом наследования.

Управление общенародной собственностью осуществляется государственным аппаратом по поручению народа. Для этого применяются разнообразные способы: директивное и индикативное планирование, государственные заказы, конкурсные задания, обеспечение адекватного паритета цен, защита отечественных производителей и др. Государство может сдавать в аренду предприятия, давать концессии на разработку недр, сохраняя у себя право контрольных функций, в том числе за экологической безопасностью и объемом рентных отчислений от добываемых природных ресурсов.

За счет использования общенародной собственности и налоговых поступлений из других секторов экономики создаются общественные фонды. Они предназначены обслуживать интересы страны в целом: движение по пути научно-технического прогресса, функционирование систем национальной безопасности, формирование необходимых стратегических резервов, накопление пенсионного фонда, развитие культуры, образования, здравоохранения, спорта и др. Размеры фондов и характер их распределения должны быть «прозрачными» для общественного контроля.

Коллективная собственность представлена народными предприятиями (кооперативы, артели и др.), где вся прибыль принадлежит самим работникам. Такие предприятия базируются на неделимом имуществе, которое может быть: а) передано во владение от государства по договору; б) получено в аренду; в) приобретено в коллективную собственность. Каждый член трудового коллектива является долевым собственником общего капитала, и его доля не может быть отчуждена без добровольного согласия. Совместные труженики обладают равным правом самостоятельного планирования производства, формирования органов самоуправления, выбора или найма руководителя, определения уровня заработной платы и отчислений в фонд развития и т.д. Передача работникам прав распоряжения произведенным продуктом служит мощным стимулом повышения производительности труда. Строй «цивилизованных кооператоров» воспитывает уважение к творческому труду и взаимопомощи, способствует достижению социального согласия, противостоит экономической преступности.

Значение самоуправляемых предприятий в то же время нельзя переоценивать. Там, где результаты деятельности могут быть определены лишь в конце многолетнего труда (фундаментальная наука, подготовка кадров и др.) или их трудно перевести в количественные показатели (образование, здравоохранение и др.), работнику выгоднее получать твердую заработную плату. В условиях недостаточной конкуренции, когда групповой эгоизм может доминировать над трезвым расчетом (естественные монополии и др.), более эффективным выступает государственное регулирование. Там, где создание сложных производственных систем (ракетно-космическая отрасль, электроэнергетика и др.) требует централизованного руководства целостным комплексом, нерационально опираться на самоуправляемые предприятия. В остальных ситуациях их предпочтительность несомненна.

Индивидуальный (частный) сектор представлен персональной, групповой и семейной собственностью. Здесь может происходить разделение тружеников на хозяев, владеющих средствами производства, и наемных работников.

Коллективный и индивидуальный (частный) секторы действуют преимущественно в сельском хозяйстве, сфере услуг, оптово-розничной торговле, в легкой промышленности. Управление осуществляется через рыночные и договорные  (картели, синдикаты) механизмы. В их задачу входит обеспечение мобильных экономических потребностей общества и удовлетворение индивидуальной деловой активности.

Между различными экономическими секторами существуют тесные связи и взаимные переходы. Частные фирмы могут передавать право распоряжения собственностью работникам и активно использовать инструменты внутрифирменного планирования. Государство не только издает законы и следит за их исполнением, но также само занимается хозяйственной и финансовой деятельностью через отраслевые министерства, ведомства, собственную банковскую сеть. К конкуренции на рынке допускаются все законные формы собственности: общенародная, групповая, индивидуальная (частная), – и только справедливое соревнование выявляет лучшего. В таких условиях государство и народные предприятия окажутся победителями на многих направлениях.

Тем самым хозяйственная система социогуманизма предстает не одномерной («левая», «правая» или «центристская»), а триединой (симфоничной), где каждый сектор является доминирующим в своей экономической «нише». При этом пропорции секторов и способы регулирования определяются не идеологическими установками, а здравым хозяйственным смыслом, когда эффективным  собственником считается не тот, кто лично богаче, а кто достигает лучших производственных результатов.

Крупный капитал оказался неэффективным собственником в современной России. За 18 лет своего господства он не только не обеспечил экономического рывка, но даже не смог превысить дореформенных показателей ни по одной из ведущих отраслей промышленности. Производительность труда упала в несколько раз. В таких условиях разумный передел собственности необходим и должен рассматриваться не с классовых, а с экономических позиций. Это – естественная рыночная процедура, через которую в конкурентной среде совершенствуется  механизм хозяйственного управления. В эффективных экономиках мира ежегодно до 10-20% предприятий меняют своих собственников.

При развитом капитализме производительным силам становится тесно от искусственного ограничения государственных и коллективных форм деятельности. При развитом социализме производительным силам тоже становится тесно, но уже от ограничения индивидуальных и частных форм деятельности. При социогуманизме производительные силы выходят на творческий простор, генерируя эффект «экономического чуда» – ежегодный промышленный прирост по 20-50%. Первое «экономическое чудо» XX века существовало в РСФСР с 1921 г. до 1927 г. как новая экономическая политика (НЭП). Темпы ежегодного увеличения валового национального продукта составляли тогда более 40%. Даже после восстановления разрушенного войной хозяйства они оставались высокими, в 1925 г. – 60%. Доходы работающих увеличились в три раза. Значительно улучшилось качество жизни. Преступность упала двукратно. Удалось остановить вымирание народа, длившееся с Первой мировой войны, и естественный прирост населения стал выше дореволюционного.

Позднее советский опыт планово-рыночного хозяйства использовался в США при выходе из депрессии начала 30-х годов, при восстановлении послевоенной Германии, в возрождающейся Японии. В СССР стимулирование послевоенного трудового энтузиазма позволило   восстанавливать разрушенное войной хозяйство рекордными темпами, до 30% ежегодного прироста на западных территориях. 

В наше время идеи НЭПа успешно развиваются  в наиболее динамичных экономиках мира: Китая, Тайваня, Индии, Вьетнама, Узбекистана, Беларуси и др.

8. Контроль общества над властью

Кроме экономической формации и государственного устройства важную роль для качества жизни населения играет стиль поведения руководителей, определяемый их нравственными чертами и профессиональными способностями. Приход новых лидеров нередко  радикально меняет политическую и социальную атмосферу, о чём свидетельствует история России ХХ века. Это то, что следует называть «политическим режимом». Поэтому политические режимы всегда персонифицированы.

Большое влияние на политический режим оказывает бюрократический аппарат. Во всём мире бюрократия, владея основными административными рычагами, превратилась в самостоятельный политический класс, неподконтрольный обществу и ведущий беспощадную борьбу за свое господство. В СССР этот класс назывался партийной номенклатурой, сейчас именуется партией власти. Поэтому попытки бюрократии бороться против себя самой с целью пресечения коррупции – лишь отвлекающий маневр.

Чтобы обезопасить народное государство от авторитарных стремлений политического режима, необходим надёжный механизм контроля над его деятельностью. Главная задача такого контроля – не преследование за ошибки, а их предупреждение. Предыдущие попытки в данном направлении оказались недостаточными. Диктатура пролетариата превратилась в культ личности. Народный контроль требовал контроля над самим собой. Надежды на СМИ, выборы и референдум не оправдались: первые сильно зависят от денег и административного ресурса, вторые легко превращаются в фарс, третий есть слишком дорогое удовольствие для частого использования.

При социогуманизме станет действовать механизм обратной политической связи, когда пребывание «у руля» государства напрямую зависит от благополучия общества. Для этого Председатель Президиума ВНСР и Президент (премьер-министр) ежегодно отчитываются перед Высшим Народным Советом России о динамике качества и уровня жизни населения. Статистические данные представляет Государственный комитет по статистике. Их анализ выполняется Национальным центром мониторинга качества жизни, куда входят эксперты, выбираемые ежегодно случайным методом из состава ученых России. Центр действует на общественных началах, но финансируется отдельной защищённой статьёй бюджета. В его работе принимают участие в статусе наблюдателей представители политических и общественных организаций. Результаты анализа широко публикуются в СМИ, чтобы общество владело неискаженной информацией о наиболее важных аспектах развития государства. Без этого невозможна полноценная гражданская активность населения.

Если результаты социально-экономической деятельности приближаются к заявленной цели, значит, управление осуществляется правильно. В случае ухудшения показателей сверх допустимых пределов оба высших должностных лица отправляются в отставку решением Высшего Народного Совета России.

Система контроля по конечному результату станет действовать и в субъектах РФ. Представители любых руководящих структур должны нести персональную ответственность за качество управления. В дополнение к административной вертикали власти формируется функциональная вертикаль, скреплённая через все управленческие уровни едиными параметрами контроля.

Введение ответственности государственных органов за результаты своей деятельности обеспечит прорыв к политическому управлению нового типа, основанному на законах социальной эргономики. Всякие действия государства должны быть эргономичными, то есть соответствовать ценностям, потребностям и возможностям людей. Любые политические силы, приходящие к власти, окажутся вынужденными проводить преемственную государственную политику, исходя из национальных интересов и потребностей граждан. Общество становится главным распорядителем собственной жизни, поскольку будут осуществляться лишь те действия, что соответствуют его интересам.

Превращение государственного аппарата в инструмент народной власти позволит избежать  жестокости социальных революций – объективных механизмов развития. Без революций как скачков в эволюции природы, общества и познания невозможно рождение новых качеств. Этим они отличаются от государственных переворотов – простой смены политических режимов (в традиционной или «цветной» форме), не затрагивающих основ общественного устройства. Социогуманизм не отменяет революций, а делает их безболезненными, благодаря встроенному в себя механизму контроля над государственной властью. Становится возможным ненасильственный переход народов от одного качественного этапа своей истории к другому по мере созревания объективных и субъективных предпосылок.

В результате возникнет самонастраивающийся политический механизм, который не принуждает разные страны к одинаковой социально-экономической модели, а находит оптимальные условия развития для каждой. Главный критерий оптимальности – улучшение качества жизни населения. Поэтому в международных отношениях теория социогуманизма способна стать объединяющим мировоззрением государств постиндустриального общества.

9. О легитимности прихода социогуманизма в России

Правовым фундаментом современного российского государства являются Основы конституционного строя, изложенные в первой главе Конституции РФ. Именно Основы являются неприкосновенными для политиков, тогда как остальные главы Конституции могут быть изменены волей Федерального собрания. Безусловно утверждается, что «…единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ» (ст. 3). «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, п. 1). Поскольку положения Конституции имеют высшую юридическую силу и прямое действие (ст. 15, п. 1), постольку законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции (ст. 15, п. 1). В противном случае они не легитимны.

Однако в реальной жизни многие конституционные нормы грубо нарушаются: вместо идеологического многообразия (ст. 13, пп. 1,2) навязывается господство либерального фундаментализма; народ лишён возможности выражать через референдум свою суверенную волю в нужное ему время (ст. 3, пп. 2,3); не выполняются гарантированная оплата труда и охрана здоровье людей (ст. 7, п. 2); не обеспечивается реальное равенство всех граждан перед законом и судом (ст. 19, п. 1,2); медицинская помощь в государственном здравоохранении в значительной мере платная (ст. 41, п. 1); не обеспечивается общедоступность и бесплатность дошкольного и основного общего  образования (ст. 43, п. 2); привлечение церкви к решению государственных вопросов, включая образование, выделение ей инвестиций из федерального бюджета противоречат светской природе государства (ст. 14); большинство граждан лишены реального права быть избранными в законодательные органы страны (ст. 32, п. 2); отчёт правительства перед Государственной Думой (ст. 103, п. 1в) превращён в фарс. Наделение статусом государственной власти представителей Президента в округах, навязывание Федеральному собранию воли одной политической партии противоречат положению «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ст. 3, п. 4).  

Фактически, сложившийся либеральный строй вступил в противоречие с конституционным строем, осуществляя его насильственное свержение экономическими и административными методами. Правовой нигилизм деформирует всю политическую систему вплоть до высших структур, особенно ярко проявившись в приватизации государственной собственности. По Конституции «в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8, п. 2). Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда» (ст. 35, п. 3). Собственником государственной собственности является не Президент и не Федеральное собрание, а государство, т.е. народ. Народ не давал им генеральной доверенности в виде референдума на продажу своего имущества. А принудительное отчуждение имущества допускается лишь от частника в пользу государства (ст. 35, п. 3), но не от государства в пользу частника. Поэтому российские президенты грубо превысили свои должностные полномочия. Соответственно проведенная в стране приватизация является не легитимной, требующей реституции, т.е. возвращения насильственно отторгнутой собственности истинному владельцу.

В такой ситуации именно социогуманизм способен реализовать полноту Основ конституционного строя России. Содействовать его приходу на смену уходящего капитализма есть первостепенный гражданский долг. И в этом – высшая легитимность социогуманизма перед законом и историей!

 

Об авторах

Работа над Проектом выполнялась более 14 лет, с 1997 года. Промежуточные варианты и отдельные разделы представлялись участникам Международной конференции «Глобальная катастрофа - миф или реальность?» (Москва, Горки Ленинские, 1998 г.), Международного форума по качеству жизни (Москва, 2004 г.), Международного конгресса «Этика и гуманизм» (Крым, 2005 г.), Российского научного экономического собрания (Москва, 2007), межрегиональной конференции «Приоритет культуры в жизни общества» (Москва, 2011) и др. Материалы Проекта широко обсуждались в прямом эфире радио «Свободная Россия» и «Народное радио», на многочисленных научных конференциях, в научной печати и СМИ.

В работе на разных этапах принимали участие более ста ученых различных направлений: философы, социологи, экономисты, психологи, географы, этнологи, врачи, демографы и др. В их числе – Гундаров И.А., д.м.н., к.ф.н., проф., академик РАЕН (руководитель проекта); Аугустат В. (Австрия); Баханцов М.Д., к.ф.н. (Украина); Брехман И.И., д.б.н., проф.; Венедиктов Д.Д., д.м.н., проф., чл.-корр. РАМН; Волконский В.А., д.э.н., проф.; Голубев B.C., д.г.- м.н., проф., академик РАЕН; Гурова Р.Г., д.ф.н., к.п.н., проф.; Даниленко И.С., д.ф.н., проф.; Ерасов Б.С., д.ф.н., проф., академик РАЕН; Костин Г.В., д.п.н., академик РАЕН; Крутько В.А., д.т.н., к.б.н., проф.; Кутейникова З.А., к.т.н.; Лазарев Ф.В., д.ф.н., проф. (Украина); Лир Г. (ФРГ); Лищук В.А., д.б.н., проф.; Львов Д.С., д.э.н., проф., академик РАН; Минин Б.А., д.э.н., к.т.н., проф.; Пирогов Г.Г., д.ф.н.; Полесский В.А., д.м.н., чл.- корр. РАЕН; Попов В.Д., д.ф.н., проф.; Пригарин А.А., к.э.н.; Пунтус В.И., к.ф.н.; Рудников В.А., к.э.н.; Тюриков А.Г., д.с.н., проф.; Хорев Б.С., д.г.н., проф.; Чернавский Д.С., д.э.н., проф., академик РАЕН; Шевченко Б.П., к.ф.н.; Шелепин Л.А., д.э.н., проф.; Шмаков В.И., к.с.н.; Эрекаев В.Д., к.ф.н.

 

СКАЧАТЬ ФАЙЛ В ФОРМАТЕ PDF

Комментарии

Аватар пользователя Вадим Евсеев

Коллеги, добрый день!

Вашим, моим, нашим вопросом занимаюсь профессионально.

Получил конкретные результаты: построил модель новой общественно-экономической формации с условным  названием - социальная формация

На неё получил отзывы ведущих учёных, она получила подтверждение ВАКа

Сейчас занимаюсь вопросами её институализации

Мировых аналогов нет, и с точки зрения устойчивого развития  характеристик социума, в контексте устойчивого развития страны, альтернатив также нет. Это модель развития социальных государтв!

Это социоэкономическая модель с определёнными характеристиками страны, с определёнными экономическими и социальными параметрами. Всё конкретно!

Начал докладываться на международных конференциях с представителями ООН, ЮНЕСКО и др.

Но всё очень медленно, деструктивные темпы воздействия гораздо быстрее и они уже встроены социально-экономические механизмы управления страной!

Роль деклараций о намерениях, или "что такое хорошо и что такое плохо"  в механизмах управления  не рассматриваются.

Надо искать более активные формы борьбы за свои идеи!

С уважением к вашей творческой группе,

д.э.н. Евсеев В.О.

Аватар пользователя Чекалов

Здравствуйте уважаемые, не могу сказать коллеги, в учёном мире я никто!

Так сложилась жизнь, что мне не пришлось быть членом научного сообщества. Но образование имею соответствующее, 2 университета, художник, математик, работа программистом в отделе АСУ, работать пришлось на всех поколениях ЭВМ, 14 лет был начальником бюро программирования.  Имею и соответствующий жизненный опыт. Родился до войны.  Думаю, что это чего-то стоит.

С 1992 года занимаюсь проблемами развития общества, мной разработана математическая модель развития общества. Признания своего труда научным сообществом не удаётся получить. В трудное время меня посетила ИДЕЯ. Вот один из ответов, который я получил в своё время:

http://samlib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/awtobiograficheskajapowestxilljustracii/pisxmoizrospatenta.jpg

Коротко о сути своих изысканий можно прочитать здесь:

МАНИФЕСТ. От автора математической модели развития общества.

http://samlib.ru/editors/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/manifestotawtoramodeliobshestwa.shtml

С уважением Чекалов Е В,

учёных степеней не имею. Пенсионер, инвалид.

Аватар пользователя Вадим Евсеев

Коллеги, добрый день!

Вашим, моим, нашим вопросом занимаюсь профессионально.

Получил конкретные результаты: построил модель новой общественно-экономической формации с условным  названием - социальная формация

На неё получил отзывы ведущих учёных, она получила подтверждение ВАКа

Сейчас занимаюсь вопросами её институализации

Мировых аналогов нет, и с точки зрения устойчивого развития  характеристик социума, в контексте устойчивого развития страны, альтернатив также нет. Это модель развития социальных государтв!

Это социоэкономическая модель с определёнными характеристиками страны, с определёнными экономическими и социальными параметрами. Всё конкретно!

Начал докладываться на международных конференциях с представителями ООН, ЮНЕСКО и др.

Но всё очень медленно, деструктивные темпы воздействия гораздо быстрее и они уже встроены социально-экономические механизмы управления страной!

Роль деклараций о намерениях, или "что такое хорошо и что такое плохо"  в механизмах управления  не рассматриваются.

Надо искать более активные формы борьбы за свои идеи!

С уважением к вашей творческой группе,

д.э.н. Евсеев В.О.

Аватар пользователя Чекалов

Здравствуйте уважаемые, не могу сказать коллеги, в учёном мире я никто!

Так сложилась жизнь, что мне не пришлось быть членом научного сообщества. Но образование имею соответствующее, 2 университета, художник, математик, работа программистом в отделе АСУ, работать пришлось на всех поколениях ЭВМ, 14 лет был начальником бюро программирования.  Имею и соответствующий жизненный опыт. Родился до войны.  Думаю, что это чего-то стоит.

С 1992 года занимаюсь проблемами развития общества, мной разработана математическая модель развития общества. Признания своего труда научным сообществом не удаётся получить. В трудное время меня посетила ИДЕЯ. Вот один из ответов, который я получил в своё время:

http://samlib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/awtobiograficheskajapowestxilljustracii/pisxmoizrospatenta.jpg

Коротко о сути своих изысканий можно прочитать здесь:

МАНИФЕСТ. От автора математической модели развития общества.

http://samlib.ru/editors/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/manifestotawtoramodeliobshestwa.shtml

С уважением Чекалов Е В,

учёных степеней не имею. Пенсионер, инвалид.